«Дифференциация гласных а – я в словах, предложениях. Дифференциация гласных звуков а я Конспект логопедического занятия дифференциация гласных а я

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация А-Я»

Разработала учитель-логопед:

Григорьева Мария Александровна

Цель: научить детей дифференцировать гласные буквы А-Я.

Задачи:

    совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,

    учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,

    развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,

    расширять словарный запас,

    развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,

    развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.

Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание№1

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА .)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.

Лось шагал к своим…. (ча-ща)

Торопился волк к …

А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

Чему мы учились?

Что нового узнали?

Булганина Наталья Николаевна, учитель-логопед ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат»

Конспект группового занятия для учащихся 2 класса с ОНР, ФФНР.

Цель: Научить дифференцировать гласные А и Я в словах, предложениях, в тексте.
Задачи:
Обучающие:

  • совершенствовать знания о гласных А-Я;
  • формировать умение различать гласные А-Я в словах, предложениях, в тексте.
Коррекционно-развивающие:
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать умение сравнивать слова по смыслу и написанию;
  • развивать умение составления словосочетаний;
  • развивать умение находить грамматическую основу предложения;
  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • расширять словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Коррекционно-воспитательные:
  • формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности;
  • формировать положительную мотивацию на участие в занятии.
Здоровьесберегающие:
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья.
Планируемые результаты:
  • закрепление способов дифференциации гласных А-Я в словах, предложениях, в тексте;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование умения составления словосочетаний, нахождения грамматической основы предложения;
  • развитие и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование коммуникативных умений.
Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, индивидуальные тетради, доски с клейкой ленточкой для развития мелкой моторики рук, баночки с фасолью, карточки с заданиями, мультимедийная презентация «Гимнастика для глаз», карточка с домашним заданием.
Длительность занятия: 35-40 мин

Ход занятия

I. Организационный момент
1. Психологический настрой.
- Добрый день!
Урок начнём сегодня с улыбки на лице, успехов пожелаем друг другу и себе!
Артикуляционная гимнастика.
- Для того чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки сделаем зарядку: «Покусаем язычок», «Лопатка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка», «Лошадка».
Игра «Угадай звук».
Логопед называет слова: ананас, яблоко, ящерица, арбуз, автобус, ящик, ягода, апрель, аист.
- Назовите первую букву в словах.
Ребята, какие первые буквы в словах вы выделили? (Буквы А и Я.)
Догадались, какие звуки, и буквы вы сегодня будете учиться различать? (Буквы А и Я.)
2.Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем работать с гласными А и Я, учиться их различать в словах, предложениях, в тексте.
II.Основная часть
1. Анализ и характеристика звуков [а] и [йа].
1.1.Работа с индивидуальными зеркалами.
Ребята, возьмите каждый своё зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Дадим характеристику звуку [а]. (Рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведён вниз, к нижнему нёбу, назад.)
А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой Я, [йа]. Что отметили? (Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко ушёл вниз.)
- Какой вывод можно сделать? (Артикуляция звуков [а] и [йа] похожа.)
- В чем различие? (Буква А- гласная 1 ряда, указывает на твёрдость впереди стоящего согласного), (Буква Я- гласная 2 ряда, указывает на мягкость впереди стоящего согласного).
2.Дифференциация гласных А-Я в словах.
2.1.Работа с карточками.
Логопед раздаёт учащимся карточки и предлагает выполнить упражнение: «Собери слова из букв».
- Разложите буквы в правильной последовательности чтобы получилось слово.
Карточки:
з, р, б, а, у з, м, л, е, я
г, я, о, а, д к, р, т, о, а, н
я, ь, е, с, н к, р, а, я, о, г
с, т, р, а, а д, б, г, о, я, р, а
т, к, п, а, е, а
- Какие слова у вас получились? Прочитайте их. (Арбуз, ягода, ясень, астра, аптека, земля, картон, коряга, бродяга.)
2.2.Работа с паронимами.
- Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.
Слова: Мал - мял, рад - ряд, завал - завял, сад - сядь.
- Сравните слова по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова? Ребята, что происходит с согласным, когда после него идёт гласная буква Я? (Гласная Я - делает его мягким.)
3.Пальчиковая гимнастика.
Упражнение: «Выложи ягоду».
- Дети, перед вами доска с липкой лентой и баночки с фасолью. Давайте выложим красивую ягоду.
- Какие звуки встретились в слове «Ягода»? Где находятся звуки [йа] и [а]? ([йа] в начале слова, [а] в конце.)
4.Дифференциация гласных А-Я в словосочетаниях.
Тренировка в составлении словосочетаний.
(Логопед раздаёт детям карточки с заданием.)
- Вставьте в слова пропущенные буквы и подберите к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.
Карточки:
Пасмурна.. б..бочка
рыж..я зме..
..ркая..года
..довитая лис..
сочна.. погод..
холодна.. щек..
ловка.. обезь..на
- Прочитайте получившиеся словосочетания. Запишите в тетрадь. Подчеркните буквы А-одной красной чёрточкой, Я- двумя красными черточками.
5. Физминутка.
- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Я буду называть слова. Если в слове есть буква А, то присядьте, если буква Я-поднимите руки вверх. Будьте внимательны!
Плащ, мяч, аист, ваза, змея, яблоко, вишня, пожар, ястреб.
6. Гимнастика для глаз.
Мультимедийное упражнение /снятие усталости с глаз/.
7. Дифференциация гласных А-Я в предложениях.
Работа над предложением.
(Логопед предлагает учащимся поработать с карточками.)
- Ребята, прочитайте предложения. Найдите и выпишите грамматическую основу каждого предложения.
- Выделите гласные буквы А, Я и согласные перед ними.
Карточки:
На улице была слякоть.
Ребятишки играли в прятки.
Рая спряталась за дерево.
Оля быстро вязала на спицах.
У бабушке в чулане стояла старая прялка.
На землю падали перезревшие ягоды малины.
8. Дифференциация гласных А-Я в тексте.
Работа с текстом /задание у доски/.
Восстановите текст. Расставьте слова в нужном порядке. Исправьте ошибки.
Учащиеся по очереди выходят к доске, восстанавливают правильную последовательность предложений, исправляют ошибки. Подчёркивают гласные буквы А и Я.
Предложения:
гулать, Яна, пошла
поланку, она, увидела
росли там ягоды
собряла, их, она
III. Итог занятия.
- С какими гласными звуками и буквами мы сегодня работали? (Гласные А и Я.)
- Что у них общего? (Гласные.)
- Чем различаются эти звуки? (Согласные перед гласной А звучат - твёрдо, а перед гласной Я - мягко.)
- Какое задание было самым сложным; интересным?
Оценка деятельности детей.
- Оцените сами свою работу на занятии. Кто хорошо работал, много отвечал? А кто в следующий раз постарается работать активнее?
Домашнее задание.
Выполните упражнение. Расставьте слова по своим местам. К «яблоку» отнесите слова с пропущенной буквой Я, к «арбузу» -с буквой А.
Яблоко:
Арбуз:
Слова: Сл..коть, к..ток, т..нучка, кр..сить, гл..деть, ..стреб, шл..пка, ..рбуз, клубник.. .

Список использованной литературы:

  1. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. И.Н. Садовникова.-М.: Владос,1995.
  2. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М.: Книголюб,1997.
  3. И.С. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи».- М.: Издательство «Аквариум»,1995.

Мультимедийное упражнение "Гимнастика для глаз" во вложении (pptx, 1MB)

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях» может быть использован учителями-логопедами общеобразовательных школ.

Конспект логопедического занятия во 2 классе, группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях

Цель :

  • формирование навыка употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными А-Я,
  • учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.

Воспитательные:

  • формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность) и положительную мотивацию к обучению;
  • формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности.

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. Формирование определять цель деятельности на занятии.
  2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
  4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД :

  1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
  2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения на основе анализа делать выводы.
  2. Формирование умения устанавливать аналогии.
  3. Формирование умения обобщать.

Оборудование:

  • презентация, компьютер, камень, карточки (со схемами, синквейном, названиями детенышей), фломастеры, каштаны.

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

1.Положительный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?

Правильно, камень. Этот камень не обычный, а морской. Какой еще он, добавьте?

Давайте согреем его теплом своих рук и передадим друг другу добрые чувства.

Итак, ребята, камень от нашего добра стал теплым. Мы переходим к нашему занятию.

2. Определение темы.

– Мы отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, чтобы помочь им в различении букв. Какие это буквы, скоро узнаете.

Послушайте предложение и назовите 2 похожих слова: Петя еще мал, он траву мял.

Как звучит первый звук в слове МАЛ? Почему?

Как звучит первый звук в слове МЯЛ? Почему?

Подберем схемы к словам.

Какая же сегодня тема?

Что мы знаем о буквах А и Я?

Сегодня вместе с обитателями Цветочного города мы будем различать А и Я.

3. Пальчиковый массаж каштаном.

Подготовим пальчики к работе. Выполним круговые движения вправо и влево.

А теперь запишем тему, слова, выделим буквы зеленым и синим цветом.

2. Актуализация знаний.

1. Определение твердости-мягкости согласного на слух.

– Первыми нас встречают Винтик и Шпунтик. Они механики и постоянно мастерят, изобретают что- то своими руками. Давайте и мы поработаем ручками. Как услышите в слове первый звук твердый, то стукните кулачком о кулачок. А если услышите мягкий, то проведете ладошкой по ладошке (бак, ряд, мак, мясо, врач, сядь, вяз, таз, каша, дядя, тяпка).

2. Работа со слогами.

На улице Колокольчиков встречаем Незнайку. Ему нужна помощь: определить лишний слог (са-ся-са).

3. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа со словами и словосочетаниями.

И вот встречаем Растеряйку. Что вы про него знаете?

Он нес слова и растерял несколько букв. Поможем вставить А или Я и подобрать слова друг к другу так, чтобы получилось словосочетание (бабочка, мышка, шляпа, дятел, клякса, лиса, хитрая, новая, черная, серая, пестрый, яркая).

4. Физкультминутка.

А сейчас доктор Пилюлькин предлагает нам немного отдохнуть.

5. Проверка понимания.

1. Исправить слова.

Около ручейка нас ждет Торопыжка, который поторопился и написал слова с ошибками. Поможем ему исправить (лисата, слоната, телятя, волчята).

Какое правило встретилось в слове ВОЛЧАТА?

А теперь назовем все эти слова одним словом.

Запишите слова правильно в тетрадь.

Проверка.

3. Закрепление новых знаний.

1. Работа с синквейном (составление предложения).

На улице Одуванчиков живет поэт Цветик, который с художником Тюбиком, приготовил сюрприз. Тюбик нарисовал предмет, но какой — секрет. Этот предмет зашифровал Цветик в синквейне. Сейчас вы отгадаете. Но сначала вспомните, что вы знаете о синквейне?

Отгадайте, что это за предмет?

Правильно, мяч. Дополните синквейн (составляют предложение со словом МЯЧ).

Проверка.

Какую букву написали после М в слове МЯЧ? Почему?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот мы и побывали в гостях у наших друзей из Цветочного города. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, кому мы помогали и в чем?

Какая гласная должна стоять после твердого согласного? А после мягкого?

Какие задания понравились?

Кочепасова Г.В.,
учитель-логопед

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

учитель - логопед

РГОУ « Алатырская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема: Дифференциация гласных а - я в слогах, словах, предложениях (4 класс)

Цели: 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

ситуациями.

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал (загадки, чистоговорки, тексты).

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я ».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

Слушайте внимательно.

Загадки:

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(куриное яйцо)


2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

хвостом виляет.

Хвост оборвёт -

другой наживёт.

(ящерица)

4) Само с кулачок,

красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках (на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

Правильно, гласная – я - .

С какой гласной мы её размечаем?

Правильно, ребята, мы различаем а – я . Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

Чистоговорка:

я – я – я, я – я - я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё - ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е - е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

(Название темы вывешивается на доску: « Сегодня на уроке»).

Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я . В этом вам поможет вот эта табличка (на магнитную доску вывешивается таблица):

Сколько звуков в гласной - а - ? (один (а); два (й, а))

Как произносится и слышится согласный перед гласной - а - ?, - перед гласной - я - ? (твердо, мягко).

Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

(Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот» . Объясняю правила этой игры - разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

(учитель – логопед с детьми играют).

Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? (с гласной – а - ). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (- я - , мягко).


2.) Игра « Закончи слово»

Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: (на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря ).

Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а - я .

Слова: Валя , Оля , Я на , ба ня , ня ня , вода , беда , ра на , стра на , моря , за ря .

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! (Наклоны туловища ).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

И. задача.

Три девочки: Маша, Оля, Катя (таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. (карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто - к Оле, кто – к Кате.

Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а - ; к Оле –только – я - ; к Кате –и – а - ; и – я -.

(На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

Итак, выбираем гостей….

(трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: - а - ; - я -; а – я . Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

С какой буквы будем писать эти слова? Почему? (Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель - логопед диктует, дети пишут)

Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. (Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Карточки с именами: - Зоя , Ксения , Я ков, Я ким, Оля , Коля , Федя , Лёня .

- Я росла в, Я двига , На та лья, Да рья , Я на , Я росла ва , Ва ля , Ва ся , А ня .

Миша , Мила , Нина , Ла ра , Рома , Са ша , Серёжа .

Предметные картинки: - мя ч, я блоко, лилия .

Роза , ва за , кукла .

Пла тья , я года , коля ска .

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

Ребята, мы с вами различаем гласные а – я , потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. (Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Слова: Предложения:

Наш Рома ……. .

ма л - мя л

Валя …. глину.

Коля ….. .

ра д - ря д

Он попал в первый ….. .

У дома ….. .

са д - ся дь

Алла, ….. на стул.

(слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Тема: « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

Губы в спокойном положении;

Зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й, а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й, а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5. Итог занятия.

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: