Корпорация «российский учебник» представила на пмэф результаты исследования «индекс образовательной инфраструктуры регионов. Результаты исследования «Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов»: Чувашия – лидер в сфере среднего профессионал

7 июня 2017 08:08

Авторы исследования озвучили ведущие регионы страны с самыми высокими значениями индекса. Оценивалась только образовательная инфраструктура, а не уровень образования в целом. По уровню общего образования неоспоримо лидерство Москвы, чей индекс намного выше остальных регионов. Эти результаты в очередной раз показывают высокий потенциал, созданный российской столицей для получения школьниками качественного образования на уровне мировых лидеров.

Другими лидерами по общему образованию эксперты назвали, в том числе, Тюменскую, Ярославскую и Новгородскую области.

В сфере дошкольного образования лидером является Мурманская область, в сфере дополнительного образования - Тюменская область, в сфере среднего профессионального образования - Чувашская республика.

«Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов» - новый аналитический инструмент для региональных администраций и органов управления образованием. Он позволяет решить две актуальных задачи - повышение эффективности инвестиционных решений органов управления образованием и рост привлекательности сферы образования для внебюджетных инвестиций.

Для объективности сравнения регионы со схожими социально-экономическими показателями объединены в кластеры. Индекс служит основой для определения приоритетов и корректировки региональных программ развития образования.

По мнению авторов исследования, высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, которым критически важно, в каких школах будут учиться их дети.

Развитая инфраструктура привлекает лучших учителей из других регионов. Другими словами, она способствует росту качества жизни на территории. В конечном счете, все эти факторы влияют на привлекательность региона для частных инвесторов и возможность реализации экономического потенциала субъекта РФ. Кроме того, использование предложенных подходов позволяет повысить эффективность государственных вложений в образование в регионе.

Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме состоится презентация масштабного исследования НИУ ВШЭ и корпорации «Российский учебник» «Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов». Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние зданий школ и детсадов, состав педагогических коллективов и условия для обучения инвалидов. Оказалось, что самый высокий уровень кадрового обеспечения - в профессиональном образовании (в 1,5 раза выше, чем в дошкольном и школьном). А вот материально-техническое обеспечение школ и детсадов, наоборот, лучше, чем в техникумах и колледжах.

Согласно исследованию, работа над которым заняла почти полтора года, средний индекс образовательной инфраструктуры субъектов за 2015 год составил 0,48 (по шкале от 0 до 1). Это на 0,02 выше, чем в 2014 году. Такой показатель складывается из исследования кадров, зданий школ и техникумов, информационных ресурсов и многого другого. Индекс находится в средней зоне - ни критически слабых, ни позитивно продвинутых регионов эксперты не выделили.

По уровням образования (дошкольное, школьное, дополнительное и профессиональное) в целом по стране индексы также оказались средними: от 0,43 по дошкольному до 0,56 по среднему профессиональному.

Заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский пояснил «Известиям», что при этом в регионах ситуация разнится.

Этот принцип мы и закладывали в индекс. Он должен стать сигналом для местных властей, органов управления образованием и основой для обмена опытом. Власти смогут детально изучить ситуацию в своем регионе и сравнить ее с другими субъектами, - сказал он.

Самыми неравномерными в 2015 году оказались показатели качества региональной образовательной инфраструктуры. Значения региональных индексов составили от 0,21 до 0,75 при среднероссийском значении 0,46.

Эксперты НИУ ВШЭ выявили, что лучшее школьное образование в Калининградской области (2-е и 3-е места - Краснодарский край и Ленинградская область). Лучшее дошкольное - в Камчатском крае (2-е и 3-е места - Курская и Магаданская области).

Индекс кадрового обеспечения оказался самым высоким в профессиональном образовании (0,67). Это в 1,5 раза выше аналогичных показателей дошкольного (0,40) и школьного (0,45) образования.

По словам народного учителя России, директора столичного Центра образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, кадровый вопрос сегодня остается одним из самых острых.

Из всех ресурсов самый дорогой - именно кадры. Всё остальное вторично. Сегодня есть проблемы с изучением математики, физики, химии. Эти предметы не были трендами в сфере высшего образования в последние 20 лет. Новые вузы учили на дизайнеров, психологов, экономистов, юристов и журналистов, - пояснил Ефим Рачевский.

Поэтому сейчас высокий спрос именно на естественно-научные специальности.

Индекс материально-технического оснащения профессионального и дополнительного образования остается относительно невысоким (0,53 и 0,52). В школьном и дошкольном образовании ситуация с компьютерами и ремонтом заметно лучше (0,63 и 0,61).

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отметил, что инфраструктура, включая кадровый состав учебного учреждения, - это минимальный «джентльменский набор» региона. Его наличие позволяет потенциально гарантировать качество и доступность образования, «но то, как он используется, - предмет исследования».

На самой низкой отметке оказался индекс инклюзии. В среднем по России он составил 0,23–0,33.

Это связано с тем, что внимание инклюзивному образованию начали уделять относительно недавно. Всего несколько лет назад стали появляться новые требования и нормативы, по-новому стали использовать существующую инфраструктуру общего образования и региональной сети образовательных учреждений, - отметил Максим Лозовский.

По его словам, позитивная динамика в стране уже видна. Он назвал это эффектом низкого старта.

Заместитель главы аппарата комитета Госдумы РФ по образованию и науке Алексей Майоров сказал «Известиям», что система образования пока не готова к тому, чтобы обучать в обычных школах детей с особыми потребностями. Это связано еще и с тем, что в стране остались специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

Высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, считают авторы исследования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июня. /ТАСС/. НИУ "Высшая школа экономики" и корпорация "Российский учебник" представят 1 июня в презентационной зоне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) результаты исследования "Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов". Об этом сообщили организаторы мероприятия.

"Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов" - новый аналитический инструмент для региональных администраций и органов управления образованием. Он позволяет решить две актуальных задачи - повышение эффективности инвестиционных решений органов управления образованием и рост привлекательности сферы образования для внебюджетных инвестиций.

Для объективности сравнения регионы со схожими социально-экономическими показателями объединены в кластеры. Индекс служит основой для определения приоритетов и корректировки региональных программ развития образования.

По мнению авторов исследования, высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, которым критически важно, в каких школах будут учиться их дети.

Развитая инфраструктура привлекает лучших учителей из других регионов. Другими словами, она способствует росту качества жизни на территории. В конечном счете все это влияет на привлекательность региона для частных инвесторов и возможность реализации экономического потенциала субъекта РФ. Кроме того, использование предложенных подходов позволяет повысить эффективность государственных вложений в образование в регионе.

В рамках презентации исследования пройдет дискуссия на тему "Как вложить деньги в образование, чтобы сделать ваш регион успешным?"

Форум

ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором зоны презентаций форума при поддержке компании EY.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: