Налоговым периодом по земельному налогу признается. Земельный налог. При подозрении на задолженность

1. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия "собственники земельных участков", "землепользователи" и "землевладельцы" определены пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы пятый - шестой исключены. - Изменения и дополнения N 3, внесенные Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204.

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, являются налогоплательщиками земельного налога.

В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Определены п. 1 ст. 388 НК РФ - это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, - вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях - см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/502@.)

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость"? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в "земельную историю". В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права - обратите внимание - Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)... Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки - последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее - МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация - земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц - членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство - не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее...

На что хотелось бы обратить внимание, - это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики - физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

· земельный налог,

· арендная плата,

· нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируется Федеральным Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (Далее Закон №1738-1) и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю» (Далее Инструкция № 56).

Налогоплательщики

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Определение этих понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

· собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Обращаем Ваше внимание, что плательщиками налога на землю являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (Глава 26.2. НК РФ), плательщики единого сельхозналога (Глава 26.1. НК РФ), плательщики единого налога на вмененный доход (Глава 26.3. НК РФ).

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

В частности объектами налогообложения являются:

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;

Земли для обеспечения космической деятельности;

Земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;

Земли лесного и водного фондов.

Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 3 Закона № 1738-1 устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки

Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:

0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.

Льготы по налогу

Статьей 12 Закона № 1738-1 установлен перечень льготных категорий земель, организаций и граждан которые освобождаются от уплаты налога на землю.

В разделе II Инструкции № 56 подробно рассмотрен порядок их применения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание, что от уплаты налога на землю освобождаются:

    научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

    предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

    граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Налог на землю взимается на всей территории России. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации РФ предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Сроки уплаты

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

Земельный налог - местный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. на основании гл. 31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена Федеральным за­коном от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ". До указанной даты земельный налог взимался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».

В соответствии с гл. 31 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с положениями Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге - законами этих субъектов Федерации). После введения налога в действие он становится обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками по следующим основаниям:

    на праве собственности;

    на праве постоянного (бессрочного) пользования;

    на праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков:

    находящихся у них на праве безвозмез­дного срочного пользования;

    переданных им по договору аренды..

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Одновременно НК РФ установлен закрытый перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения:

    земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ - государственные природные заповедники и национальные парки; здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суда; объекты организации федеральной службы безопасности; объекты организации федеральных органов государственной охраны и т.д.;

    земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с за­- конодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами куль­- турного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список все­ мирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с за-­ конодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, бе­- зопасности и таможенных нужд;

    земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с за-­ конодательством РФ, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с зако­- нодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственно­- сти водными объектами в составе водного фонда, за исключением земель­- ных участков, занятых обособленными водными объектами.

Земли могут быть изъяты из оборота с целью восстановления их плодородия, восстановления загрязненных почв, в то числе подвергшихся радиоактивному загрязнению .

Налоговая база и порядок ее определения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемые объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответ­ствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется:

- в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым пе­риодом;

- отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками при­знаются

определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося фи­ зическим лицом (но не являющимся индивидуальным предпринимате­ лем), определяется налоговыми органами на основании сведений, кото­рые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществля­ющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 тыс. руб.) производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Если размер не облагаемой земельным налогом суммы (10 тыс. руб.) превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равном нулю.

в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого­плательщиков, являющихся собственниками данного земельного учас­тка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из нало­гоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижи­мости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного уча­стка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использова­ния, налоговая база в отношении данного земельного участка для ука­занного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость

Налоговый период. Отчетный период.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении земельного налога представительный орган му­ниципального образования (законодательные (представительные) орга­ны государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы

Перечень установленных налоговых льгот по земельному налогу достаточно своеобразен и требует внимательности при их применении.

От уплаты земельного налога могут освобождаться как определенные категории налогоплательщиков, так и отдельные категории земель, а именно:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов , а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов , - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ)

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, их подтверждающие, в налоговые органы по месту нахождения участка.

В случае возникновения в налоговом (отчетном) периоде права на льготу исчисление суммы налога (или соответственно авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как:

К= Мп/Мк ,

где К - коэффициент

Мп - число полных месяцев, в течение которых льготы не было

Мк - число календарных месяцев в налоговом периоде (налоговый период - календарный год) или в отчетном периоде.

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

В случае прекращения налоговой льготы в налоговом (отчетном) периоде расчет производится по той же схеме, при этом месяц прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

В НК РФ установлен следующий порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица , являющиеся индивидуальными предпринимателями , исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Представительным органам муниципальных образований и законодательным органам власти городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право предусматривать уплату в течение налогового периода не более двух платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основе налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основе налогового уведомления, исчисляется как

А.п = Н.б*Н.с,

где ∑А.п - сумма авансовых платежей по налогу

Н.б - налоговая база

Н.с - установленная представительными органами муниципальных образований и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга доля налоговой ставки. При этом размер этой доли не должен превышать 1/2 установленной налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и 1/3 данной налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Особый порядок исчисления земельного налога установлен при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

По земельному участку или его доли, перешедшим по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства

В НК РФ предоставлено право представительным органам муниципальных образований и законодательным органам городов Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога разрешать отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать о расположении на подведомственной им территории земельных участков и их владельцах в течение 10 дней после их регистрации.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований обязаны ежегодно до 1-го февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Указанные сведения предоставляются соответствующими органами по утвержденным Минфином России формам.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения всех налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Порядок доведения определяется органами местного самоуправления и исполнительными органами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В случае превышения установленного 3-летнего срока исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего 3-летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу, если они установлены на соответствующей территории и для соответствующих категорий плательщиков

По истечении налогового периода налогоплательщики обязаны уплачивать оставшуюся сумму налога.

Налог и авансовые платежи по налогу должны уплачиваться в бюджет по месту нахождения соответствующих земельных участков.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по нему на основе налогового уведомления, полученного от налоговых органов.

Налоговая декларация.

Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Указанные налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 178-ФЗ)

При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый объект налогообложения (долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист Раздела 2 Декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.

Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 29.03.2007 N 27н)

Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка Декларации на принтере.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: