Антон антонович дельвиг произведения.  Дельвиг А.А. Основные даты жизни и творчества. Последние годы жизни

10 - 30 годы 19-го века характеризуются большим подъемом дворянской культуры. Это обусловлено и реформами Александра I, и духом свободы, пришедшим в Россию после победы над Наполеоном, и поистине уникальным количеством одаренных литераторов, появившихся в это время. И Дельвиг, биография которого, к сожалению, коротка, - один их них.

Детство

Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) принадлежал к старинному, но обедневшему роду баронов, давным-давно обрусевших выходцев из Прибалтики. Он родился в Москве. Семья была бедной. Она существовала на жалованье отца, служившего в Кремле. Свое образование Антон Антонович начал в частном пансионе. Там один из преподавателей заинтересовал его историей, литературой, но точные науки ребенок не полюбил.

Царскосельский лицей

В 13 лет Антона Дельвига отдали на обучение в только что отрывшийся лицей в Царском Селе. Он оказался в одном классе с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером, с которыми подружился на всю жизнь.

С такой небогатой, но одаренной дворянской молодежью на шесть лет встретился Дельвиг. Биография его будет наполнена общением с этими неординарными людьми. Внешне Дельвиг был полноватый, розовощекий, неповоротливый и довольно неуклюжий. Учился он не просто посредственно, а, скорее, даже плохо. Его считали лентяем. Над ним незлобно подсмеивались и писали эпиграммы. Но куда только исчезала медлительность, когда дело касалось словесности или чтения? Он с удовольствием готовил уроки по интересующему его предмету. Даже не зная немецкого языка, он цитировал наизусть Шиллера и Гете. Он рано начал писать стихи, подражая Горацию («К Диону», «К Лилете»). А 1814 году, когда русские войска вошли в столицу Франции, он написал стихотворение «На взятие Парижа». Оно было опубликовано под псевдонимом «Русский» в «Вестнике Европы».

Его поэтический дар был оценен так высоко, что директор лицея попросил написать стихотворение, которое ознаменует первый выпуск лицея. И Дельвиг написал «Шесть лет». Это произведение положили на музыку, и оно стало гимном лицея на долгие годы.

Служба

После окончания лицея, где бы Дельвиг ни служил, он проявлял себя как человек нерадивый и не любящий работу. Часто меняя ведомства, равнодушно относился к делам Дельвиг. Биография говорит, что рутинная работа его тяготила.

Настоящие увлечения

Не хобби, а почти работой, но выполняемой все же с неизменной ленцой, стали стихосложение и Когда поэт, а Дельвиг был поэтом, женился на Софье Михайловне Салтыковой, то их дом стал литературно-музыкальным салоном.

В нем встречались Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнев, Языков. В этом была и немалая заслуга его супруги, которая любила русскую словесность, много читала, а полюбившиеся стихотворения заучивала наизусть. Еще в годы учебы Софья Михайловна много слышала о Дельвиге, Баратынском, Рылееве, Бестужеве. Она с увлечением читала их произведения.

Кроме того, она много читала на немецком и французском языках и прекрасно играла на фортепьяно.

В 1825 году Дельвиг организовал издание альманаха «Северные цветы». Он умело распознавал зарождающийся талант и привлекал к печати новых авторов как из Петербурга, так и из Москвы. Но главным своим делом Дельвиг считал издание «Литературной газеты». Она выходила при участии Пушкина и Вяземского. Активным критиком проявил себя на ее страницах Дельвиг. Биография рассказывает о борьбе с «коммерческой» литературой, удачливым, продаваемым автором которой был бесталанный Булгарин. Он издавал почти запрещенного Пушкина и неугодного властям Кюхельбекера. Так в литературной и организаторской области развивался Дельвиг. Биография показывает, что этот человек не сгибался угодливо перед цензурой. Политическая и общественная деятельность были ему неинтересны. Он знал, и даже близко, будущих декабристов Ф. Глинку, А. Бестужева, К. Рылеева, но не разделял из взглядов. Не был революционером Антон Дельвиг. Биография его в этом плане сложилась удачно, в отличие от жизненного пути увлекшегося этими идеями

Поэзия Дельвига

На поэзию Дельвига наложила отпечаток его тихая, далекая от общественно-политических течений, жизнь. Захудалое дворянство было выброшено от участия в управлении государством. Представителем этого сословия был Антон Дельвиг. Биография его отражена в том, что он был представителем «чистой» поэзии, свободной от потрясений политических бурь. Он написал примерно сто семьдесят стихотворений с виртуозным мастерством. Дельвиг искал новые формы стиха, у него у первого в России появились сонеты. Он писал в размерах русского народного стиха. И все это многообразие форм использовалось только для очень узкой тематики произведений. Он мечтал о тихой усадебной жизни, об отсутствии мирских забот, о дружеских забавах.

Две темы проходят через всю его поэзию. Одна идиллическая, с эллинскими мотивами, а другая - подражание народным песням. В зрелые годы он даже «скрещивал» два этих жанра («Отставной солдат»). На его стихи писали музыку Даргомыжский, Варламов, Глинка. А «Соловья» Алябьева, посвященного Пушкину, знают практически все. Произведения Дельвига и в наши дни известны, но как безымянные («Не осенний мелкий дождичек», «Ах, ты ночь ли, ноченька»).

Отношения с Пушкиным

Дружба с А. Пушкиным была самой задушевной с лицейских лет. Жизнь Дельвига показывает, что он всегда восхищался произведениями друга, а Пушкин, в свою очередь, очень ценил Дельвига как литератора и его разработки новых поэтических форм использовал в творчестве болдинской осенью. После длительных разлук они встречались очень нежно, обнимая и целуя друг друга. Таков был Дельвиг - друг Пушкина. Биография каждого из поэтов говорит о родстве их душевного строя.

Последние годы

Любимое детище Дельвига - «Литературную газету», - закрыли, благодаря доносам Булгарина шефу жандармов Бенкендорфу, в 1830 году. Поэт затосковал. А потом он разболелся и умер от тифа. Ему было всего тридцать два года. Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письмах к Плетневу Александр Сергеевич прямо говорит, что Дельвиг «был лучшим из нас».

В наши дни учредили ежегодную литературную премию им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Целью премии является поддержка литераторов, которые развивают в своем творчестве лучшие отечественные традиции.

Антон Антонович Дельвиг - это имя, несмотря на существенный вклад в развитие литературы 19-го века, в первую очередь у многих ассоциируется с именем А. С. Пушкина. И немудрено, ведь еще в школе все изучали биографию великого русского поэта, и учителя рассказывали о его друзьях. Именно тогда впервые для многих звучало имя Дельвига.

Сегодня вы более подробно узнаете о том, кто такой Антон Дельвиг. Биография и творчество его тесно связаны с деятельностью Александра Сергеевича Пушкина. Всю жизнь, практически с первой встречи, два литератора поддерживали теснейшую дружескую связь.

Что же привлекало в этом человеке знавших его людей? Чем привлек он к себе Пушкина и многих других именитых представителей литературы того времени?

Детство

В конце XVIII века, а именно 6 августа 1798 года, в семье плац-майора, помощника коменданта Московского Кремля, родился сын Антон. Отец был из старинного рода прибалтийских баронов, давно обедневшего. Мать из семьи дворян Красильниковых.

Обучение мальчика проводил частный учитель А. Д. Боровков, который привил мальчику любовь к литературе. Также Антон посещал частный пансион.

Лицеист

В 13 лет его отправили в открывающийся в Петербурге Царскосельский лицей. Дельвиг, биография которого с того времени стала тесно связана с историей этого заведения, толстый, неповоротливый, весьма ленивый, но очень добродушный, быстро подружился со многими лицеистами.

Пушкин, Пущин, Кюхельбекер - имена его ближайших друзей того времени. С ними он хранил теплые отношения всю жизнь.

Лень Антона не знала границ, когда дело касалось любых точных наук, но он блистал на уроках истории и литературы. Здесь не было ему равных.

Ему не были интересны шумные лицейские мероприятия, он любил подолгу бродить по парку Царского Села или уединиться в тихом уголке с книгой. Читал Антон Дельвиг все, что попадало ему под руку.

Лень Тоси - так с любовью называл его Пушкин - стала легендой у лицеистов. Они беззлобно подшучивали над ним, а он не обижался, охотно позволяя это.

Он ни за что не хотел делать то, что было ему неинтересно, ненавидел рутину, но если его глаза загорались, лень исчезала без следа, и Дельвиг демонстрировал живой, проницательный ум, богатое воображение.

С детских лет он был великим сочинителем. Его образы были настолько ярки, что часто хорошо знающие его друзья поддавались и верили его вымышленным рассказам. Верили не только друзья, но и преподаватели, и сам В. Ф. Малиновский, директор лицея.

Пушкин однажда даже описал, как Дельвиг (биография, интересные факты из жизни которого рассматриваются в этой статье) рассказывал о военном походе. В 1807 году он будто бы был свидетелем военных действий, отправившись с отцом в повозке на фронт. Так четко, ярко, подробно было все описано, что все поверили тогда рассказу юного фантазера. Только некоторое время спустя он признался близким друзьям в своем сочинительстве.

Творчество

Юноша рано стал писать стихи. В этом он опередил даже А. С. Пушкина. В 16 лет он отправил свое первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». Стихотворение было без подписи. Читатели, среди которых были признанные литераторы того времени, были удивлены талантом неизвестного поэта и гадали, кто же это мог быть.

Стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов.

Таким образом, совершил новый виток в развитии Дельвиг. Биография и творчество его до сих пор интересуют неравнодушных к литературе.

Антон Дельвиг написал не так много стихов, но среди них особой популярностью пользовались народные песни. Он первым в стране стал писать сонеты. При жизни издал всего одну книгу своих стихов, произошло это в 1829 году.

Друзья

А. С. Пушкин - лучший друг А. Дельвига. Оба очень ценили теплые доверительные отношения, зародившиеся между молодыми людьми еще в лицейские годы. Когда у них была такая возможность, они встречались ежедневно. Если это невозможно было по какой-либо причине (ссылка Пушкина, например), они писали друг другу письма.

Кюхельбекер, Баратынский, Пушкин, Дельвиг в 1819 году создали Союз поэтов, который был скреплен не только общими интересами, но и дружескими отношениями. Они собирались вместе, читали стихи, с удовольствием пили шампанское, позже увлеклись бунтарскими идеями, их собрания изменили характер. Часто в них сквозили дерзкие, бунтарские настроения. Поэты поддерживали друг друга в очень сложной обстановке того времени.

Любовь

Антон Дельвиг был подслеповат, и все женщины, по уверениям его лицейских приятелей, казались ему красавицами. Такому восприятию способствовало и богатое воображение. Так ли это было на самом деле?

Модно было в те годы устраивать литературные салоны, где собирались просвещенные люди того времени, увлекающиеся литературой. Сюда же приходили поэты и писатели, как молодые, так уже и именитые, к коим уже относились ранее упомянутые личности.

Хозяйкой одного из таких салонов, пользующихся успехом в те времена, была Софья Пономарева. Дельвиг, бывавший среди ее посетителей, влюбился в молодую образованную Софью. Он стал посещать салон ежедневно, но успеха у его хозяйки не достиг, как, впрочем, и многие другие ухажеры, которым она с легкостью кружила головы.

В конце концов Антон Дельвиг решил, что негоже так терять голову, и стал внимательнее глядеть по сторонам, уделяя внимание другим представительницам женского пола. Вскоре на горизонте появилась Софья Салтыкова. Красивая, веселая, образованная, во многом похожая на свою тезку. Дельвиг делает ей предложение и женится на ней. Отношения между супругами очень нежные. Софья пишет об этом часто в письмах своей подруге. Но, по-видимому, как в письмах, так и в отношениях возникают некие паузы. Тем не менее в семействе Дельвигов рождается дочь Лиза, горячо любимая обоими супругами. Об этом Софья восторженно повествует все той же подруге в письмах.

Недолгая, но богатая была у такого литератора, как Антон Дельвиг, биография. Фото его с дочерью, к сожалению, найти практически невозможно. Не суждено ему было долго наслаждаться отцовством из-за скоропостижной кончины. К моменту его смерти девочке не исполнилось и года.

Карьера

По окончании лицея менял не одно место работы Антон Дельвиг. Биография краткая его трудовой деятельности ничем не приметна, кроме одного - он поменял несколько мест работы, но нигде не оставался подолгу. Ему было скучно на государственной службе, он опаздывал на работу, уходил раньше времени домой, для того чтобы встретиться с любимыми друзьями-поэтами.

Работа в Департаменте водных и соляных дел, а впоследствии в Публичной библиотеке стала для поэта лишь доказательством его нежелания заниматься монотонной деятельностью, лишенной творчества.

Любимое дело

Все изменилось после того, как Дельвиг возглавил выпуск альманаха «Северные цветы» и Литературной газеты. Он оживился, начал трудиться усердно. Он поддерживал мятежное настроение того времени и часто допускал к печати произведения своих сотоварищей, пребывающих в ссылке (Пушкина, Кюхельбекера), поддерживал молодых начинающих, но уже талантливых авторов. Зачастую ему крепко доставалось от Бенкендорфа, заведовавшего в то время цензурой. Стычки происходили все чаще. Внешне спокойный Дельвиг в душе сильно переживал. Когда очередной скандал закончился решением закрыть газету под угрозой ссылки в Сибирь, впечатлительный поэт долго сидел на морозе погруженный в свои думы.

Предположительно именно это подорвало и без того не очень крепкое здоровье. Нервное потрясение, воспаление легких привели к трагическому концу жизни талантливейшего человека - Антона Антоновича Дельвига, биография его оборвалась в тридцать с небольшим лет. Он умер 14 января 1831 года, через месяц после случившегося скандала.

На смерть *** (Я знал ее...)

(Сельская элегия) Я знал ее: она была душою Прелестней своего прекрасного лица. Умом живым, мечтательной тоскою, Как бы предчувствием столь раннего конца, Любовию к родным и к нам желаньем счастья, Всем милая, она несчастлива была, И, как весенний цвет, расцветший в дни ненастья, Она внезапно отцвела. И кто ж? любовь ей сердце отравила! Она неверного пришельца полюбила: На миг ее пленяся красотой, Он кинулся в объятия другой И навсегда ушел из нашего селенья. Что, что ужаснее любви без разделенья, Простой, доверчивой любви! Несчастная, в душе страдания свои Сокрыла, их самой сестре не поверяла, И грусть безмолвная и жаждущая слез, Как червь цветочный, поедала Ее красу и цвет ланитных роз! Как часто гроб она отцовский посещала! Как часто, видел я, она сидела там С улыбкой, без слезы роптанья на реснице, Как восседит Терпенье на гробнице И улыбается бедам.

На смерть В[еневитинов]а

Д е в а Юноша милый! на миг ты в наши игры вмешался! Розе подобный красой, как Филомела, ты пел, Сколько любовь потеряла в тебе поцелуев и песень, Сколько желаний и ласк новых, прекрасных, как ты. Р о з а Дева, не плачь! я на прахе его в красоте расцветаю. Сладость он жизни вкусив, горечь оставил другим; Ах! и любовь бы изменою душу певца отравила! Счастлив, кто прожил, как он, век соловьиный и мой! * См. также Д.Веневитинов .

На смерть Державина

Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин ! О Пушкин, нет уж великого! Музы над прахом рыдают! Их кудри упали развитые в беспорядке на груди, Их персты по лирам не движутся, голос в устах исчезает! Амура забыли печальные, с цепью цветочною скрылся Oн в диком кустарнике, слезы катятся по длинным ресницам, Забросил он лук и в молчаньи стрелу об колено ломает; Мохнатой ногой растоптал свирель семиствольную бог Пан. Венчан осокою ручей убежал от повергнутой урны, Где Бахус на тигре, с толпою вакханок и древним Силеном, Иссечен на мраморе - тина льется из мраморный урны,- И на руку нимфа склонясь печально плескает струею! Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин! О Пушкин, нет уж великого! Музы над прахом рыдают! Веселье в Олимпе, Вулкан хромоногий подносит бессмертным Амврозию, нектар подносит Зевсов прелестный любимец. И каждый бессмертный вкушает с амврозией сладостный нектар, И, отворотясь, улыбается Марсу Венера. И вижу В восторге я вас, полубоги России. Шумящей толпою, На копья склонясь, ожиданье на челах, в безмолвьи стоите. И вот повернул седовласый Хрон часы, вот пресекли Суровые парки священную нить - и восхитил к Олимпу Святого певца Аполлон при сладостной песне бессмертных: «Державин, Державин! хвала возвыше нным поэтам! восстаньте, Бессмертные, угостите бессмертного; юная Геба, Омой его очи водою кастальскою! вы, о хариты, Кружитесь, пляшите под лиру Державина! Долго не зрели Небесные утешенья земли и Олимпа, святого пиита». И Пиндар узнал себе равного, Флакк - философа-брата И Анакреон нацедил ему в кубок пылающий нектар. Веселье в Олимпе! Державин поет героев России. Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин! О Пушкин, нет уж великого! Музы над прахом рыдают. Вот прах вещуна, вот лира висит на ветвях кипариса, При самом рожденьи певец получил ее в дар от Эрмия. Сам Эрмий уперся ногой натянуть на круг черепахи Гремящие струны - и только в часы небесных восторгов Державин дерзал рассыпать по ней окрыленные персты. Кто ж ныне посмеет владеть его громкою лирой? Кто, Пушкин?! Кто пламенный, избранный Зевсом еще в колыбели, счастливец, В порыве прекрасной души ее свежим венком увенчает? Молися каменам! и я за друга молю вас, камены! Любите младого певца, охраняйте невинное сердце, Зажгите возвышенный ум, окрыляйте юные персты! Но и в старости грустной пускай он приятно на лире, Гремящей сперва, ударяя - уснет с исчезающим звоном!

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

На смерть кучера Агафона

Ни рыжая брада, ни радость старых лет, Ни дряхлая твоя супруга, Ни кони не спасли от тяжкого недуга... И Агафона нет! Потух, как от копыт огонь во мраке ночи, Как ржанье звучное усталого коня!.. О небо! со слезой к тебе подъемлю очи И, бренный, не могу не вопросить тебя: Ужель не вечно нам вожжами править можно И счастие в вине напрасно находить? Иль лучшим кучерам жить в мире лучшем должно, А нам с худыми быть!.. Увы! не будешь ты потряхивать вожжею; Не будешь лошадей бить плетию своею; И, усом шевеля, по-русски их бранить; Уже не станешь ты и по воду ходить! Глас молодецкий не прольется, И путник от тебя уж не зажмет ушей, И при сияньи фонарей Уж глас форейтора тебе не отзовется, И ах! Кузьминишна сквозь слез не улыбнется! Умолкло все с тобой! Кухарки слезы льют, Супруга, конюхи венки из сена вьют, Глася отшедшему к покою: "Когда ты умер - черт с тобою!"

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Надпись на статую флорентийского Меркурия

Перст указует на даль, на главе разви лися крылья, Дышит свободою грудь; с легкостью дивною он, В землю ударя крылатой ногой, кидается в воздух... Миг - и умчится! Таков полный восторга певец.

* * *

Не осенний частый дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. "Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; Пей, пей, тоска пройдет!" "Не тоска, друзья-товарищи, В грудь запала глубоко, Дни веселия, дни радости Отлетели далеко". "Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; Пей, пей, тоска пройдет!" "И как русский любит родину, Так люблю я вспоминать Дни веселия, дни радости, Как пришлось мне горевать". "Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; Пей, пей, тоска пройдет!"

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Осенняя картина

Когда земля отдаст плоды Трудов зимы, весны и лета, И, желтой мантией одета, Везде печальные следы Являет роскоши минувшей, Подобно радости мелькнувшей Быстрее молнии небес; Когда вершиной черный лес, Шумя, качает над туманом И, запоздалый, с океаном Усталый борется пловец, Тебе, Нептун, дает обеты, Чтоб не испить с струею Леты Отрады горестных сердец.- Я на коне скачу ретивом И по горам и по полям, И вихрем веселюсь игривым, Который мчится по степям, Из-под копыт с листом и прахом; И селянин его, со страхом Под вечер торопясь домой, Бродящей тенью почитает, Которую Харон седой В Аидов дом не пропускает; Ее протяжный слышен вой, Он погребенья умоляет.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Ответ (Зачем на меня ты...)

Зачем на меня ты и глупость, и злобу, Плетнев, вызываешь нескромной хвалой? К чему величаешь любовью бессмертных Простого певца? Так, были мгновенья ниспосланы Фебом: Я плавал в восторгах, я небом дышал! Я пел - и мне хором, веселые, вторить Любили друзья. Я пел - но в то время роскошная младость Мне жизнь озаряла волшебным лучом: Я веровал в счастье, я жаждал любови, Я славой горел! И опыт суровый смирил обольщенья, Мой взор прояснился; но скрылись мечты, За ними и счастье, и прелесть любови, И славы призрак. Как слушал Лаертид, привязанный к мачте, Волшебные песни Скиллийских сирен И тщетно к ним рвался - упрямые верви Держали его,- Так я, твоей лирой печально пленяясь, Вотще порываюсь к святым высотам, Знакомым бывало, и в робкие струны Напрасно звучу. Напрасно у неба прошу вдохновений: Мне путь на родную страну возбранен, И глас мой подобен унылому гласу Жестоким стрелком Подстреленной птицы, когда завывают Осенние ветры и к теплым странам Веселою стаей при кликах несутся Подруги ее.

А.А.Дельвиг. Сочинения. Ленинград: Художественная литература, 1986.

Первая встреча

Мне минуло шестнадцать лет, Но сердце было в воле; Я думала: весь белый свет - Наш бор, поток и поле. К нам юноша пришел в село: Кто он? отколь? не знаю - Но все меня к нему влекло, Все мне твердило: знаю! Его кудрявые власы Вкруг шеи обвивались, Как мак сияет от росы, Сияли, рассыпались. И взоры пламенны его Мне что-то изъясняли; Мы не сказали ничего, Но уж друг друга знали. Куда пойду - и он за мной. На долгую ль разлуку? Не знаю! только он с тоской Безмолвно жал мне руку. "Что хочешь ты?- спросила я,- Скажи, пастух унылый". И с жаром обнял он меня И тихо назвал милой. И мне б тогда его обнять! Но рук не поднимала, На перси потупила взгляд, Краснела, трепетала. Ни слова не сказала я; За что ж ему сердиться? Зачем покинул он меня? И скоро ль возвратится?

Переводчику Вергилия

Песня (Дедушка!- девицы...)

«Дедушка!- девицы Раз мне говорили.- Нет ли небылицы Иль старинной были?» - «Как не быть!- уныло Красным отвечал я.- Сердце вас любило, Так чего не знал я! Было время! где вы, Годы золотые? Как пленяли девы В ваши дни былые! Уж они - старушки; Но от них, порою, Много на подушки Слез пролито мною. Душу волновали Их уста и очи, По огню бежали Дни мои и ночи». - «Дедушка,- толпою Девицы вскричали,- Жаль нам, а тобою Бабушки играли! Как не стыдно! злые Вот над кем шутили! Нет, мы не такие, Мы б тебя любили!» - «Вы б любили? Сказки! Веры мне неймется! И на наши ласки Дедушка смеется».

А. А. Дельвиг. Стихотворения. Москва, Ленинград: "Советский писатель", 1963.

Песня (Наяву и в сладком сне...)

Наяву и в сладком сне Всё мечтаетесь вы мне: Кудри, кудри шелковы е, Юных персей красота, Прелесть - очи и уста, И лобзания живые. И я в раннюю зарю Темным кудрям говорю: Кудри, кудри, что вы вьетесь? Мне уж вами не играть, Мне уж вас не целовать, Вы другому достаетесь. И я утром золотым Молвлю персям молодым: Пух лебяжий, негой страстной Не дыши по старине - Уж не быть счастливым мне На груди моей прекрасной. Я твержу по вечерам Светлым взорам и устам: Замолчите, замолчите! С лютой долей я знаком, О веселом, о былом Вы с душой не говорите! Ночью сплю ли я, не сплю - Все устами вас ловлю, Сердцу сладкие лобзанья! Сердце бьется, сердце ждет,- Но уж милая нейдет В час условленный свиданья.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Подражание 1-му псалму

Блажен, о юноша! кто, подражая мне, Не любит рассылать себя по всем журналам, Кто час любовников пропустит в сладком сне И круг простых друзей предпочитает балам. Когда неистовый влетит к нему Свистов, Он часто по делам из комнаты выходит. Ему ж нет времени писать дурных стихов, Когда за книгой день, с супругой ночь проводит. Зато, взгляните, он как дуб высок и прям. Что вялый перед ним угодник дам и моды? Цвет полных яблоков разлился по щекам, Благоразумен, свеж он и в преклонны годы. А ты, слепой глупец, иль новый филосо ф! О, верь мне, и в очках повеса всё як повеса. Что будет из тебя под сединой власов, Когда устанешь ты скакать средь экосеса? Скажи, куда уйдешь от скуки и жены, Жены, которая за всякую морщину Ее румяных щек бранится на тебя?- Пример достойнейший и дочери, и сыну! Что усладит, скажи, без веры старика? Что память доброго в прошедшем сохранила? Что совесть... ты молчишь! беднее червяка, Тебе постыла жизнь, тебя страшит могила!

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Подражание Беранже (Однажды бог...)

Однажды бог, восстав от сна, Курил сигару у окна И, чтоб заняться чем от скуки, Трубу взял в творческие руки; Глядит и видит вдалеке: Земля вертится в уголке. "Чтоб для нее я двинул ногу, Черт побери меня, ей-богу!" "О человеки всех цветов!- Сказал, зевая, Саваоф.- Мне самому смотреть забавно, Как вами управляю славно. Но бесит лишь меня одно: Я дал вам девок и вино, А вы, безмозглые пигмеи, Колотите друг друга в шеи И славите потом меня Под гром картечного огня. Я не люблю войны тревогу, Черт побери меня, ей-богу! Меж вами карлики-цари Себе воздвигли алтари, И думают они, буффоны, Что я надел на них короны И право дал душить людей. Я в том не виноват, ей-ей! Но я уйму их понемногу, Черт побери меня, ей-богу! Попы мне честь воздать хотят, Мне ладан под носом курят, Страшат вас светопреставленьем И ада грозного мученьем. Не слушайте вы их вранья, Отец всем добрым детям я; По смерти муки не страшитесь, Любите, пейте, веселитесь... Но с вами я заговорюсь... Прощайте! Гладкого боюсь! Коль в рай ему я дам дорогу, Черт побери меня, ей-богу!"

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Поэт (Долго на сердце хранит он...)

Долго на сердце хранит он глубокие чувства и мысли: Мнится, с нами, людьми, их он не хочет делить! Изредка - так ли, по воле ль небесной - вдруг запоет он,- Боги! в песнях его - счастье, и жизнь, и любовь, Всё, как в вине вековом, початом для гостя родного, Чувства ласкают равно: цвет, благовонье и вкус.

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Поэт (Что до богов?..)

Что до богов? Пускай они Судьбами управляют мира! Но я, когда со мною лира, За светлы области эфира Я не отдам златые дни И с сладострастными ночами. Пред небом тщетными мольбами Я не унижуся, нет, нет! В самом себе блажен поэт. Всегда, везде его душа Найдет прямое сладострастье! Ему ль расслабнуть в неге, в счастье? Нет! взгляньте: в бурное ненастье, Стихий свободою дыша, Сквозь дождь он город пробегает, И сельский Аквилон играет На древних дикостью скалах В его измокших волосах! Познайте! Хоть под звук цепей Он усыплялся б в колыбели, А вкруг преступники гремели Развратной радостию в хме ли,- И тут бы он мечте своей Дал возвыше нное стремленье, И тут бы грозное презренье Пророку грянуло в ответ, И выше б Рока был Поэт.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Пушкину (Кто, как лебедь...)

Кто, как лебедь цветущей Авзонии, Осененный и миртом и лаврами, Майской ночью при хоре порхающих, В сладких грезах отвился от матери,- Тот в советах не мудрствует; на стены Побежденных знамена не вешает; Столб кормами судов неприятельских Он не красит пред храмом Ареевым; Флот, с несчетным богатством Америки, С тяжким золотом, купленным кровию, Не взмущает двукраты экватора Для него кораблями бегущими. Но с младенчества он обучается Воспевать красоты поднебесные, И ланиты его от приветствия Удивленной толпы горят пламенем. И Паллада туманное облако Рассевает от взоров,- и в юности Он уж видит священную истину И порок, исподлобья взирающий! Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий.

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Разочарование

Протекших дней очарованья, Мне вас душе не возвратить! В любви узнав одни страданья, Она утратила желанья И вновь не просится любить. К ней сны младые не забродят, Опять с надеждой не мирят, В странах волшебных с ней не ходят, Веселых песен не заводят И сладких слов не говорят. Ее один удел печальный: Года бесчувственно провесть И в край, для горестных не дальный, Под глас молитвы погребальной, Одни молитвы перенесть.

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988.

Роза

Роза ль ты, розочка, роза душистая! Всем ты, красавица, роза цветок! Вейся, плетися с лилеей и ландышем, Вейся, плетися в мой пышный венок. Нынче я встречу красавицу девицу, Нынче я встречу пастушку мою: «Здравствуй: красавица, красная девица!» Ах!.. и промолвлюся, молвлю: люблю! Вдруг зарумянится красная девица, Вспыхнет младая, как роза цветок. Взглянь в ручеечек, пастушка стыдливая, Взглянь: пред тобою ничто мой венок!

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Романс (Друзья, друзья! я Нестор...)

Друзья, друзья! я Нестор между вами, По опыту веселый человек; Я пью давно; пил с вашими отцами В златые дни, в Екатеринин век. И в нас душа кипела в ваши леты, Как вы, за честь мы проливали кровь, Вино, войну нам славили поэты, Нам сладко пел Мелецкий про любовь! Не кончен пир - а гости разошлися, Допировать один остался я. И что ж? ко мне вы, други, собралися, Весельчаков бывалых сыновья! Гляжу на вас: их лица с их улыбкой, И тот же спор про жизнь и про вино; И мнится мне, я полагал ошибкой, Что и любовь забыта мной давно.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Романс (Не говори: любовь пройдет...)

Не говори: любовь пройдет, О том забыть твой друг желает; В ее он вечность уповает, Ей в жертву счастье отдает. Зачем гасить душе моей Едва блеснувшие желанья? Хоть миг позволь мне без роптанья Предаться нежности твоей. За что страдать? Что мне в любви Досталось от небес жестоких Без горьких слез, без ран глубоких, Без утомительной тоски? Любви дни краткие даны, Но мне не зреть ее остылой; Я с ней умру, как звук унылый Внезапно порванной струны.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Романс (Одинок месяц плыл...)

Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане, Одинок воздыхал витязь на кургане. Свежих трав не щипал конь его унылый, "Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой! Не к добру грудь моя тяжко воздыхает, Не к добру сердце мне что-то предвещает; Не к добру без еды ты стоишь унылый! Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой!" Конь вздрогнул, и сильней витязь возмутился, В милый край, в страшный край как стрела пустился. Ночь прошла, все светло: виден храм с дубровой, Конь заржал, конь взвился над могилой новой.

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Романс (Прекрасный день...)

Прекрасный день, счастливый день: И солнце, и любовь! С нагих полей сбежала тень - Светлеет сердце вновь. Проснитесь, рощи и поля; Пусть жизнью все кипит: Она моя, она моя! Мне сердце говорит. Что, вьешься, ласточка, к окну, Что, вольная, поешь? Иль ты щебечешь про весну И с ней любовь зовешь? Но не ко мне,- и без тебя В певце любовь горит: Она моя, она моя! Мне сердце говорит.

Путешествие в Страну Поэзия. Ленинград: Лениздат, 1968.

Романс (Сегодня я с вами пирую...)

"Сегодня я с вами пирую, друзья, Веселье нам песни заводит, А завтра, быть может, там буду и я, Откуда никто не приходит!" - Я так беззаботным друзьям говорил Давно,- но от самого детства Печаль в беспокойном я сердце таил Предвестьем грядущего бедства. Друзья мне смеялись и, свежий венец На кудри мои надевая, "Стыдись,- восклицали,- мечтатель-певец! Изменит ли жизнь молодая!" Война запылала, к родным знаменам Друзья как на пир полетели; Я с ними - но жребьи, враждебные нам, Мне с ними расстаться велели. В бездействии тяжком я думой следил Их битвы, предтечи победы; Их славою часто я первый живил Родителей грустных беседы. Года пролетали, я часто в слезах Был черной повязкой украшен... Брань стихла, где ж други? лежат на полях, Близ ими разрушенных башен. С тех пор я печально сижу на пирах, Где все мне твердит про былое; Дрожи моя чаша в ослабших руках: Мне тяжко веселье чужое.

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.

Романс (Только узнал я тебя...)

Только узнал я тебя - И трепетом сладким впервые Сердце забилось во мне. Сжала ты руку мою - И жизнь и все радости жизни В жертву тебе я принес. Ты мне сказала "люблю" - И чистая радость слетела В мрачную душу мою. Молча гляжу на тебя,- Нет слова все муки, всё счастье Выразить страсти моей. Каждую светлую мысль, Высокое каждое чувство Ты зарождаешь в душе.

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Русская песня (Ах ты, ночь ли...)

Ах ты, ночь ли, Ноченька! Ах ты, ночь ли, Бурная! Отчего ты С вечера До глубокой Полночи Не блистаешь Звездами, Не сияешь Месяцем? Всё темнеешь Тучами? И с тобой, знать, Ноченька, Как со мною, Молодцем, Грусть-злодейка Сведалась! Как заляжет, Лютая, Там глубоко На сердце - Позабудешь Девицам Усмехаться, Кланяться; Позабудешь С вечера До глубокой Полночи, Припевая, Тешиться Хороводной Пляскою! Нет, взрыдаешь, Всплачешься, И, безродный Молодец, На постелю Жесткую, Как в могилу, Кинешься!

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.

Русская песня (Голова ль моя, головушка...)

Голова ль моя, головушка, Голова ли молодецкая, Что болишь ты, что ты клонишься Ко груди, к плечу могучему? Ты не то была, удалая, В прежни годы, в дни разгульные, В русых кудрях, в красоте твоей, В той ли шапке, шапке бархатной, Соболями отороченной. Днем ли в те поры я выеду, В очи солнце - ты не хмуришься; В темном лесе в ночь ненастную Ты найдешь тропу заглохшую; Красна ль девица приглянется - И без слов ей все повыскажешь; Повстречаются ль недобрые - Только взглянут и вспокаются. Что ж теперь ты думу думаешь, Думу крепкую, тяжелую? Иль ты с сердцем перемолвилась, Иль одно вы с ним задумали? Иль прилука молодецкая Ни из сердца, ни с ума нейдет? Уж не вырваться из клеточки Певчей птичке конопляночке, Знать, и вам не видеть более Прежней воли с прежней радостью.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Русская песня (И я выйду ль...)

И я выйду ль на крылечко, На крылечко погулять, И я стану у колечка О любезном горевать; Как у этого ль колечка Он впоследнее стоял И печальное словечко Мне, прощаючись, сказал: "За турецкой за границей, В басурманской стороне По тебе лишь по девице Слезы лить досталось мне..." . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Русская песня (Как за реченькой...)

Как за реченькой слободушка стоит, По слободке той дороженька бежит, Путь-дорожка широка, да не длинна, Разбегается в две стороны она: Как налево - на кладбище к мертвецам, А направо - к закавказским молодцам Грустно было провожать мне, молодой, Двух родимых и по той, и по другой: Обручальника по левой проводя, С плачем матерью землей покрыла я; А налетный друг уехал по другой, На прощанье мне кивнувши головой.

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Русская песня (Как у нас ли на кровельке...)

Как у нас ли на кровельке, Как у нас ли на крашеной, Собиралися пташечки, Мелки пташечки, ласточки, Щебетали, чиликали, Несобравшихся кликали: "Вы слетайтесь, не медлите, В путь-дороженьку пустимся! Красны дни миновалися, Вдоволь мы наигралися, Здесь не ждать же вам гибели От мороза трескучего!" Государь ты мой, батюшка, Государыня матушка! Меня суженый сватает, Меня ряженый сватает; Поспешите, не мешкайте, Меня поезду выдайтe, С хлебом-солию, с образом, С красотой проходящею! Мне не век вековать у вас, Не сидеть же все девицей Без любви и без радости До ворчуньи до старости.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Русская песня (Пела, пела пташечка...)

Пела, пела пташечка И затихла; Знало сердце радости И забыло. Что, певунья пташечка, Замолчала? Как ты, сердце, сведалось С черным горем? Ах! убили пташечку Злые вьюги; Погубили молодца Злые толки! Полететь бы пташечке К синю морю; Убежать бы молодцу В лес дремучий! На море валы шумят, А не вьюги, В лесе звери лютые, Да не люди!

А.А.Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия, 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1959.

Русская песня (По небу тучи...)

По небу Тучи громовые ходят; По полю Пули турецкие свищут. Молодцу ль Грома и пули бояться? Что же он Голову клонит да плачет? Бедному Жаль не себя, горемыки, Жаль ему Душечки красной девицы! Девушку Грозный отец принуждает, Красную Жалобно матушка молит: "Дитятко! Выдь за богатого замуж! Милое, Верь, и не вспомнишь солдата!"

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Русская песня (Сиротинушка девушка...)

Сиротинушка девушка, Полюби меня, молодца, Полюбя, приголубливай, Мои кудри расчесывай. Хорошо цветку на поле, Любо пташечке на небе,- Сиротинушке девушке Веселей того с молодцем. У меня в дому волюшка, От беды оборонушка, Что от дождичка кровелька, От жары дневной ставенки, От лихой же разлучницы, От лукавой указчицы На воротах замо к висит, В подворотенку пес глядит.

А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.

Русская песня (Скучно, девушки, весною...)

Скучно, девушки, весною жить одной: Не с кем сладко побеседовать младой. Сиротинушка, на всей земле одна, Подгорюнясь ли присядешь у окна - Под окошком все так весело глядит, И мне душу то веселие томит. То веселье - не веселье, а любовь, От любви той замирает в сердце кровь. И я выду во широкие поля - С них ли негой так и веет на тебя; Свежий запах каждой травки полевой Вреден девице весеннею порой, Хочешь с кем-то этим запахом дышать И другим устам его передавать; Белой груди чем-то сладким тяжело, Голубым очам при солнце не светло. Больно, больно безнадежной тосковать! И я кинусь на тесовую кровать, К изголовью правой щечкою прижмусь И горючими слезами обольюсь. Как при солнце летом дождик пошумит, Травку вспрыснет, но ее не освежит, Так и слезы не свежат меня младой; Скучно, девушки, весною жить одной!

Родился 6 августа 1798 года в Москве. Семья Дельвигов была из старого обедневшего рода (обрусевших лифляндских) баронов. Дельвиг учился в частном пансионе, а в 1811 году был привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным, знакомство переросло в тесную дружбу. В лицее он особое внимание уделяет изучению литературы, начинает писать стихи.

В 1814 году Дельвиг впервые публикует своё стихотворение "На взятие Парижа". С тех пор произведения его регулярно печатаются в журналах.

В 1817 году Дельвиг оканчивает лицей и служит в разных ведомствах. С 1820 года Антон Антонович - помощник библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова. Он входит в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина, а всё основное время отдаёт литературным занятиям.

Дельвиг посещает литературно-политические кружки, общается с будущими декабристами, печатается в декабристском альманахе "Полярная звезда". Антон Антонович не разделяет идеи революционности и впоследствии осудит восстание 14 декабря 1825 года.

В 1825 году Дельвиг издаёт один из лучших альманахов пушкинского времени - "Северные цветы", где печатаются А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский и др.

В 1825 году Дельвиг женится на С. М. Салтыковой.

В 1830 году вместе с Пушкиным и Вяземским Дельвиг создаёт "Литературную газету", в которой анонимно печатаются декабристы (это было уже после того, как участников декабристского восстания осудили). Антон Антонович начинает публиковаться как литературный критик.

Здоровье Антона Антоновича серьёзно подорвано, ситуацию усложняет и положение опального, в котором Дельвиг оказался.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве в немецкой семье баронов из Прибалтики. Отец – тоже Антон Антонович Дельвиг служил в астраханском полку, потом стал помощником коменданта Московского кремля. Он вышел в отставку в чине генерал-майора. Мать русская – Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой ученого-астронома А.Д. Красильникова. Дельвиг-младший получил сначала домашнее образование под попечением частного учителя А. Д. Боровкова. Он сумел заинтересовать мальчика литературой, пристрастил к чтению. Потом Антон посещал частный пансион. К математическим наукам он не проявлял никаких наклонностей.

Лицейские годы

В 1811 году Антон Дельвиг поступил в царскосельский лицей. Был способным, но очень ленивым ребенком, играм и шалостям предпочитал валяться на постели, бродить по царскосельскому парку или читать. Читал он много и порой бессистемно. Он обладал живым и ярким воображением, умел мастерски фантазировать. Его рассказы завораживали лицеистов. Его фантазиям верили даже преподаватели.

В 1814 году, в 16-летнем возрасте его стихи «На взятие Парижа» были напечатаны в «Вестнике Европы». К выпуску он написал стихотворение «Шесть лет», которое сокурсники-лицеисты приняли с восторгом. Стихотворение положили на музыку, лицеисты его разучили и пели. Пушкин высоко оценивал талант Дельвига. Он писал:

На государственной службе

По окончании лицея он определен на службу в департамент горных и соляных дел, а потом в министерстве финансов. Гуманитарий по природе, Дельвиг чувствовал себя в департаменте и в министерстве неуютно, не на своем месте, поэтому всеми силами добивался перевода. Он вел переписку с директором Императорской публичной библиотеки Олениным. И только в 1821 году стал в ней помощником библиотекаря. В тот период библиотекарем служил известный баснописец И. А. Крылов. За то, что Дельвиг посетил в Михайловском Пушкина, его под другим предлогом отстранили от службы в библиотеке. Не помогло даже заступничество влиятельных друзей.

Сердечное увлечение. Женитьба

30 октября 1825 года Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Сватовство Антона Антоновича было не безоблачным. Дело в том, что до Дельвига к Софье Салтыковой сватался Петр Каховский, но получил отказ отца девушки. Хотя сама Софья была увлечена молодым человеком. Это был тот самый, который впоследствии оказался в числе повешенных за активное участие в декабрьском восстании. С Дельвигом Софья Михайловна познакомилась в мае 1825 года. Сначала отец Софьи Михайловны дал согласие на брак, но потом неожиданно отказался от своего слова. Какова была в том причина, так и осталось неизвестным. Сама Софья Михайловна считала, что все дело в ипохондрии отца.

До сватовства к Софье Салтыковой у Антона Дельвига было еще одно сердечное увлечение. Ее звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где свои басни читал Крылов, а Гнедич знакомил поклонников своего творчества с переводами «Иллиады». Молодые литераторы преклонялись перед Пономаревой. Не обошла сия участь и Дельвига. Он признавался ей в своих чувствах, но был отвергнут. После неудачи в любви к Пономаревой, этот отказ Салтыкова-отца привел Дельвига в отчаяние. Он чувствовал, что с Софьей Михайловной они были близки духовно. Оба носили очки и оба увлекались литературой. Лето пролетело быстро, и отец, видимо, заметив, что Дельвиг не успел охладеть к его дочери, дал согласие на брак.

Литературная деятельность Дельвига

Дом Дельвигов стал известным в тот период литературным салоном, который посещали Пушкин, Баратынский, Языков, Жуковский, издатель Плетнев. В этот же период Дельвиг начал свою издательскую деятельность. За 5 последующих лет было выпущено семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник». В 1830 году он начал издавать «Литературную газету», которая продолжала издаваться и после его смерти.

Как у всякого талантливого человека, у Дельвига были почитатели, завистники и враги. Литературные враги не жалели яда, упрекая Дельвига в лени и в том, что он стоит в тени своих талантливых друзей – Баратынского и Пушкина. Его, и Баратынского упрекали в том, что они в стихах хвалят друг друга. Были и другие выпады в адрес «пушкинского круга». Рождение «Литературной газеты» стало своеобразным ответом на выпады недругов. В ее создании, кроме Дельвига, активное участие приняли Пушкин, Вяземский, Жуковский, Языков, Плетнев, Баратынский.

Жизнь Антона Дельвига оказалась короткой. Существует версия, что конфликт c Бенкендорфом, главой Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии из-за очередной публикации в литературной газете серьезно подкосил Дельвига. Бенкендорф пригрозил Дельвигу ссылкой в Сибирь, и Дельвиг понимал, что после декабрьского восстания это не было пустой угрозой. Он расстроился, долго бродил по сырому короткому Петербургу, и это стало причиной его тяжелой болезни. Смерть Дельвига, этого ленивого гения, как назвал его Пушкин в одном из своих произведений, тяжело была воспринята поэтом. Узнав о смерти друга, Пушкин написал Плетневу и Хитрово:

Некоторые считают, что имя Дельвига оказалось увековеченным благодаря его дружбе с Пушкиным, но это не так. Дельвиг сам по себе был незаурядной личностью и талантливым поэтом. Ведь не случайно директор лицея Энгельгардт поручил написать прощальный гимн не признанному гению Пушкину, не Кюхельбекеру, и не Илличевскому, который тоже писал стихи, а именно Дельвигу. Романс Дельвига «Соловей» на музыку Алябьева до сих пор исполняют лучшие голоса России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: