1. Тема стихотворения: чувства, душа человека (название стихотворения переводится как "молчание"); 2. Основная мысль: человеку следует обращать внимание на чувства другого человека, а не на слова (чувства человека искреннее слов); 3. Лирический герой: человек, призывающий не открывать свою душу другим людям во избежании непонимания; 4.
Средства выразительности: градация (молчи, скрывайся и таи), многосоюзие (и чувства, и мечты), эпитет (душевной глубине), олицетворение (встают и заходят оне), эпитет (безмолвно любуйся), сравнение (как звёзды в ночи), эпифора в четверостишии (...и молчи), ассонанс (любуйся ИмИ И молчи, то есть, повторение гласных звуков), риторические вопросы (как сердцу высказать себя? другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?), метафора (возмутишь ключи), метафора (питайся ими (ключами)), ассонанс (пИтайся ИмИ И молчИ), инверсия (лишь жить в себе самом умей), инверсия и гипербола (целый мир в душе твоей), эпитет (таинственно-волшебных дум), олицетворение (шум оглушит), аллитерация (оглуШит наруЖный Шум), эпитет (дневные лучи), инверсия (дневные разгонят лучи); 5. Жанр - стихотворение; 6. Размер, рифма: размер - четырёхстопный ямб, рифма - парная); 6. Мои впечатления: мне понравилось это стихотворение, его философское, даже немного с романтикой, направление. Но я не согласна с мыслью, заложенной автором в это стихотворение. Я считаю, что невозможно, чтобы человек всегда держал все чувства, мечты в себе, не делясь даже с самыми близкими ему людьми. Думаю, человеку не стоит замыкаться, жить только своим внутренним миром.
Название стихотворения переводится с латинского как «Молчи!». Этот призыв лейтмотивом проходит через все произведение. Побуждение к молчанию здесь выходит на первый план, потому оно отражено в заглавии. Тютчев повторяет мольбу в конце каждой строфы, активно воздействуя на читателя.
Стихотворение можно охарактеризовать как очень личное, несмотря на то, что оно наполнено обращениями к собеседнику. Дело в том, что оно принадлежит к числу первых произведений Тютчева, которые он писал «в стол» - для себя, а не для публики. Убедить напечатать некоторые из них поэта смогли близкие друзья.
В данном стихотворении поднимается тема сакральности рассуждений и размышлений, понять которые суждено только их автору. Тютчев пишет о них, как о чем-то волшебном:
«Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум…».
Поэт проводит четкую грань между внутренним миром и внешним. Причем последний рисуется нам как враждебный и «чужой».
Это становится ясно из слов
«Лишь жить в себе самом умей…».
Внутренний мир, наоборот, полон романтики и светлых красок. Читая данное стихотворение, мы ощущаем нарастание смутной тревоги и зарождение страха. Исходит оно от заключительных строк каждой строфы. Градация «любуйся - питайся - внимай» усиливает этот эффект. Первое слово носит легкое, несколько отстраненное значение, а последнее приобретает более суровый оттенок.
Краски сгущаются еще сильнее, когда мы в середине произведения натыкаемся на строку «Другому как понять тебя?». Кажется, что здесь кроется не опасение открыться перед собеседником, пусть даже и самым близким другом, а разочарование. Над читателем и автором нависает другой вопрос: стоит ли делиться своими переживаниями и мыслями? Не обернется ли это против меня? Тютчев, будучи дипломатом, привык осторожничать, и данная черта характера поэта раскрывается здесь в достаточной мере.
Все это произведение похоже на диалог с собой. Молчаливым собеседником, о котором упоминалось ранее, на самом деле, является сам автор. Поэтому он может давать советы такого характера, быть напористым, местами даже агрессивным. Ведь речь идет о благополучии самого близкого ему человека - о нем самом.
Именно за счет того, что стихотворение изначально писалось не для общественности, оно и кажется нам таким притягательным. Создается впечатление, что мы получили доступ к чему-то личному, таинственному и потому настолько интересному. Оттого и совет «Молчи!» нам так нравится. В нем нет лицемерия, наигранности, он не подстроен под обстоятельства и не выдуман просто ради поддержания беседы. Он наполнен искренностью. Хочется верить Тютчеву.
Стихотворение написано в 1830 году, в эпоху заката русского романтизма. Этим и обосновываются разочарование, страх, стремление к таинственности и погружение в собственный внутренний мир - как никак, это признаки того направления общественной мысли, распространеного во второй половине XIX века.
Проблема: взаимоотношение внутреннего и внешнего мира
Основная мысль: лучше хранить свои тайны и мечты, проблемы и переживания при себе, ведь никогда не знаешь, как отнесутся к ним люди. Человек сам по своей природе обречен на одиночество, поэтому лучше уделять больше внимания своему внутреннему миру, более широкому, богатому и яркому по сравнению с внешним.
Ряд проблем: во-первых, в трех строфах Тютчев размышляет над тремя проблемами: в первой – человек и окружающий его мир, во второй – отношение людей к чужим мечтам, тайнам, убеждениям, проблемам и т.д., в третьей - человек и его внутренний мир.
Во-вторых, в течение всего стихотворения прослеживается тема одиночества человека среди людей, а также противостояние внешнего и внутреннего мира.
Особенности композиции: Стихотворение разделено по смыслу на три части, каждая из которых представляет собой отдельную строфу. Каждая часть содержит свою тему и проблему, вытекающую из основной, каждая имеет свое начало, развитие и логический конец. Они объединены общей темой, одинаковым принципом построения, каждая, несмотря на свою самостоятельность, также имеет общие черты с другими в том, что заканчивается словами «и молчи», перед которыми идет глагол повелительного наклонения.
Жанр: стихотворение
Функция: воздействие
Тип: рассуждение
Стиль: художественный
Основные образы:
Сравнивая внутренний и внешний мир, автор создает образы звезд и ночи –внутренний мир («безмолвно, как звезды в ночи»), огромный и светлый мир в душе человека («есть целый мир в душе твоей»), образ шумного и суетливого внешнего мира («их оглушит наружный шум»).
Размер: ямб с элементами пиррихия
Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”.
Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”. Толстой пометил это стихотворение в “Кру-ге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”. “В важ-ных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами. Амиель”, “Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” – это цитаты Амиеля и Паскаля, приведённые тут же в “Круге чтения”. Многообразию глубинных, потаённых смыслов тютчевского стихотворения нет конца.
Вот точка зрения К. Д. Бальмонта: “Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки”. По мнению К. Бальмонта, стихотворение “Silentium!”: о сущности творческого процесса, об акте творчества, трактованном с позиций идеализма.
В. Иванов: “слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта”. Вослед за Вячеславом Ивановым – современный исследователь символизма и модернизма И. Ангере: “Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя? Мысль изречённая есть ложь””.
Приступая к непосредственному анализу построения и выразительных средств стихотворения “Silentium!”, оставшегося навечно в истории русской и мировой лирики в качестве одного из глубочайших постижений внутренней жизни человеческой души, оговорюсь, что так же, как и каждая эпоха создаёт своего Гамлета, каждое поколение по-своему читает и будет читать “Silentium!”.
В качестве основного текста для анализа выбран текст “Современника” 1836 г., признанный основным в большинстве изданий стихотворений Тютчева:
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!…
“Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного
впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира ду-ши или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”, - писал Иван Сергеевич Тургенев.
В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом “Молчание”, а латинским “Silentium!”.
Среди лучших тютчевских стихотворений “Silentium!” имеет совершенно особую судьбу. Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел “Другие редакции и варианты” чрезвычайно беден; “Silentium!” – единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях. Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения.
“Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои” – печатает Тютчев в “Молве” 1833 года. “И чувства и мечты
свои” – “ Современник” 1836-го. “Пускай в душевной глубине/
Встают и кроются оне…” – “Молва”. “Встают и заходят оне” - “Современник”. “И всходят и зайдут оне” – “Современник” 1854 года. “Как звёзды мирные в ночи” – “Молва”. “Безмолвно, как звезды в ночи” – “Современник”. “Как звёзды ясные в ночи” – “Современник” 1854 года. Легко можно объяснить первую из перемен, “И мысли и мечты” на “И чувства и мечты”. Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: “мо”, “мы”, “ме”, а отрывистое “ч” задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее.
Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Ба-тюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике.
Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии
мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, - последние строки секстин:
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!…
Настойчивое повторение – этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить.
Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – человека, с кото-рым спорят. В стихотворении “Silentium!” нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. “Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы”, - пишет Валерий Брюсов.
Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опыт-ного или просто себя же, но повзрослевшего: “Молчи, скрывайся и таи…”. И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа.
Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассу-дочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”. Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неопи-суемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям де-вятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.
Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.
Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:
Любуйся ими – и молчи,
Питайся ими – и молчи,
Внимай их пенью – и молчи.
Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение “Silentium!” выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: “оне”, “звезды” вместо “звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.
Пускай в душевной глубине
Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”. Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует пау-зу и тем подчёркивает её заветный смысл”, - пишет А. Горелов о ритмике тютчевского сти-хотворения.
В своём “Silentium!” поэт призывает романтика вслушаться в пение “таинственно-волшебных дум” в его собственной душе. Гармония соразмерности частей, гармония смысла и формы, фраз и строк – таковы главные средства, с помощью которых Тютчев создал свой великий шедевр романтической лирики – 18 строк о молчании.
Анализ лирического произведения
- Какова тема? (О чем?)
- Какова идея? (Что хотел сказать автор?)
- Композиция стихотворения.
- Каково душевное состояние лирического героя?
- Какими худ. средствами это достигается:
- а) тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия и т.д.). б) языковой анализ: поэтическая фонетика - звукопись (аллитерация и ассонанс), лексика, синтаксис.
- 6. Стихотворный размер. Рифма.
- 7. Какие чувства вызвало чтение стихотворения?
- Анализ стихотворения
- Ф.И. Тютчева
- «Silentium!»
- Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор:
- «Молчи, скрывайся и таи…»
- Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении - это усиливает стремление убедить кого-то:
- «Любуйся ими – и молчи».
- Энергию убеждения поддерживает подбор рифм - точных, смежных, мужских.
- Первая строфа - энергичное убеждение, обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека.
- Смысл этого убеждения: твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине , «как звезды в ночи».
- Речь идет о невозможности передать словом жизнь сердца , души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума.
- Метафора: жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой.
- Как сердцу высказать себя?
- Другому как понять тебя?
- Поймет ли он, чем ты живешь?
- Мысль изреченная есть ложь.
- Взрывая, возмутишь ключи, -
- Питайся ими - и молчи.
- Два мира: внешний (с наружным шумом и светом) и внутренний (названный «таинственно-волшебным») вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными.
- Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…» - сохрани свой внутренний мир!
- Лишь жить в себе самом умей –
- Есть целый мир в душе твоей
- Таинственно-волшебных дум;
- Их оглушит наружный шум,
- Дневные разгонят лучи, -
- Внимай их пенью – и молчи!..
- Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф.
- Такова композиция стихотворения.
- Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? («оне», «звезды»). Какова их функция?
- Найдите строки, ставшие афоризмом, где заключена идея:
- Лексика стихотворения
- Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
- Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - чувств, мыслей, мечтаний, рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого".
- Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.
- Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
- Почему человек обречен на непонимание его другими людьми?
- Как спасти свой внутренний мир от непонимания, наружного «шума»?