Иллюстрации шумерские. Шумерская цивилизация, тайны шумер (12 фото). Письменность и язык шумер

Вот что лично вы представляете, услышав слово «Шумер»? У меня, до того, конечно, как я провела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древнее. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а! Они были крутые! От них все вроде бы пошло. Или не от них?». А потом: «Ну и бог с ними!».

А может, познакомимся с ними поближе? Зачем это нам? Таким образом мы проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою очередь, повлияли на более близкую нам Грецию.

Ужас-ужас! Опять проблема – с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000-летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия», вы знаете? «Что за идиотский вопрос?», спросите вы. А я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю – Тигр и Евфрат.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа − говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли, чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мной статьях говорится, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация.

Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И печальное выражение лица».

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, прославления богов, увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений терялись по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля – между горами и соленым морем, где пустыня чередуется с болотами, а засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу − из высушенного на солнце, позже − из обожженного. У богатых людей жилище имело 2−3 этажа, до 12 комнат. У них была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу! Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, были очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель и музыкальные инструменты.

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Разглядывая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, а также пытаются связать их с происхождением всех народов мира. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-то (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Это очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене, долгие месяцы «мозоля глаза». На стену из шумерских штуковин вешать нечего: живопись если и была, то под слоями песка и ила быстро пришла в негодность, а вот статуэтки – пожалуйста! Любая – добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, у каждой − отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться и поиграть в «дочки−матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков? А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров.

Надежные жилища, высокие для древности технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках, и вот эти очаровательные фигурки – весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

Уже не раз те библейские легенды, которые многие века принимались за вымысел, находки на территории шумерского государства подтверждали, как реальные. Одно только существование шумерского варианта доказывает, что Библия – не первоисточник в этих знаниях. Что она, как минимум, скопировала стародавние легенды. И как максимум, воплотила в себе сказания другого, вымершего или уничтоженного народа.

Потоп, согласно рассказу шумерского сказителя, произошел уже после того, как боги создали людей. К сожалению, легенда дошла до нас только в одном экземпляре. И то, табличка, которую ученые обнаружили в Ниппуре, сильно повреждена, и часть записи навсегда потеряна для исследователей. Табличка о потопе считается документом и имеет огромную ценность для истории человечества. В ней не хватает верхней части таблички, которая содержала 37 строк из древнешумерского эпоса о потопе. Именно в этой части, видимо, говорилось о причинах, по которым боги решили погубить людей. Видимый текст начинается с желания какого-то верховного бога спасти человечество от полного вымирания. Им движет вера в то, что к людям вернется религиозность и почитание тех, кто их создал...



Наиболее характерным скульптурным изображением раннего шумерского периода является глубокий рельеф. Это особый вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым по отношению к плоской поверхности фона. У шумеров - это почти горельеф, в котором изображение высоко выдается над поверхностью фона.

Рельеф, изображающий голову богини Инанны Урукский, одно из наиболее ранних произведений подобного рода. Детали рельефа четко прорисованы – крупноватый нос, тонкие губы, огромные глазницы Особый акцент сделан на носогубных линиях, что придает богине выражение высокомерное и довольно мрачное. Инкрустированные глаза, которые раньше находились в глазницах, к сожалению, не сохранились. Размеры скульптурного изображения почти совпадают с реальными, задняя поверхность плоская. Высказывается предположение, что фигура богини была изображена на поверхности стены храма, а над ней, в направлении молящегося, крепилось выпуклое изображение головы богини. Это создавало эффект выхода богини в мир людей и служило для устрашения простых смертных....



Первые скульптурные изображения шумеров были найдены во время археологических раскопок Джемдет-Насра на территории современного Ирака. Это небольшие статуэтки, изображающие странных диковинных существ, с вытянутыми головами и огромными глазами.

Исследователи до сих пор не определились с назначением этих статуэток, вряд ли они изображали реальных людей. Большинство ученых связывает их с культовыми обрядами воспроизводства и плодородия. К тому же времени относятся небольшие скульптуры животных, очень красочно и выразительно отображающие натуру.

Подлинный расцвет шумерский скульптуры начинается после разгрома Аккадского царства. До наших времен дошло множество хорошо сохранивших монументальных изображений правителя Лагаша Гудеа, выполненных главным образом их диорита...



Цилиндрическая печать, как важнейший атрибут человека, идентифицирующий и удостоверяющий его личность, впервые появился у шумеров в урукский период.

Цилиндрическая печать представляла собой цилиндр, вытачиваемый из обычного или полудрагоценного камня. Цилиндр имел продольное осевое отверстие для удобства ношения на шее или поясе. Печати были различной длины - от 2 см до 8 см. Отличались они и толщиной – начиная от очень тонких печатей до таких, объем которых равен объему большого пальца мужчины. К началу III т. до нашей эры цилиндрические печати получают широкое распространение на всей территории Месопотамию.

На поверхности цилиндра вырезался рисунок, а при прокатывании печати по мокрой глине на ней оставалась выпуклая зеркальная копия рисунка. Искусство резьбы на цилиндрических печатях, глиптика, постепенно совершенствовалось и со временем изображения на печатях становятся настоящими шедеврами миниатюрного изображения.

Уже рисунки на первых шумерских печатях помимо симметричных геометрических орнаментов содержат сцены из повседневной жизни. Это и постройка храма, и ритуальные сцены принесения даров, и изображение группы обнаженных людей, связанных и избиваемых, вероятнее всего пленных. Также встречаются печати с изображениями астральных символов, луны, звезд, различных животных. Несколько позднее возникают ритуальные и мифологические сюжеты. Один из наиболее распространенных сюжетов, так называемый «фриз сражающихся»- декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, отображающая сцену битвы героев с неким ужасающим чудовищем. Черты одного из воинов представляют собой гремучую смесь черт дикого человека и животного, второй герой имеет облик реально существующего человека. Еще одно распространенное изображение - образ неизвестного божества, восседающего на троне в ладье. Диапазон толкования этого сюжета очень широк – от путешествия лунного божества по небесной сфере до традиционного для шумерских богов ритуала путешествия к отцу. До настоящего времени не поддается толкованию и еще один рисунок, получивший широкое распространение на цилиндрических печатях шумеров. Это изображение великана, бородатого и длинноволосого. В его руках сосуд, из которого изливаются два бурных водных потока. Образ зодиакального созвездия Водолей трансформировалось позднее именно из этого изображения...



Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений. Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат...



Искусство, как особая форма познания и отражения действительности и внутреннего мира человека, началось у шумеров с росписи изделий из керамики. Изображения ранней керамики из Урука и Суз, датируемые концом IV тыс. до н.э, отражают желания человека постигнуть образ внешнего мира, осмыслить его и подчинить своим целям. Через память и получаемые навыки, человек пытается овладеть и, как бы поместить внутрь себя то, что отлично от его «я», чем он не является.

Древний мастер стремится не просто чисто механически отразить внешний предмет, он как бы пропускает его через себя, через свои эмоции и представления о жизни. Любой объект на изображении, будь то животное, птица или человек, имеет определенное место относительно других вещей и линий. Все они симметрично размещены на сосуде. Каждое изображение подчиняется смыслу всей композиции, при этом собственно индивидуальность объекта во внимание не принимается...



Современные представления об искусстве в мировой культуре во многом берут свое начало в Древней Греции и Риме периода античности. У шумеров, как и у других, более ранних цивилизаций, понятия «искусство», как некоего творческого процесса, направленного на создание эстетически-выразительных объектов, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному, не существовало. Категории «красота» и «прекрасное» у древних шумеров имели значения, совершенно отличающиеся от современного понимания.

«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.

Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.

Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.

Мемориальная функция заключалась в обращении изделия к потомкам с призывом вечно чтить усопших и их деяния, помнить их имена. Каждое произведение шумерского искусства, будь то роспись по керамике, архитектурные сооружения или цилиндрическая печать, должно было действовать с прошлого времени и прокладывать дорогу в будущее. Каждая эпоха обязательно должна иметь знаковую связь между десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Конкретно же эстетическая функция искусства у древних шумеров, как создание гармоничных предметов, которые вызывают наслаждение и восхищение, отдельно не существовала. Эстетические понятия в древних шумерских текстах не связаны с определением красоты в современном ее представлении.



Этот символ был широко распространен в культуре Шумерской цивилизации. Впервые его обнаружили при раскопках в городе Лагаш. Правда, исследователи находили изображения орла и в культуре индоевропейского народа хеттов, которое расцвело примерно в те же века, что и шумерская цивилизация. Самая поздняя находка датируется тринадцатым веком до нашей эры. Шумеры наносили этот символ на печати, на стены, на сосуды и другие изделия и сооружения. Иногда орла изображали с жертвой в когтях (обычно с зайцем). Ученые интерпретируют это как образ могучего царя, который смотрит сразу во все стороны и побеждает трусливых врагов. К тому же образ двуглавого орла использовали в религиозных целях.

Двуглавый орел символизирует по древним верованиям солнце. Исследователи пришли к такому выводу, опираясь на логическую цепь: орел – царь всех птиц, Солнце – царь планет и всей системы. Орел ближе всех к солнцу, так как выше всех летает. Он олицетворяет благородство, власть, защиту от зла. Орел с когтями – символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Шумеры также считали, что орел – посланник богов, связующее звено между людьми и богами...



Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...

Правителю города Ур-Бау удалось подчинить себе Урук, а в Уре свою дочь он назначил верховной жрицей. Политику Ур-Бай продолжил его зять – Гудеа. При нем в городе было построено несколько новых храмов, скрупулезно соблюдались все общественные повинности на благо храма, тщательно проводились все древнейшие ритуалы.

Но шумерские города не хотели терпеть над собой власть кутиев...

4000 тысяч лет до нашей эры никаких мечей, дворцов, иерархии власти, статуй и прочего еще не было, поскольку люди были на очень низком уровне развития. Так считали историки до недавнего времени, пока шумерские глиняные таблички не начали рассказывать удивительные подробности.

Что же так ошеломило научный мир?

Клинопись использовалась в течение 3 тыс. лет.

Клинопись представляла собой письмена из черточек в форме клиньев и использовалась изначально для того, чтобы вести счета и деловые записи, но со временем она развилась в настоящую систему письменности, которая могла использоваться для написания рассказов и поэм, законов и истории. Большинство современных письменных систем произошли именно от шумерской клинописи.

Шумеры были древнейшими купцами.

Их земля была богата лесом, минералом, камнем, поэтому они наладили одни из первых в мире торговых путей как по морю, так и по суше.

Эпос о Гильгамеше мог быть написан о реальном шумере.

Эта древняя поэма рассказывает о шумерском короле, который бился с лесным чудищем и пытался раскрыть загадку вечной жизни. Хотя персонаж является полубогом и обладает силой Геракла, ученые считают, что он был реальной личностью – 5-м правителем города Урук. О нем говорится в шумерском «Царском списке», где рассказывается о том, как он строил защитную стену вокруг города и восстанавливал храм одной их богинь. Вероятнее всего, он был реальной личностью, чьи деяния потом были преобразованы в мифы.

Шумерская математика и система мер используются по сей день.

Идея о том, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут, происходит из древней Месопотамии. Современная математика основывается на десятеричной системе исчисления, а шумерская основывалась на шестидесятеричной. Эта система была позже заимствована вавилонянами, которые использовали ее при астрономических вычислениях длины месяца и года. Шестидесятеричная система постепенно перестала использоваться, но ее отголоски все еще можно услышать в системе изменения времени в часе и минуте. Сюда же относятся 360 градусов в круге и 12 дюймов в футе.

Шумерская культура была потеряна для истории вплоть до XIX века.

После того как шумеры были захвачены вавилонянами и амореями во втором тысячелетии до н.э., шумеры постепенно утратили свою культурную самобытность и перестали существовать как политическая сила. Все знания об их истории, литературе, технологиях и даже их имя были в конце концов забыты. Их секреты были сокрыты в недрах иракской пустыни вплоть до XIX века, пока французские и британские археологи, наконец, не наткнулись на шумерские артефакты, когда искали следы древних ассирийцев.

Возможно, шумеры были древнейшей цивилизацией, существовавшей на Земле.

А древнейшим городом мог быть шумерский Эриду, построенный около 5400 г. до н.э.

Шумерский царь Эанатум создал первую в мире империю.

В 25 веке до н.э. он предпринял военный поход, в результате которого захватил несколько соседних городов-государств, позже он завоевал весь Шумер и даже простер свою власть за его пределы.

У древних шумеров есть миф о потопе, похожий на рассказ о Всемирном потопе из Библии.

Согласно шумерской легенде, Боги решили наслать на Землю воду, чтобы уничтожить человечество. Однако Бог Эа предупредил Зиусудру, правителя Шуруппака, и велел ему построить большую лодку. Сильный шторм качал лодку 7 дней и 7 ночей, а затем появился Уту – бог солнца. После потопа животные покинули корабль, а Боги дали Зиусудре вечную жизнь, чтобы «сохранить животных и людское семя».

Шумеры создали древнейший кодекс законов.

Он назывался «Законы Ур-Намму», по имени составителя – царя города-государства Ур (родины библейского пророка Авраама, кстати).

Шумеры первыми изобрели календарь.

Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным.

Они изучали письмо, чтение, математику, историю, составление карт, лингвистику, медицину и учились проводить операции.

Население одного из крупнейших шумерских городов могло составлять 80 тыс. жителей.

Это для нас, живущих в мегаполисах с населением более миллиона человек, 80 тыс. жителей кажется маленьким количеством. Но для сравнения, даже в Средневековье город средних размеров насчитывал всего 5 тыс. жителей, только в Италии количество населения крупных городов насчитывало 35-40 тыс. человек. А ведь древние шумеры жили за 5 с половиной тысячелетий до эпохи Средневековья! При этом шумеры строили свои дома из глиняных кирпичей, а также по всему городу были проложены оросительные каналы.

Список шумерских правителей включает одну женщину.

Одним из самых ценных источников, сообщающих о жизни древних шумеров, является «Царский список», в котором рассказывается о самых древних правителях шумеров. История в этом списке переплетается с мифами. Этот список включает в себя женщину, которая стала правительницей одного их шумерских городов-государств. Ее называли Кубаба и изначально она была владелицей таверны. В списке говорится, что она укрепила свое царство и стала родоначальницей целой династии царей, правивших 100 лет.

Шумерские города-государства часто находились в состоянии войны друг с другом.

И это несмотря на то, что они делили общий язык и культурные традиции.

Древние шумеры обожали… пиво.

Шумеры изобрели не только письменность, колесо, соху, законы и литературу, они были еще и одними из древнейших пивоваров. Их техника пивоварения все еще загадка, но известно, что они делали пиво на основе ячменя, и оно было настолько густым, что его требовалось процеживать через особую систему фильтров. Шумеры ценили свое пиво за то, что оно было полезно, и считали его ключом к «радостному сердцу и довольной печени».

По материалам:

Начало шумерской истории содержит в себе много тайн. Историки и археологи потратили немало сил, стараясь разгадать их. Сейчас мы знаем, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство, воспитывали детей. Археологи ходят по улицам древних шумерских городов, восстанавливают расположение домов и храмов. Однако загадок меньше не становится. По мере накопления знаний возникают новые вопросы. И главный из них - откуда пришли шумеры, где их родина?

Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки-рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь.

Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда были здесь очень опасны (память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях). В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была ещё людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля.

Всё изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева - шумеры. Шумеры сильно отличались от окружавших их народов - и прежде всего своим языком. В наши дни учёные умеют читать шумерские тексты, уже составлены многотомные словари шумерского языка. Для этого потребовалось много десятилетий упорного труда, и учёные не раз ошибались. Постепенно стало ясно, что древнешумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков. Поэтому мы не можем сказать, с какими народами древности шумеры «состояли в родстве», хотя учёные пытались подыскать им «родню» и на Кавказе, и в Гималаях, и на Памире. Всю правду об их далёкой родине мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Лучше посмотрим, как повели себя шумеры в незнакомом для них месте, среди тростниковых зарослей и болот. Кроме плодородных, но ещё не освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, т.к. кирпичи были сделаны из необожжённой глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали «слепить» новый посёлок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетённые из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо «клинописью». Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились скла-дывать даже разбитые таблички и читать написанное на них.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.

Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье солёные. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменём давали невысокие урожаи. В конце концов засолённые поля просто забрасывали или же пасли на них овец. Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Разумнее всего в этих условиях было бы руководить орошением полей из одного места, а не доверять каждому крестьянину прорывать оросительные канавы, как ему вздумается.

Такими центрами управления сельским хозяйством, а значит, и всей жизнью людей, в Шумере стали храмы. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счёт собранному урожаю. Именно храм управлял жизнью соседних городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Историки называют объединяющихся вокруг храма людей храмовой общиной.

Почему же всеми этими делами занимался не царь, как это было в Египте? Дело в том, что Шумер на протяжении семи веков своей истории не представлял собой единого государства: области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами, а также особенностями развития. Центром каждой области был сильный и богатый город, возникший вокруг храма, посвящённого местному богу. Самыми известными из шумерских городов были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков. Управляли городом и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец чаще всего носил титул «эн» или «энси». Меньше всего с храмом был связан командир городского ополчения, называвшийся «лугаль». Однако и лугали часто происходили из жреческих семей. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей.

Особое положение жрецов в Шумере подкреплялось хитро продуманной организацией храмового хозяйства. Сначала у храмов не было своей земли. Каждая деревня просто выделяла «богу» особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне вместе, а собранный с этого участка урожай деревенская община отдавала храму. Постепенно храмы забрали у общин эти земли и стали вести на них своё собственное хозяйство. Появились и зависимые от них люди, которые работали на храмовых полях за продуктовый паёк. Рабов в Шумере поначалу было ещё немного, и их труд не играл большой роли в хозяйстве. В Шумере очень рано была разрешена законом купля и продажа земли. Пользуясь этим, храмы всё время увеличивали свои владения; всё больше становилось безземельных крестьян, вынужденных батрачить на храмовых полях. Часть полей храм сдавал в аренду. Любой человек мог взять участок земли и вести на нём хозяйство, отдавая жрецам часть урожая. Получалось, что каждый крестьянин мог рассчитывать на помощь от храма: бедняку храм обеспечивал кусок хлеба, малоземельному крестьянину - возможность обработать дополнительный клочок земли, а крепкому хозяину аренда давала возможность расширить производство и часть урожая продавать на рынке. Поэтому все крестьяне в Шумере крепко держались за храмы и часто вставали на сторону жрецов во время их ссор с лугалями, а позже - с царями.

А столкновения между храмами и лугалями происходили в Шумере всё чаще. Лугали стремились завоевать соседние города, объединить страну и объявить себя царями. Для этого им нужно было превратить городское войско в свою собственную дружину, послушную всем приказам предводителя. Однако у лугаля не было средств, чтобы содержать такое войско, поэтому он начинал торговаться с храмами и просил у них землю для раздачи её своим воинам. Взамен лугаль, по-видимому, обещал жрецам покорение городов-соперников и богатые подарки из военной добычи. Иногда лугалю удавалось получить доступ к храмовым землям, и тогда начинался бессовестный грабёж храмового имущества: лугаль сгонял с полей крестьян, сажал вместо них своих воинов, отменял раздачи продуктов населению, передавал храмовую землю по наследству своим сыновьям.

Что же изменилось в шумерских городах после перехода власти к военным вождям? Ответ на этот вопрос даёт история Лагаша.

Около 2400 г. до н. э. власть в этом городе захватил лугаль Эанатум. Используя богатства городских храмов, он вёл успешные войны с соседними городами и заставил их признать господство Лагаша. При этом гибли тысячи людей; соперники нередко разрушали плотины на Евфрате и затопляли поля и селения друг друга. Победы, одержанные такой ценой, радовали далеко не всё население. В Лагаше начались мятежи, и один из преемников Эанатума, Уруинимгина, вынужден был вернуть храмам их земли и восстановить многие из древних обычаев. Но было уже поздно. Лагаш настолько ослаб из-за внутренних раздоров, что в борьбе за спорные земли был разгромлен своим вечным соперником - соседним городом Умма.

Ни один из шумерских лугалей не был достаточно силён, чтобы объединить страну под своей вла-стью. Незадолго до 2300 г. до н. э. беспорядки в шумерских городах и войны между городами при-обретают особенно разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории принесли не только разрушения и междоусобицы. Шумеры создали богатую и сложную культуру, которая стала образцом для подражания на всей территории Междуречья. Шумерской клинописью пользовались впоследствии многие народы, приспособившие её к своим языкам.

Шумеры были наделены очень сильным религиозным чувством. Их представления о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. Многие шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: до греков они были лучшими математиками и астрономами древности.

Знания, накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйственные записи, наблюдать звёздное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому многие изображения людей отличались у них большими оттопыренными ушами. Мы лучше поймём характер шумеров, оценим их любовь к знанию, если сравним эти изображения с портретами, например, ассирийских царей, воинственных и безжалостных. Шумерские правители нередко повелевали запечатлеть себя в особой «позе строителя» - с чертежом здания, разложенным на коленях, с небольшим ведёрком сырой глины, поставленным у ног. Этот народ больше любил строить, чем воевать, и образ созидателя, по мнению шумеров, больше подходил правителю, чем облик воина.

Может быть, поэтому шумерам так и не удалось создать единое царство. Человек, который смог это сделать, оказался не шумером, а аккадцем. Звали его Саргон, хотя скорее всего это не имя, а один из титулов, принятых им после победы над своими соперниками. Аккадцы тоже жили в Междуречье, к северу от шумеров. Изначально они были кочевниками-скотоводами, позже обратились к земледелию и поддерживали с шумерами тесные отношения. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился сначала на севере Шумера, за несколько лет создал сильную армию, вооружил её дальнобойными луками (шумерские воины пользовались в битве только мечом и копьём), а вскоре захватил и юг страны. Саргон не принял ни одного из почётных шумерских титулов и не выбрал ни один из древних шумерских городов своей столицей. Он стал именовать себя царём Шумера и Аккада и построил новую столицу - город Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, но взамен он постоянно давал храмам богатые дары. Саргон создал большое количество чиновничьих должностей, и многие из людей, которые кормились возле храмов, перешли на царскую службу.

Шумерская знать не раз поднимала мятежи против власти Саргона (позднее названного Древним) и его наследников, но сыновья Саргона, Римуш и Маништушу, уничтожили недовольных, попросту вырезав наиболее могущественные роды знати. Возникло мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около ста лет, примерно с 2300-х по 2200-е гг. до н. э. Наивысшего подъёма оно достигло при внуке Саргона, Нарам-Сине (2236-2200 гг. до н. э.). Нарам-Син чувствовал себя настолько уверенно, что попытался обожествить личность царя и править страной самостоятельно, без опоры на храмы.

После возникновения Шумеро-Аккадского царства шумеры начали постепенно смешиваться с аккадцами и другими степными народами; одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила создавший её народ.

По материалам Исторической Энциклопедии

В южно-восточной части Месопотамии, на берегах Тигра и Евфрата, располагалась древняя область Шумер, где в IV-III тысячелетии до н.э. появились шумеры – одна из первых цивилизаций со своей письменностью. Для ее изучения потребовалось немало времени, чтобы разобраться, что к чему.

Письменность и язык шумер

На территории современного Ирака располагалась когда-то великая и могучая цивилизация . Этот народ был достаточно образованным. Они изобрели клинописное письмо, которое довольно долго расшифровывали наши ученые. Сложно оно тем, что не похоже ни на один из языков, которые только существуют в мире. Также шумерский народ знал о технологии колеса и имел представление об обожженном кирпиче. На каком языке говорили эти древние люди также не установлено. Весь процесс находится еще в разработке.

Шумерская письменность состояла из пиктограмм. Сначала количество знаков в языке было около тысячи, но со временем оно сократилось до 600. Половина знаков употреблялась одновременно, как логограммы и силлабограммы, а вторая половина просто как логограммы. При чтении один знак-идеограмма означал одно слово. Письменность шумеров была достаточно сложной и до сегодня еще не достаточно изучена.

Культура древней цивилизации

Не все древние города могут гордиться такого рода достижениями, которые принесли в наш мир шумеры. На их счету колесо и письменность, сельскохозяйственные принадлежности и гончарный круг, ирригационная система и пивоварение. Также до нашего времени дошла шумерская литература, а именно «Эпос о Гильгамеше», который является собранием местных легенд. Многие их них выдуманные и не имеют подтверждения, а некоторые тесно связаны с библейскими историями, как, к примеру, о ковчеге Ноя.

Архитектура шумеров

На территории Месопотамии было не так много дерева и камня, поэтому первые строения возводились с сырцового кирпича, глины, соломы и песка. В качестве раствора шла жидкая глина, песок и ил. Интересные места дошли и до наших дней. Сохранились руины светских дворцов и религиозных построек того времени.

Особенно впечатляют храмы, которые напоминают ступенчатую пирамиду. Также были раскопаны жилые дома местного населения, которые представляли собой открытый двор с многочисленными крытыми строениями вокруг него. Часто открытый двор заменялся центральным помещением с перекрытием. Такая планировка подбиралась из-за климатических особенностей региона.

Предыдущая статья:
Древнее государство Аккад

Следующая статья:
Аннунаки или боги за занавеской

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: