Храм святителя чудотворца николая на водах - какие тайны хранят пещеры киево-печерской лавры. Киево-Печерская Лавра: поход к старцам в пещеры (фото) Киево печерская лавра пещеры святыни

Почти тысячу лет назад днепровскому Вифлеему уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы.

Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу. Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

Печерские хроники

В «Повести временных лет» Нестор Летописец, участвовавший в перезахоронении мощей преподобного Феодосия, описал, как проходил этот обряд. После монастырского совета к Нестору пришел игумен и позвал его в пещеру Феодосия, предупредив, чтоб он не рассказывал братии о том, какая работа им предстоит. Тайно от всех они (предположительно вместе с ними был Марк Гробокопатель) пришли в пещеру и, пропев псалмы, стали копать. И когда уже ударили в било, увидели, как три столба, будто сияющие дуги, передвигаясь, стояли над церковью, где лежал Феодосий. Раскопав мощи преподобного, монахи с удивлением увидели, что суставы в них не распались, а волосы на голове слиплись.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь...И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Мне знаком человек, который в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Киево-Печерская Лавра, реж. О. Леонтенко, 2006

Киево-Печерская Лавра - это, пожалуй, одна из самых известных и популярных достопримечательностей Киева. Сюда идут как жители столицы, так и ее гости, как паломники и верующие, так и обычные туристы. Она привлекает мужчин, женщин, стариков и детей. Это место интересно древнейшей историей, интересными артефактами, красотой церквей и чудотворными иконами, загадочными пещерами и удивительными легендами.

История Киево-Печерской Лавры начинается в 1051 году, во времена князя Ярослава Мудрого. Ища уединения, монахи организовали здесь пещерный город. Первую пещеру обжил здесь Илларион, позже ставший Митрополитом Киевским. После него здесь поселился Антоний, ставший основателем Печерского монастыря. Вместе с ним к созданию известнейшей святыни приложил руку его ученик - Феодосий.

История святыни

В 1073 году Антоний возвел здесь . Само же слово «лавра» с греческого обозначает застроенный квартал или церковный приход.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям, разрушался и сжигался. в 1096 году на город напали половцы, затронув и святыню. В 1151 году здесь побывали турки, в 1169 - берендеи. В 1240 году на город напал Батый. А в 1718 году в Лавре случился пожар.

В XI веке Киево-Печерской Лавре, как крупному феодалу, подчинялись целых три города, 7 маленьких городков, около 200 сел и хуторов, 70 тысяч крестьян, заводы, кабаки, винокурни и мельницы, пустыни. Кроме того, Лавра была центром книгописания. Одна из самых известных книг - Киево-Печерский патерик.

В советские времена, а именно с 1917 года, Лавра снова подвергалась разрушениям. Тогда власть СССР стремилась истребить духовенство, досталось и этой киевской святыне.

В 1941 году подорвали . Кто это сделал - спорный вопрос. Есть мнение, что советская сторона, а есть другая точка зрения. Это могли сделать немцы под началом Эрика Коха. Восстановлен Собор был аж в 1995 году указом президента Леонида Кучмы.

Духовная жизнь вернулась в Лавру в 1988 году. В 1990-м ее включили в списки ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. В 1999 здесь открылась Духовная Семинария - теперь Киевская Духовная Академия и Семинария.

Объекты Киево-Печерской обители

Киево-Печерская Лавра, как известно - это целый комплекс различных сооружений. Кроме уже упоминаемого , здесь также есть колокольня на Ближних пещерах, колокольня на Дальних пещерах, Онуфриевская башня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божьей Матери, Церковь Всех святых, Троицкая надвратная церковь, Церковь Спаса на Берестове, Церковь «Живоносный источник», Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря, Аннозачатиевская церковь, галереи, бывшие кельи и многое другое.

Конечно же, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Ближние пещеры, также известные, как Антониевы пещеры, хранят несколько старинных захоронений. В том числе - и мощи самого Антония. Здесь есть три улицы, трапезная, где собирались монахи, подземная пещерная церковь. Общая протяжность - 383 м.Здесь покоятся 79 святых: мощи Нестора Летописца, Ильи Муромца, Альпия Печерского.

Дальние Пещеры в Киево-Печерской Лавре хранят мощи 49 святых. Здесь похоронен Феодосий, есть Феодосийская церковь, старинная келья святого и еще два подземных храма. Здесь хранятся мироточивые главы, тридцать святых, похороненных тут, считаются неизвестными.

Чудеса и легенды Киево-Печерской Лавры

Как и любая святая обитель, Киево-Печерская лавра полна загадок и тайн.

Конечно же, она славится своими чудесами. Здесь хранится несколько чудотворных икон, необычное действие которых замечают уже на протяжении нескольких столетий. К примеру, «Успение Божией Матери» - эта икона была утеряна многие годы назад, но ее копия, которая все таки есть в Лавре, также творит чудеса. Образ Божьей Матери «Печерская Похвала» же исцеляет от недугов и прогоняет невезение.

Мироточивые главы - еще одна из реликвий Киево-Печерской лавры. Это главы святых, которые лаврские монахи тщательно хранят уже много столетий в специальных сосудах. Будучи сухими, останки мироточат, от чего и имеют славу чудес. Считается, что здесь до сих пор хранится глава четвертого папы римского - Климентия. Он ровесник Христовых апостолов.

Нельзя не упомянуть и о чудесных возможностях святых мощей, которые покоятся в пещерах Лавры. Прикоснувшись к останкам преподобных и мучеников, можно излечиться от болезней и бесплодия, избавиться от неудач по жизни, обрести покой и счастье.

К слову, есть еще одна, не доказанная до сих пор легенда, связанная с Киево-Печерской Лаврой. Поговаривают, что святой Феодосий, тот самый ученик Антония, внесший свою лепту в строительство монастыря, на самом деле был женщиной. Переодевшись, он пришел в пещерный городок, где вырыл себе келью и стал жить в уединении. Из-за просторных одежд с капюшонами в фигуре и лице Феодосия было трудно распознать женские черты. Когда монах почувствовал свою скорую кончину, он озвучил предсмертную просьбу. Завещал не омывать после смерти его тело, похоронить в тех же одеждах, в которые был облачен, в своей же келье.

Подобная история с женщиной-монахом имеет место и в истории Китаевской пустыни в Киеве. Там есть могила старца Досифея, который, согласно легендам, на самом деле был женщиной по имени Дарья. Она предалась служениям Господу и всю жизнь посвятила уединению в пещерных кельях, постигая высшую мудрость под видом мужчины.

Некоторые уже исследованы специалистами и приспособлены для наплыва людей.

А некоторые еще только предстоит открыть и изучить…

В мае 2005 года в одном из коридоров Ближних пещер случился обвал, часть лабиринта оказалась засыпанной. За те четыре года, пока ученые ликвидировали последствия этого происшествия, были найдены обломки керамики, относящиеся еще к XV веку. В те далекие времена здесь располагалось разветвление двух подземных галерей, но в какой-то момент оказалось заваленным. Один из проходов со временем расчистили и укрепили, а вот второй так и остался засыпанным.

И теперь, спустя столетия, ученые обнаружили эту развилку и вход во всеми забытое продолжение лабиринтов, которое еще предстоит расчистить и исследовать. Это - не единственное открытие, которое было сделано в Лаврском подземелье за последние годы. О том, какие еще тайны хранят древние пещеры, мы побеседовали с археологом Тимуром Бобровским.

- В советские времена экскурсоводы часто рассказывали посетителям Лавры, что пещеры полностью изучены, но обвал в 2005 году показал, что это не так. Скажите, что принципиально нового обнаружили в ходе последних исследований Ближних пещер?

Прежде всего, мы поняли, что нам еще очень многое предстоит узнать. Были найдены два ответвления, которые заканчиваются обвалами. Что за этими обвалами - сказать сложно. Но, возможно, именно здесь находится место, где был погребен преподобный Антоний Печерский, основатель пещер.

Нет сомнения в том, что этот участок очень древний. Мы нашли надпись, которая датируется 1150 годом, а также остатки фресковой живописи. Это орнаментальные мотивы, в которые включены разнообразной формы кресты. Минеральные краски нанесены прямо на песчаную стену, без раствора.

Сенсационность находки в том, что вся живопись Ближних и Дальних пещер датируется периодом XVIII–XIX веков. А здесь мы имеем дело с уникальной живописью, относящейся к древней истории. Возможно, орнаменты появились в XIII–XIV веках, а возможно, что и раньше - в столетии XI-XII.

Есть предположение, что росписью была украшена поминальная часовня или даже полноценный храм. Судя по всему, это место очень почитали, и существует свидетельство о том, что именно в Ближних пещерах закончил свой подвиг и был похоронен преподобный Антоний Печерский, чьи мощи никогда так и не были обретены. Вероятно, именно данное помещение связано с местом погребения преподобного старца. Так это или нет - покажут дальнейшие раскопки и исследования.

Помимо Ближних, Вы исследовали и Варяжские пещеры. Об этом подземном лабиринте мало что известно. Далеко не все паломники знают о его существовании. Что это за место?

Варяжские пещеры иногда рассматривают как часть Дальних пещер, хотя, по большому счету, это два возникших независимо друг от друга лабиринта, которые только в XVIII веке были соединены между собой проходом.

Издавна паломники посещают Ближние и Дальние пещеры и думают, что видят именно ту обстановку, которая окружала преподобных подвижников. Но на самом деле галереи, которые посещают паломники, являются остатками большого монашеского кладбища, сформировавшегося в XII веке. Кроме того, эти коридоры многократно перестраивались и ремонтировались, поэтому их первоначальный облик изменился.

А вот с Варяжскими лабиринтами дело обстоит иначе. Вполне возможно, это самая древняя часть Лаврского комплекса. И хотя пока что мы находили в них материал достаточно поздний, относящийся к XV–XVI векам, но нам кажется, что по своей планировке Варяжские пещеры гораздо ближе к древним образцам пещерного строительства, чем Ближние и Дальние лабиринты.

- Что собой представляют Варяжские пещеры сегодня?

Это подземный лабиринт длиной около 200 метров с коридорами и монашескими кельями. На стенах пещер сохранились надписи, относящиеся к XVII–XIX столетиям. Есть еще письменное упоминание о том, что в Варяжских пещерах находится захоронение, но оно пока что не раскапывалось.

Самое ценное в этих подземельях - то, что они остались нетронутыми, в первозданном виде, в то время как Ближние и Дальние пещеры неоднократно укреплялись и украшались с XVI века. Очутившись в этом лабиринте, мы словно оказываемся в той обстановке, в которой жили когда-то преподобные отцы Печерские. На сегодняшний день Варяжские пещеры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в реставрации и укреплении. Возможно, после этих работ они станут доступны для посещения.

Монах Киево-Печерского монастыря копает пещеру. Иоганн Гербиний, 1675 год.

- Вернемся теперь к обвалу 2005 годаьв Ближних пещерах. Что вы находили при расчистке засыпанных коридоров?

Обломки керамики, кирпичи, множество настенных надписей разных периодов - в основном XVII века. Также мы исследовали архитектуру. После окончания раскопок работа продолжается. Имеющийся материал нужно обработать, систематизировать и издать…

- А в чем историческая ценность этих находок?

Эти находки - свидетельства о той эпохе, о которой нам мало что известно. Из немногочисленных письменных источников мы знаем только общую канву истории. Чтобы понять быт пещерного монастыря, представить трудности подвига, нужно своими глазами увидеть пещеры, ощутить крохотные размеры келий. Именно материальные свидетельства дают возможность воссоздать жизнь затворников.

Однажды во время раскопок мы провели в Гнилецких пещерах двое суток без выхода на поверхность. Было тяжело физически находиться так много времени в холодном, влажном помещении. Одежда не спасала от сырости. Тяжело переживалось отсутствие света. Это действительно подвиг - годами жить в пещерах, проводя все время в посте и молитве.

- Во время раскопок Вы много времени проводили в святом месте. Ощущали ли благодать?

Несмотря на то, что в пещерах холодно, сыро, темно, отсутствует звук, мне очень комфортно там работать, есть ощущение полной безопасности, уверенность, что со мной ничего не произойдет. Даже когда я вижу опасные места, угрожающие обвалом или осыпью. Возможно, именно так действует святость этого места.

Уникальные нетронутые лабиринты Варяжских пещер

- Правда ли, что пещеры Киево-Печерской Лавры ведут до Чернигова?

Нет, это миф. Я с уверенностью могу сказать, что Лаврские лабиринты не идут под Днепром, не соединяются с пещерами Чернигова и даже не связаны между собой. Подобных мифов о киевских подземельях предостаточно. Их еще в XVII веке собрал и описал в своей книге Иоанн Гербиний.

Но мы не ставим перед собой задачу доказывать или опровергать какие-то легенды. Цель нашей работы - изучить памятник, получить о нем научную информацию и попытаться вернуть его людям в качестве святыни. Так случилось со Зверинецкими и Гнилецкими подземными комплексами, которые мы расчищали и исследовали и которые сейчас можно посетить.

Надеюсь, нечто подобное произойдет и с Варяжской пещерой, и с другими подземельями Лавры. Также надеюсь, что в будущем нам удастся раскопать те пещерные участки, которые сейчас никому неизвестны. А я уверен, что такие подземелья существуют! И возможно, они хранят в себе материальные свидетельства жизни монахов от самого основания монастыря.

Фото иеромонаха Симеона (Новикова)

Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.

В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие, через которое можно видеть могилу, 17 лет хранившую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.

Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь, сооруженная преподобным Феодосием.

В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского (стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание стяжал дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и ободрял все их намерения, злых - укорял и обличал, а потом направлял на путь добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и войти в Царствие Небесное.

Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих, мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно почивающим мощам, среди которых мощи:

Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном Лукиане ничего не известно.

Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром ангельским.

Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические подвиги получил от Бога дар чудотворения, так что при жизни многие обращались к нему за помощью в своих делах и нуждах.

Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал митрополитом Киевским - первым из русских, а до того времени митрополитами были все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им «Слово о законе и благодати» является первым дошедшим до нас авторским произведением древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати, дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает торжество Христовой веры в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.

Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество, отличался смирением и безмолвным подвизанием.

Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487 году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По преданию, во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему: «Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета, данного Богу, не увидит лица Божия!»

Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.

В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца, отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило невареное зелье, а питьем - вода. День и ночь он проводил в молитве и своей праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись.

Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в малых количествах) и очень мало спал. От Господа он получил благодатный дар исцелять возложением рук на больного.

Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой. Собственными руками он сделал железный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил от Господа дар чудотворения.

Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Нестора-летописца. Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.

Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым. По преданию, он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он говорил: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного - всемогущего Бога, который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами Печерских старцев». И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым житием.

Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю Псалтирь.

Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания, он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.

Преподобного Амона, по благословению игумена Печерского путешествовавшего на святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни бесовские.

В церкви Благовещения почивают мощи Преподобного Евфимия, схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.

Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим подвигам, размышляя над словами Священного Писания «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное». Отнеся данное изречение прямо к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.

Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях. Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Господа прощение.

В церкви преподобного Феодосия почивают:

Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение, научили читать и всяким иноческим добродетелям.

Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.

Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца - одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя. Эта святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.

Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.

В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из нас воспринимают только как былинного богатыря. В действительности же Илья из города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне лет нашел тихое пристанище в обители Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город был взят приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена. Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные останки.

Протяженность Дальних пещер (без Варяжских) составляет около 300 метров. На территории Дальних пещер находится подземный храм Рождества Христова, подземный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, подземный храм преподобного Феодосия, игумена Печерского.

В Дальних пещерах почивают мощи 49 канонизированных святых (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер). О большинстве из них сведения крайне скудны, иногда известны только имена, писавшиеся на досках, которыми закрывали погребальные локулы. Мощи некоторых преподобных в разное время были перенесены в Ближние пещеры и другие места. Так, в г. в Успенский собор были перенесены мощи первого киевского митрополита Михаила ; мощи преподобной Евфросинии Полоцкой 737 лет пролежавшие в Дальних пещерах, в г. были перенесены в Полоцк . В году из Крестовоздвиженского храма в Благовещенский перенесены мощи священномученика Владимира (Богоявленского) , митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного в году у стен Лавры. В этом же храме с года почивают мощи святителя Павла, митрополита Тобольского , обретенные при восстановлении Успенского собора. Также в Дальних пещерах с 23 октября года - мощи святителя Киевского Филарета (Амфитеатрова), в схиме Феодосия .

В настоящее время Дальние пещеры имеют два входа. Один из них был прорублен около г. из Аннозачатьевского храма: длинная и крутая лестница из притвора спускается к развилке подземной галереи. Налево от нее идет так называемая улица Затворников, а справа расположен вход в Варяжскую пещеру. Есть другой, более пологий спуск в Дальние пещеры - через деревянную галерею с каменной башней над входом, построенную по проекту архитектора Александра Якушкина (в г. он принял в Лавре монашество с именем Арсений и был блюстителем Дальних пещер). По этому спуску можно сразу попасть на центральную подземную улицу Дальних пещер, от которой ответвляются другие ходы. Она ведет от одного входа к другому (из Аннозачатьевского храма), затем поворачивает к улице Затворников, которая выходит к Благовещенской церкви - самому древнему в Печерском монастыре храму.

Подземный Благовещенский храм

Архитектура Благовещенской церкви, основанной около г., в течение последующих столетий неоднократно претерпевала изменения. В первой половине XVIII в. все пещерные храмы были реконструированы. Существующий ныне иконостас византийского стиля с мозаичными иконами сооружен в начале 1990-х годов.

Подземный Рождественский храм

От входа, на север от центральной улицы, идет коридор к другой древней церкви - Рождества Христова, основанной между и гг. Когда увеличилось число братии древнего пещерного монастыря и иноки стали селиться на холме над пещерами, в этой церкви, находящейся ближе к входу, совершалась братская служба. Тогда же более глубокая часть пещер с Благовещенской церковью стала местом захоронения усопших. До наших дней в храме Рождества Христова сохранился чеканный медный иконостас в стиле позднего барокко (конец XIX в).

Подземный храм преподобного Феодосия

В том же участке пещер, несколько далее церкви Рождества Христова, находится храм преподобного Феодосия Печерского. После реконструкции, проведенной в начале XVIII в., он стал самым просторным из пещерных храмов Лавры (высота ок. 3 м). в церкви преподобного Феодосия сохранился барочный иконостас из чеканной меди.

Реставрация Дальних пещер

Первая существенная реставрация Дальних пещер была проведена, вероятно, после землетрясения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: