Фэмп во 2 мл гр планирование. Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. Планирование по фэмп в доу

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Перспективное планирование по ФЭМП во второй младшей группе

1. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Тема: Утро. Большой и маленький. Один и много.

Познакомить с частью суток - утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький);

Учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. (Е. В. Колесникова 1, стр 19)

Познакомить с частью суток-утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький, употреблять эти слова в речи;

Учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 1.

3. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

День. Круг. Число 1. - Познакомить с числом 1;

Учить обследовать круг осязательно-двигательным путем;

Обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

Учить отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

Познакомить с частью суток - день, учить правильно употреблять этот термин в речи. (Е. В. Колесникова 2, стр 21)

4. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Познакомить с числом 1;

Познакомить с геометрической фигурой - круг;

Познакомить с частью суток - день, учить правильно употреблять этот термин в речи. Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 2

5. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Тема: Вечер. Высокий - низкий, большой - маленький, один и много.

Закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;

Продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

(Е. В. Колесникова 3, стр 23)

6. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала.

Познакомить с частью суток - вечер. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий, употреблять эти слова в речи;

Учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 3.

7. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 1. Ночь. Круг.

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры - круг;

Упражнять в рисовании предметов округлой формы.

(Е. В. Колесникова 4, стр 25)

8. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. -Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;

Познакомить с частью суток - ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры - круг; Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 4.

9. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. - Познакомить с числом 2;

Учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый - тонкий;

Продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

(Е. В. Колесникова 5, стр 28)

10. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Познакомить с числом 2;

Учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый - тонкий; Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 5.

11. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 2. Треугольник. - Продолжать знакомить с числом 2;

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем;

Учить рисовать треугольники по точкам;

(Е. В. Колесникова 6, стр. 29)

12. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Продолжать знакомить с числом 2, учить отсчитывать заданное количество предметов из большего количества;

Познакомить с геометрической фигурой - треугольник;

Учить называть время года - осень.

13. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

Познакомить с числом 3;

Относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); -- -Учить видеть в форме предметов геометрические фигуры. (Е. В. Колесникова 7, стр. 32)

14. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Познакомить с числом 3;

Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);

Закрепить знания о треугольнике, учить видеть в форме предметов геометрические фигуры Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 7.

15. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, ма-ленький. -Продолжать знакомить с числом 3;

Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);

(Е. В. Колесникова 8, стр. 34)

16. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Продолжать знакомить с числом 3;

Учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;

Продолжать учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Развивать зрительное внимание.

17. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. -Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;

Учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

Учить изображать предметы разной величины; (Е. В. Колесникова 9, стр. 36)

18. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. -Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;

Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;

Развивать зрительное внимание.

19. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 4. Квадрат. Зима. - Познакомить с числом 4;

Познакомить с геометрической фигурой квадрат;

Учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;

Различать и называть время года - зима;

Учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е. В. Колесникова 10, стр. 37)

20. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Познакомить с числом 4;

Учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Развивать зрительное внимание;

Различать и называть время года - зима;

21. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 4. Квадрат. Логическая задача. - Продолжать знакомить с числом 4;

Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

(Е. В. Колесникова 11, стр. 40)

22. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Продолжать знакомить с числом 4;

Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи,

Учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;

Учить отгадывать математическую загадку. Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 11

23. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. . - Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;

Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

Учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник;

Учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем.

(Е. В. Колесникова 12, стр. 42)

24. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

Способствовать развитию зрительного внимания. Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 12.

25. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна. - Познакомить с числом 5;

Продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;,

Различать и называть время года - весна;

Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. (Е. В. Колесникова 13, стр. 43)

26. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Познакомить с числом 5;

Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

Продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

Закрепить знания о временах года: осень, зима; познакомить с временем года – зима.

27. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. - Закреплять навыки счета в пределах пяти;

Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числитель-ное ко всей пересчитанной группе;

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

Учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Закрепить умение выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку. (Е. В. Колесникова 14, стр. 46)

28. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Закреплять навыки счета в пределах пяти;

Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числитель-ное ко всей пересчитанной группе, воспроизводить количество движений соответственно названному числу;

Закреплять умение различать и называть части суток;

Развивать зрительное внимание. Рабочая тетрадь. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет, стр. 14.

29. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;

Учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

Познакомить с геометрической фигурой - овал;

Учить обследовать овал осязательно-двигательным путем, рисовать овал по точкам;

Продолжать учить сравнивать предметы по величине. (Е. В. Колесникова 15, стр. 48)

30. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи. Числа четыре и пять;- Закрепить знания о геометрических фигурах. Способствовать развитию зрительного

внимания.

31. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Времена года. - Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

(Е. В. Колесникова 16, стр. 49)

32. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Овал. Слева, справа. - Закреплять умение различать и называть

формы предметов, соотносить их с названиями геометрических фигур: овал, круг;

Закреплять умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо). (Е. В. Колесникова 16, стр. 49)

33 Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала. - Закрепить и расширить знания и представления о временах года (осень, зима, весна, лето);

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг;

Закреплять умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо). Е. В. Колесникова

34. Развитие математических представлений и сенсорной культуры

Закрепление пройденного материала.

Обобщить знания детей всего пройденного материала по ФЭМП.

Перспективный план по теме: «Формирования элементарных математических познаний во второй младшей группе»

Автор: Живаева Ольга Васильевна, воспитатель филиала 1 МБДОУ №137 г. Пензы.
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста и руководителям кружков, работающих по данной теме.
Задачи:
- выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов;
-сравнивать две группы предметов пользуясь приемами наложения и приложения;
- различать геометрические фигуры: круг, квадрат;
-продолжать учить ориентироваться во времени (утро, день, вечер);
-формировать понятие о длине, ширине;
-закреплять умение определять основные пространственные направления;
-упражнять в сравнении предметов по высоте;
-видеть в простых предметах окружающей действительности знакомые предметы;
-воспитывать интерес к математике.
Сентябрь


«Составь букеты»

1.Заучивание считалки «Много нас, а он один», загадывание загадок (про огурец, подсолнух и другие)
2. Дидактические игры «Курица и цыплята», «Кошка и много котят», «Один и много».
3. Аутогенная тренировка «В лесу».
4.Собери много опавших листьев, протри свой стул (один).

1. Рисование на тему: «Нарисуй цыплятам много зернышек», «Обвести один пальчик, много пальчиков».
Работа с родителями
1. Родительское собрание на тему: «Математика в жизни малышей»
2.Совместный труд по уборке территории.
3.Развлечение «Праздник мыльных пузырей»
Октябрь
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«Обследование круга и квадрата», «Домик».
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1. Чтение: А. Барто «Наша Таня», загадывание загадок.
2. Рассматривание плаката и беседа на тему: «Найди знакомые геометрические фигуры»
3. Дидактические игры: «Помоги Котику»(найти круг, квадрат), «Волшебные фигуры».
4.Разложи круглые салфетки в завтрак, квадратные в обед.
Самостоятельная деятельность детей
1.Предложить квадраты и круги для раскрашивания.
2.Изготовление таблеток для игры «Больница»(из теста для лепки, формами круглой и квадратной).
Работа с родителями
1. Предложить родителям сделать раздаточный материал (круги, квадраты)
2. Оформление родительской витрины на тему: «Геометрия в жизни малышей».
Ноябрь
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность
«К Зайке в гости на обед»

1. Рассматривание картин, иллюстраций (утро, день, вечер)
2. Дидактические игры «Когда это бывает», «Назови»
3. Чтение стихотворения Кондратьева «Доброе утро»
4. Заучивание физкультминутки «Утренняя зарядка»
Самостоятельная деятельность детей
1.Предложить раскраски на тему: «Время суток»
2. Покормить рыбок (утром)
3.Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Работа с родителями
1. Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Что можно делать вечером» (или нельзя).
2. Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Почему важен дневной сон»
3.Изготовление дидактической игры «Время суток»
Декабрь
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«По какой дорожке поскачет лошадка»
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Инсценировка сказки «Колобок» (Шел по длинной, короткой дорожке).
2. Чтение «Почему у слоненка длинный нос».
3. Индивидуальное поручение: «Что слышу, то и делаю»(разложить карандаши по соответствующим коробкам).
4. Дидактические игры: «У кого, какой хвост», «Дорожки для машин», «Ленточка для куклы»
Самостоятельная деятельность детей
1. Нарисуй длинную, короткую дорожку.
2. Катание и игры на санках по короткой и длинной дорожкам.
3.Собери на участке длинные и короткие палочки.
Работа с родителями
1.Предложить родителям сшить для детей в физкультурный уголок длинные и короткие дорожки. 2.Анкетирование на тему: «Как часто вы играете с детьми»
Январь
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«Рассматривание картины Таня на елке»
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Праздник «Зимние забавы»
2. Трудовая деятельность: собери мусор в домике, подмети наверанде,
3. Дидактическая игра: «Найди зверей в лесу», «Наведи порядок в комнате», «Где наши куклы».
5. Чтение сказок «Теремок», «Волк и козлята»
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевая игра «Семья», сюжет « С дочкой на елке».
2. Изобразительная деятельность на тему: «Что вверху, а что внизу»
3. Игра малой подвижности «Найди игрушку (зайца или любую другую)»
Работа с родителями
1. Праздник «Зимние забавы».
2. Консультация для группы родителей на тему: «Знает ли ваш ребенок, как ориентироваться в пространстве».
Февраль
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«Сравни предметы»
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1.Кукольный спектакль «Колобок».
2.Рассматривание иллюстраций (широкие и узкие ворота, дорожки)
3.Дидактические игры: «Найди широкую и узкую дорожку», «Новоселье кукол»
4.Трудовая деятельность. Расчистим широкую дорожку к веранде, а узкую к домику от снега.
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевая игра: «Больница».
2. Игра со снегом
Работа с родителями
1 Оформление папки передвижки на тему: «Здоровый образ семьи».
2 Кукольный спектакль: «Колобок».
Март
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«Накроем стол для чаепития »
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1.Изготовления печенья для мам.
2. Ручной труд: «Подарок маме» (наклей середку для цветка)
3.Дидактические игры: «Каждой пчелке цветок», «Закрой цветочки»
Самостоятельная деятельность детей
1. Предложить детям для игр «Рамки и вкладыши Монтессори» (геометрические фигуры), парные картинки.
Работа с родителями
1. Чаепитие с мамами (дети помогают накрыть на стол)
Апрель
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«На экскурсии в городе»
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Дидактические игры: «Построим дом для ежика», «Новоселье кукол».
2. Чтение Е. Чарушина «Утка с утятами»
3.Трудовое поручение: полить низкие и высокие растения
4.Изобразительная деятельность на тему: «Низкие и высокие елочки»
Самостоятельная деятельность детей
1. Игры с конструктором и кубиками: «Строим высокие и низкие дома»
2. Рассматривание иллюстраций с изображением различных построек
3. Сюжетно – ролевая игра: «Мы строители»
Работа с родителями
1. Выставка работ (совместная деятельность родителей и детей) на тему: «Дом нашей мечты»
2.Предложить папам поднять детскую мебель под рост детей.
Май
Совместная деятельность с детьми
непосредственно – образовательная деятельность:
«Что это?»
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Дидактические игры: «На что это похоже», «Найди такую же»
2.Загадывание загадок о предметах быта.
3.Труд. Протереть круглые листья, разложить салфетки квадратные.
Самостоятельная деятельность детей
1. Сюжетно – ролевые игра: «Больница».
2. Художественное творчество на тему: «Рисую, что бывает квадратным, круглым»
Работа с родителями
1. Круглый стол на тему: «Что мы умеем и знаем»
2.Выставка детских работ на тему: «Я рисую круглые предметы»

Сентябрь.

№1. Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много».
Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.
(Петерсон «Игралочка», стр.16)

№2. Тема: Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.
Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.).
Закреплять представления о понятиях «один» и «много».
Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр.17) .

№3. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

(Петерсон «Игралочка», стр. 19)

№4. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.
Формировать представления о сохранении количества.
Развитие логического мышления.
(Петерсон «Игралочка», стр.20)

ОКТЯБРЬ

№1. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много».
Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.
Упр-ть детей в поиске закономерностей.
(Петерсон «Игралочка», стр.22)

№2. Тема: Свойства предметов. Счёт до двух.
Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента.
Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству.
Учить выявлять общее свойство групп предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр. 23)

№3. Тема: Счёт до двух. Цифры 1 и 2.
Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше.
(Петерсон «Игралочка», стр.24)

№4. Тема: длиннее, короче.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр. 28)

НОЯБРЬ

№1. Тема: Круг.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.29)

№2. Тема: Шар.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр.31).

№3. Тема: Шире, уже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)

№4.Тема: Счёт до трёх. Число 3.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх.
Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.
(Петерсон «Игралочка», стр.35)

ДЕКАБРЬ

№1. Тема: Цифра 3.
Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Расширять представления о геометрических фигурах.
Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
(Петерсон «игралочка», стр.37).

№2. Тема: На, над, под.
Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под.
Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
(Петерсон «Игралочка», стр.39).

№3. Тема: Выше, ниже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже.
Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.41)

№4. Тема: Раньше, позже.
Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже.
Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой.
Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.
(Петерсон «Игралочка», стр.43)

ЯНВАРЬ

№1. Тема: Счёт до 4. Число 4. Цифра 4.
Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4.
Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.
Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр. 44)

№2. Тема: Квадрат.
Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.47)

№3. Тема: Куб.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.
Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше.
(Петерсон «Игралочка», стр.49)

№4. Тема: Вверху. Внизу.
Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы.
Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар.
(Петерсон «Игралочка», стр.51)

ФЕВРАЛЬ

№1. Тема: Слева, справа, посередине.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.52)

№2. Тема: Счёт до 5. Число 5. Цифра 5.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5.
Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов.
Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
(Петерсон «Игралочка», стр.54)

№3. Тема: Внутри, снаружи.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.
(Петерсон «Игралочка», стр. 57)

№4. Тема: Впереди, сзади, между.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях
Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр.58)

МАРТ

№1. Тема: Пара.
Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.60)

№2. Тема: Овал.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.
(Петерсон «Игралочка», стр. 62)

№3. Тема: Прямоугольник.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.
(Петерсон «Игралочка», стр.64)

АПРЕЛЬ

№1. Тема: Числовой ряд.
Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде.
Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.
Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.67)

№2. Тема: Порядковый счёт.
Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте.
Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.69)

№3. Тема: Игра-путешествие.
Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.
(Петерсон «Игралочка», стр.70)

Настроение сейчас - математика, дошкольник


Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений

СЕНТЯБРЬ

1-2. Адаптационный период. Диагностическое обследование.

3. Шар (шарик) и куб (кубик).

4. Величина предмета: большой, маленький.

ОКТЯБРЬ


  1. Количество предметов: один, много, мало.

  2. Составление групп предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета. Слова много, один, ни одного.

  3. Круг.

  4. Сравнение круга по величине: большой, маленький.
НОЯБРЬ

  1. Сравнение двух предметов по длине.

  2. Один и много предметов. Сравнение двух предметов по длине способами наложения и приложения.

  3. Квадрат.

  4. Круг и квадрат.
ДЕКАБРЬ

во второй младшей группе.

Сентябрь.

1-2. диагностика.

3. Мой родной город.

4. Овощи с огорода (экологическое воспитание).

Октябрь


  1. Мебель.

  2. Папа, мама, я – семья.

  3. Одежда.

  4. Аквариум (экологическое воспитание).
Ноябрь

  1. Варвара – краса, длинная коса.

  2. Наш зайчонок заболел.

  3. Приключение в комнате.

  4. В гостях у бабушки (экологическое воспитание).
Декабрь

  1. Помоги Незнайке.

  2. Теремок.

  3. Найди предметы рукотворного мира.

  4. Подкормим птиц зимой (экологическое воспитание).

Январь


  1. Каникулы.

  2. Деревянный брусочек.

  3. Радио.

  4. «В январе, в январе, много снега во дворе…»(экологическое воспитание).
Февраль

  1. Смешной рисунок.

  2. Как мы с Фунтиком возили песок.

  3. Транспорт.

  4. «У меня живет котенок».
Март

  1. Вот так мама, золотая прямо.

  2. Золотая мама.

  3. Тарелочка из глины.

  4. Уход за комнатными растениями (экологическое воспитание).
Апрель

  1. Что лучше: бумага или ткань?

  2. Подарки для медвежонка.

  3. Подарок для крокодила Гены.

  4. Прогулка по весеннему лесу (экологическое воспитание).
Май

  1. Опиши предмет.

  2. Экологическая тропа.
3-4. Диагностика.

О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада.

О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.

Перспективное планирование по конструированию/аппликации

во второй младшей группе

Сентябрь

1-2. Диагностика.


  1. Горка с двумя лесенкам.

  2. Гусеница (большие и маленькие предметы круглой формы , аппликация).
Октябрь

  1. Дорожки.

  2. Шарики катятся по дорожке (А).

  3. Преобразование дорожек.

  4. Фрукты (А).
Ноябрь

  1. Дорожки для Колобка.

  2. Светофор (А).

  3. Мебель для куклы.

  4. Аппликация на полосе (чередование квадрата и круга).
Декабрь

  1. Кресло и диван.

  2. Грузовик (А).

  3. Ворота.

  4. Пирамидки (А).
Январь

  1. Каникулы.

  2. Красивая салфетка (аппликация из квадратов и кругов разной величины).

  3. Ворота.

  4. Снеговик(А).
Февраль

  1. Теремок для матрешки.

  2. Подарок любимому папе (А).

  3. Домик.

  4. Узор по кругу (А).
Март

  1. Цветы в подарок маме, бабушке (А).

  2. Загон для уточек.

  3. Неваляшка(А).

  4. Огородить садик для матрешек.
Апрель

  1. Скворечник (А).

  2. Загон для лошадки.

  3. Воздушные шарики (А).

  4. Загон для коровы.
Май

  1. Цыпленок (А).

  2. Занятие по замыслу.
3-4.Диагностика.

Л.В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: