Иван сирко и его тайное оружие. Тороп С.О. Иван Сирко: слагаемые военных успехов Кошевой атаман иван сирко

.

Иван Сирко: сглагаемые военных успехов

Иван Дмитриевич Сирко (1605-1680 гг.) - один из самых прославленных и популярных кошевых атаманов Запорожской Сечи. Трудно найти другого лидера эпохи казачества, который бы пользовался в народе такой огромной любовью и уважением, навсегда оставшись в его памяти, многочисленных думах, песнях и легендах (порой даже самых фантастических и невероятных). С 1659 года и до самой смерти запорожцы неоднократно избирали его своим предводителем. За свою долгую, полную героических и противоречивых событий жизнь, кошевой атаман принял участие в десятках морских и сухопутных военных походов, провел свыше 50 битв, из которых неизменно выходил победителем.

Иван Сирко.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

.
При нем с силой и мощью Запорожского войска вынуждены были считаться властители самых могущественных держав XVII века, а многочисленные претенденты на гетманскую булаву, при первой возможности, не упускали случая нейтрализовать народного героя, видя в нем опасного конкурента.

Иван Сирко никогда не считал себя подданным какого-либо монарха, гетьмана или правителя, всегда и при любых обстоятельствах упорно и последовательно отстаивая суверенные права Запорожской Сечи.

Талантливый казацкий полководец вел скромный, и даже аскетический образ жизни. Был предан друзьям и предельно суров (даже жесток!) в обращении с врагами, практически всегда расправляясь со всеми теми, кого считал «предателем» или «отступником». Слава легендарного кошевого атамана надолго пережила его самого, чего нельзя сказать о многих предшественниках и последователях Ивана Дмитриевича, чьи имена и деяния со временем стали забываться.

Без преувеличения можно сказать, что именно Иван Сирко на долгие годы стал олицетворением свободолюбивого духа Запорожской Сечи и Запорожского казачества.

Его образ всегда привлекал и, наверно, еще долго будет привлекать многих историков и исследователей, писателей и художников, политиков и государственных деятелей. В XIX веке могилу кошевого атамана посещали писатели Алексей Стороженко и Александр Афанасьев-Чужбинский, историки Аполлон Скальковский и Николай Костомаров, а в 1872 году протоиерей Иоанн Карелин лично составил ее описание.

А.С. Афанасьев-Чужбинский.

В 1894 году была опубликована научная работа известного исследователя истории казачества Дмитрия Яворницкого «Иван Дмитриевич - славный кошевой атаман Войска Запорожского Низовых казаков», а выдающийся художник Илья Репин увековечил легендарного предводителя запорожцев на своем грандиозном полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Дмитрий Яворницкий в одежде запорожского казака.
Фото: www.korolenko.kharkov.com

Эта картина имела невероятный успех на всех художественных выставках Российской империи и странах Европы. Позже ее приобрел сам государь император Александр III за 35 000 рублей.

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 гг. Холст; масло. 100х160 см.

Буквально все этапы жизни Ивана Сирко (от рождения и до смерти) окружены невероятным количеством народных легенд. Некоторые из них настолько переплелись с реальными историческими событиями, что отличить правду от вымысла весьма нелегко. Так, согласно народным поверьям, легендарный кошевой атаман принадлежал к особому братству или ордену воинов-характерников.

Старая могила кошевого атамана Ивана Сирко
в с. Капуловке (Никопольский район, Днепропетровская область). 1956 г.
Фото из архива историка и краеведа Леонида Бурды

До наших дней дошло сказание о том, что Иван Сирко, однажды застрелил из пистолета проплывавшего по реке черта. По этой причине она якобы и получила название - Чертомлык. На самом деле имя реки, на которой стояла Сечь, никакого отношения к черту не имеет, да и появилось оно еще задолго до Ивана Сирка. В переводе с тюркского языка слово «чертомлык» буквально означает «щучья река» или «щучья вода». После смерти кошевого атамана ходила молва, что он «трижды умирал в возрасте семидесяти лет, а всего ему было 210 лет отроду».

Даже отдельные части тела казачьего полководца, по народным преданиям, обладали «чудодейственной силой» и приносили удачу в бою.

Земли исторического Запорожья во времена Освободительной войны (1648-1654 гг.)

.
Согласно одним рассказам, после смерти своего легендарного предводителя запорожцы в течение пяти лет возили с собой во всех походах гроб с его телом, по другим рассказам - семь лет правую руку.

Конный казак со знаменем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

С рукой Ивана Сирко связана еще одна легенда, безусловно, появившаяся в начале XIX века и связанная с событиями войны 1812 года. Она повествует о том, что перед смертью кошевой атаман якобы завещал запорожцам: «Если возникнет большая угроза белому царю, то пусть, хотя бы руку мою откопают и понесут впереди войска: неприятель сам себя порубает». Один из вариантов данной легенды записал краевед и собиратель народного фольклора Яков Новицкий (1847-1925 гг.) со слов 78-летнего жителя местечка Никополь Дмитрия Быковского 11 июля 1894 года: «В двенадцатом году хранцуз (француз - С.Т.) завоевал Москву. Сколько наше войско ни палило из пушек - ничто не помогало. Тогда один черноморец (казак Войска Черноморского - С.Т.) и говорит: «Стойте, братцы! Не будет дела, пока не достанем руки Серко!». Поехали в Капуловку, откопали руку и быстрей назад. Как только руку вокруг Москвы обнесли, так хранцузское войско и подалось оттуда. Тогда хранцузы так быстро убегали, что даже сапоги свои позабывали».

Бегство французской кавалерии, которая съела своих лошадей в России.
Карикатура начала ХІХ в.

Вот только во время исследования погребения кошевого атамана выяснилось, что правая рука Ивана Сирко (как и левая) была… на месте. Правда, со следами переломов и повреждений, как и все тело предводителя запорожцев, что, впрочем, не мудрено, если учесть, что вся его жизнь прошла в битвах.

Оружие запорожских казаков второй половины XVII - начала XVIII вв.:
1 - ружье турецкого образца (тип «янычарка»);
2 - пистолеты русского и турецкого образца с ударно-кремниевым замком;
3 - сабля (тип «ордынка»); 4 - пороховница;
5 - переносная пушка с цапфами (тип «фальконет»);
6 - ядро от осадной пушки.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Но если потусторонние силы, как выяснилось, тут не причем, то в чем же тогда, состоял секрет неизменных военных успехов Ивана Сирко? Его полководческий талант ни в коей мере не подлежит сомнению, а более пятидесяти выигранных им битв красноречиво говорят сами за себя. Целый ряд побед им было одержано над значительно превосходящими отряды запорожцев по численности войсками крымских татар и Османской империи. Отборные формирования «бусурманов» терпели поражения на суше и на море.

Казаки во время боя.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Под предводительством Ивана Сирко казаки не раз совершали успешные походы на неприятельские города-крепости: Очаков (июнь 1670 г., февраль-март 1675 г.), Ислам-Кермен (июнь 1673 г.), Кызыл-Кермен (январь 1679 г.) и другие.

Походы запоржских казаков под руководством И.Д. Сирко
на турецкие города-крепости на Нижнем Днепре в 70-х годах ХVII в.

Более того, Ивану Дмитриевичу неоднократно доводилось командовать не только пешими и конными формированиями Войска Запорожского, но и настоящими коалиционными соединениями союзных войск. Так, в октябре 1663 года он с Войском Запорожским и отрядом стрельцов Григория Косагова совершил поход на Перекоп.

Запорожские казаки и стрельцы возле турецкой крепости.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

А в декабре того же года (во время нового похода на Перекоп) возглавлял объединенный отряд, состоявший из запорожцев, калмыков и донских казаков. В октябре 1671 года объединенный польско-запорожский отряд во главе с Иваном Сирко в 15 верстах от местечка Ильинцы провел встречный бой с ханским войском, уничтожив до 2 000 татар.

Казак-пехотинец с копьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Во время состоявшегося в сентябре 1675 года похода на Перекоп Иван Сирко руководил действиями объединенных сил, состоявших из полка запорожцев (1 500 человек), отрядов черкесского князя Каспулата Муцаловича, калмыкского мурзы Мазана, донских казаков стольников Ивана Леонтьева и Ивана Лукашина. Уже сам факт того, что легендарному кошевому не раз доверяли командование своими воинскими подразделениями союзники, красноречиво свидетельствует о глубоком уважении к нему и широком признании его полководческого таланта.

Казак-пехотинец с мушкетом.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Если внимательно проанализировать все письменные источники, повествующие о проведенных Иваном Сирко сражениях, то, по мнению автора статьи, можно выявить основные причины его воинских успехов: во-первых, казачий полководец, еще в юные годы попавший на Сечь, уже в молодости участвовавший в десятках походов, был хорошо знаком с организацией и тактикой войск своих основных противников (Крымского ханства и Блистательной Порты), их сильными и слабыми сторонами.

Пять из семи Запорожских Сечей находились на территории
современного Никопольского района (Днепропетровская область),
а одна из них (Никитинская) - непосредственно в центральной части современного г. Никополя

.
Это не раз помогало ему с успехом использовать такие приемы, как имитация отступления, нанесение отвлекающего удара и т.д. Обратите внимание на следующий отрывок из народного предания: «Бывало, кто б ни задумал воевать с ним (Иваном Сирко - С.Т.), он уже тут же все знает, войско собирает, и копья точит, и ружья готовит. Не зря его турки прозвали шайтаном». Откуда казачий полководец мог столь оперативно узнавать о военных приготовлениях врага? Уж не в колдовстве ли, владение которым ему всегда приписывали (и сегодня продолжают приписывать!) все дело? Нет, вне всякого сомнения, речь идет о хорошо организованной Иваном Дмитриевичем на Запорожской Сечи разведке и контрразведке. В качестве поставщиков необходимой информации чаще всего, по-видимому, использовались купцы и чумаки, а также посланные под их видом в глубокий тыл запорожцы.

Конный казак с копьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Не исключено, что при сборе сведений разведывательного характера не раз приходилось прибегать к услугам татар-перебежчиков (как известно на Сечь принимали всех), длительное время находившихся в плену либо живших «на турецкой стороне» казаков, владевших татарским или турецкими языками.

Конный казак с пистолетом.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

.

Запорожцы обычно никогда не выступали в поход и не начинали сражения, не получив необходимой информации о расположении неприятеля и численности его войска. В разведку всегда отправлялись наиболее опытные и смелые казаки. В степи казаки разведчики искали сакмы - так они называли лошадиные следы на траве. По ним определяли направление передвижения и расположение лагеря крымских татар. Если найти следов не удалось, они скрытно, «В траве с травою ровен», приближались к улусам и добывали нужные сведения. Если перед казаками-разведчиками возникала широкая река, они быстро изготавливали своеобразные «понтоны» из нескольких пучков прибрежного тростника, плотно связанных между собой. На них переправляли седла и вьюки, а сами пускались вплавь. В случае обнаружения и преследования неприятелем, запорожцы пускали своих лошадей в быструю реку и, уцепившись за их хвосты, удачно переправлялись на противоположный берег. При необходимости они могли долго находиться под водой и скрытно приближаться к врагу, используя для дыхания полые трубочки, изготовленные из того же прибрежного тростника.

Снаряжение казаков-разведчиков чаще всего состояло из ружья, сабли, ножа или кинжала, 2-4 пистолетов, веревки, пороховницы, сумки для пуль и необходимого запаса пороха. Наиболее опытные из них обладали умением по характеру земли, крикам дневных и ночных птиц, помятой траве и сломанным веткам, следам от разведенных костров устанавливать численность и место нахождение турецких и татарских войск. Свои навыки они передавали молодым казакам, заставляя их припасть к земле и приложить к ней ухо. После этого между молодым запорожцем и его более опытным товарищем происходил примерно такой разговор.
- Что слыхать?
- Слышу какой-то шум, похожий на крик птицы…
- Да разве птица кричит в темную ночь? Она сидит смирно.
- Так что же это такое?
- А вот что: недалеко остановился неприятельский отряд и разложил костры, а на свет-то птица поднялась и кричит. По большому крику, надо полагать, что огней много, а стало быть, и бусурман много. Крик доносится со стороны вон той балки, значит и неприятель где-то недалеко от нее расположился…

Осадам расположенных на Нижнем Днепре и берегах Черного моря турецких крепостей нередко предшествовали рейды высланных в их окрестности казаков-разведчиков. После этого основные силы запорожцев, стараясь застать врага врасплох, скрытно выходили на берег быстрым и сильным натиском брали приморские крепости и селения. Передовые отряды казаков-разведчиков обычно уклонялись от схваток с превосходящим их по силе противником. Если последнему удавалось их обнаружить, они, не принимая боя, отступали к морскому берегу, входили в устье реки, затопляли свои лодки, рассыпались по плавням, скрываясь в их густой растительности. Переждав опасность, собирались вновь. Будучи застигнутыми в чистом поле татарской конницей они, чтобы сбить преследователей с толку, рассыпались по всей степи в разные стороны, договариваясь встретиться в условленном месте.

С пойманными казаками-разведчиками турки и татары расправлялись особенно жестоко. Их неизменно ожидали долгие пытки и мучительная смерть. Пленным запорожцам сбривали усы и оселедцы, выкалывали глаза, отрезали уши и нос. Их, еще живых, нередко затаскивали в терен, привязывали к нему руки и ноги, и, распяв, оставляли на погибель. Впрочем, с захваченными в плен своими обидчиками казаки поступали не менее жестоко. Состарившиеся казаки-разведчики, как и многие запорожцы, оставляли Сечь и отправлялись в монастыри, где доживали свои годы, а иногда и дни.

.
Для оперативного наблюдения за приближающимися к Сечи силами противника слаженно действовала система «фигур» (как правило, искусственно сооруженных высотных постов), подача сигналов огнем, дымом, звуком или посредством передачи эстафеты, заблаговременно высланных вперед конных разъездов и т.д. И, наконец, не стоит забывать о том, что середина-конец XVII века ознаменовались совершенствованием стрелкового оружия, что, в свою очередь, привело к изменению тактики и боевых построений войск.

Конный казак с ружьем.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

В европейских армиях глубинные построения стали заменяться вытянутыми по фронту, а в целях уменьшения промежутков времени между отдельными залпами был применен строй стрелков, состоявший из нескольких шеренг.

Так выглядели западноевропейские мушкетеры и стрелок,
вооруженные фитильными ружьями. Начало XVII в.

Первая шеренга давала залп, перемещалась на место последней и начинала заряжать ружья. Ее заменяла вторая шеренга, которая после залпа также отходила назад, уступая место третьей и т.д. Например, в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.) шведские мушкетеры Густава II Адольфа строились в шесть шеренг.

Густав ІІ Адольф

.
Запорожцы по достоинству оценив преимущества огнестрельного оружия, ввели усовершенствованные приемы его применения в бою. В частности, так называемую, «беглую» или «скоростную» стрельбу, поражавшую современников (как союзников так и противников) и достаточно хорошо описанную в исторической и художественной литературе.

Русские самопалы или ручницы,
которые также использовались в Войске Запорожском. XVI-XVII вв.

.
Доподлинно не известно, был ли именно Иван Дмитриевич автором подобных приемов, но то, что при нем они широко использовались и не раз приносили удачу в сражениях - факт, не подлежащий сомнению.

Итак, хорошее знание сильных и слабых сторон противника, отменно организованная разведка и контрразведка, «скоростная» стрельба. Все секреты кошевого атамана наиболее полно просматриваются на примере знаменитого Рождественского ночного боя 1675 года. Тогда к Чертомлыкской Сечи не заметно (как казалось вначале) при поддержке 40-тысячного крымско-татарского войска подошел турецкий экспедиционный корпус, состоявший из 15 000 янычар. Неожиданно запорожцы открыли дружную «беглую» стрельбу по неприятелю.

Турецкое ружье с ударно-кремниевым замком. XVIІ-XVІII вв.

.
В завязавшемся сражении воинство султана Мехмеда IV оказалось на голову разгромленным. Турки потеряли 13 500 человек убитыми! Многих османов казаки захватили в плен, в том числе 4 аги (офицера). Целый ряд обстоятельств указывает на то, что сечевики были не только хорошо проинформированы о планах и приблизительной численности войск неприятеля, но и предприняли целый комплекс контрмер, с учетом сильных и слабых сторон нападавших. Без предварительной подготовки, включавшей распределение обязанностей бойцов, мест перезарядки оружия и т.д., открытая казаками «беглая» стрельба (практически в упор!) оказалась бы не столь слаженной и эффективной. В пользу мысли о заблаговременной подготовке к ночному штурму свидетельствует и следующий факт: потери запорожцев оказались минимальными: всего 50 человек убитыми и до 80 человек ранеными.

Янычарский офицер

.
Об оперативности разведки кошевого атамана свидетельствует и такой факт. В 1676 г. на Чертомлыкскую Сечь из Турции прибыли люди, чтобы найти и выкупить из плена знатную особу - Мустафу-агу. Иван Сирко заподозрил их в неискренности. Вскоре от посланного в Крым разведчика он узнал, что на самом деле гости из Османской Порты разыскивали еще более важную персону - Хапич-пашу. Находясь в плену, он скрывал свой статус, чтобы за него не запросили слишком большого выкупа. Получив необходимую информацию от разведчика, кошевой атаман согласился обменять Хапич-пашу только на знатного московского боярина Андрея Ромодановского, за освобождение которого татары хотели получить 40 000 ефимок и 60 своих пленных воинов. Хочется также отметить, что благодаря стараниям разведчиков Ивана Сирко, русский царь и польский король часто получали из Сечи своевременную информацию о военных приготовлениях Османской империи и Крымского ханства.

Европейский мушкет с колесцовым замком, применявшийся также в России и Войске Запорожском.
Внизу изображено так называемое «шведское перо». XVII в.

.
Будучи убежденным противником Османской Порты и Крымского ханства, Иван Сирко не раз критиковал украинских гетманов (в том числе и Богдана Хмельницкого) даже за попытки заключения с ними какого-либо союза. Главной задачей Запорожской Сечи и Войска Запорожского он считал защиту христианских народов от «бусурманов». Многие современники, описывая полководческий талант предводителя запорожцев, изображали его ревностным защитником христианской веры. В связи с этим любые попытки современных неоязычников (и даже сатанистов!) причислить Ивана Дмитриевича к своему пантеону выглядят, по меньшей мере, безосновательными.

Конный казак с саблей.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

В условиях длительной политической неразберихи, которая царила на обоих берегах Днепра и вошла в историю под названием Руины, кошевой атаман и запорожцы стали единственной реальной военной силой, способной надежно защищать южные пределы Руси и их христианское население от набегов агрессивных соседей. Не будучи отягощенным какими-либо политическими соображениями, казачий предводитель всегда гордо преграждал путь ордам завоевателей.

Стрелец. В качестве опоры для мушкета использовался бердыш

.
Во время своих многочисленных походов в «бусурманские владения» он неизменно освобождал из плена большое количество христиан-невольников (как православных, так и католиков), причем без всякого выкупа. Неизвестный автор «Истории русов» отмечал: «Татары крымские и белогородские, сии страшилища и бичь всем народам, были у Серка пужливыми оленями и зайцами. Он проходил наквозь их жилища и укрепления, загонял всех татар в Кефские (Крымские - С.Т.) горы, где и сами ханы их не раз крылись в ущельях и кустарниках горских».

Последовательная и бескомпромиссная борьба с «неверными», освобождение пленных христиан, без всякого сомнения, вызывала симпатию и пользовалась поддержкой широких народных масс на обоих берегах Днепра. Благодаря им, легендарный кошевой атаман снискал славу настоящего народного героя-защитника. Современники сравнивали его то с былинным богатырем, то с киевским князем Святославом, воспевали его смелость и отвагу, а Войско Запорожское, как отмечал Самойло Величко, «за батька своего его считало».

Современная могила кошевого атамана Ивана Сирко
в с. Капуловка (Никопольский район, Днепропетровская область). 2012 г.
Фото: А. Рудоманова


Сторожевые посты Никитинской Сечи. Цифрами на карте обозначены:
1 - место расположения Коша (цитадели) Никитинской Сечи (1639-1652 гг.) и кургана Высокая Могила (h-7 м),
где находился главный сторожевой пост;
2 - место расположения укреплений первой Запорожской Сечи на о. Томаковка (сер. XVI в. - 1593 г.),
где находился восточный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи;
3 - место расположения большого царского скифского кургана Чертомлык (h-20 м),
где находился северный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи;
4 - место расположения кургана арийского времени Сторожевая Могила (h-6 м),
где находился западный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи.
Место нахождения памятника национального значения «Могила И.Д. Сирко».


Главный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на кургане Высокая Могила


Восточный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на о. Томаковка


Северный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на скифском кургане Чертомлык


Западный сторожевой пост наблюдения казаков Никитинской Сечи на кургане Сторожевая Могила

.

По достоинству заслуги Ивана Сирко в противостоянии агрессивным устремлениям «неверных» были оценены не только на Руси, но и во многих странах Европы. Следует отметить, что во второй половине ХVII в. султанская Турция, подчинившая своему господству Переднюю Азию, Северную Африку, Египет, Юго-Восточную Европу, предпринимала отчаянные попытки утвердиться в роли гегемона на европейском континенте, представляя реальную угрозу для христианских стран и христианской цивилизации.

Смерть казака в бою.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

Запорожская Сечь, оказавшись на передовом рубеже глобального цивилизационного противоборства, надежно сдерживала значительные силы османов, а предпринимаемые Иваном Сирко походы на Крым и турецкие города-крепости существенно подрывали военную мощь Блистательной Порты. Одержанные легендарным казачьим полководцем многочисленные победы над «неверными» можно смело поставить в один ряд с «великой победой» Яна III Собеского - короля Речи Посполитой и выдающегося военачальника, разгромившего в 1683 г. турецкую армию, осаждавшую Вену.

А. Гроттгер. Встреча Яна ІІІ Собеского с императором Леопольдом после победы под Веной.
1859 г. Холст; масло. 101х 57 см.

Интересные факты

  • Очевидно Чертомлыкская Сечь не всегда находилась на одном и том же месте. Так, в одном из документов 1663 г. повествуется о том, что Сечи «у запорожцев на поле и крепости возле нее нет никакой». По мнению Д.И. Яворницкого, подобное перемещение могло быть сделано на определенное время в связи с угрозой вторжения какого-нибудь неприятеля.

Чертомлыкская Сечь.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

«А строил этот город Сечу кошевой атаман Лутай с козаками…».
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

  • Во время Освободительной войны (1648-1654 гг.) в войске Богдана Хмельницкого использовались мушкеты, пищали и гаковницы разного калибра. Как свидетельствуют материалы археологического исследования, казаки использовали распространенные в то время в Европе мушкеты облегченного образца с ударно-кремниевыми замками. Хотя последние не требовали опоры на специальную подставку (форкету), их вес все равно оставался большим (до 7 кг).


Стрелковое оружие XVII в.:
1 - турецкое ружье с фитильным замком;
2 - английский мушкет с фитильным замком;
3 - голландский мушкет с фитильным замком;
4 - французское ружье с фитильным замком;
5 - западноевропейский мушкет с фитильным замком;
6 - бандельер: подсумок для пуль (а), фитиль (б), пороховница (в), натруска (г), сосуд для пороха (д).

  • На некоторых старинных изображениях можно различить надетый на левое плечо мушкетера, стрельца или казака кожаный ремень - бандельер. К нему обычно прикрепляли 10-12 деревянных (иногда обшитых кожей) сосудов с заранее отмеренными дозами пороха; фляжку с мелким, затравочным порохом; изготовленный из рога, кожи и дерева подсумок для пуль, пыжей и инструмента (иглы для прочистки затравочного отверстия, ветоши), пороховницу, свернутые кольцами фитили. Казаки Войска Запорожского преимущественно использовали для ношения ружейного снаряжения специальные сумки или небольшие патронташи, которые носили за спиной на узком ремешке или тесьме. Натруски с пороховой мякотью носили на шее или прикрепляли к поясу. К нему обычно подвешивали и пороховницу.

Пороховницы ХVII в.

  • Пули для ружей первое время изготавливали из самых разнообразных материалов - камней, железа, стали, бронзы, меди, олова. Они имели форму стрел, шаров, кубов и ромбов. В конце концов остановились на круглой пуле, отлитой из свинца. Дело в том, что этот металл легко обрабатывался, а благодаря его высокому удельному весу пули приобретали хорошие баллистические свойства. Поскольку ружья XVI-XVII вв. имели разные калибры, проблему изготовления для них пуль в войсках решали весьма своеобразно. Стрелки отливали их сами, в соответствии с калибрами своих ружей. В те годы нередко считалось, что материал пули должен соответствовать намеченной цели. Например, стальные и железные пули предназначались исключительно для стрельбы по воинам, облаченным в доспехи, а для покушения на королей и царственных особ, случалось, отливали даже золотые пули. На Руси и землях Войска Запорожского во время интенсивных боев и осад, когда быстро заканчивались боеприпасы, мушкеты заряжали дробью, гвоздями и кусками железа. Такие заряды имели большой радиус разлета и причиняли, особенно с близкого расстояния, страшные раны и увечья. Их использование против яростных атак польской и татарской конницы было очень эффективным. Запорожская пехота, в отличие от вооруженной легким стрелковым оружием конницы, была оснащена мощными, с длинным стволом и большим калибром (18-20 мм), мушкетами. Выпущенные из них пули попадали в цель на расстоянии 250-300 м.

Казачья пехота.
Барельеф на саркофаге Яна-Казимира. Вторая половина ХVII в. Париж (Франция)

  • Примерно со второй половины XVII в., когда огнестрельным оружием начали оснащать всю пехоту и потребовался его массовый выпуск, производство ружей начало осуществляться, в основном, мануфактурами и крупными оружейными мастерскими.

Казак-пехотинец перезаряжает мушкет.
Рисунок С. Торопа. 2012 г.

  • Во время археологических исследований на поле Берестецкой битвы были обнаружены карабины с длиной ствола 85 см и калибром 10-12 мм. Как установил И.К. Свешников, данные образцы были изготовлены мастерами московской Оружейной палаты и попали к казакам в централизованных поставках или в качестве трофеев. Подобные карабины в основном оснащались ударно-кремниевыми замками.

Ударно-кремниевый замок ружья,
найденного на поле Берестец кой битвы. XVII в.

  • Во второй половине XVII - начале XVIII вв. основным типом построения казачьего полка был подвижный лагерь, который служил базой организации активной обороны и развертывания наступления пехоты и конницы. Сначала запорожцы прицельным огнем из-за возов и рогаток сбивали темп наступления противника, выматывали его основные силы, а затем, двигаясь под прикрытием возов, переходили в атаку.

Казачьи возы.
Рисунки С. Торопа. 2012 г.

Литература

  1. Военная энциклопедия т-ва Сытина И.Д. - Спб., 1910. - 436 с.
  2. Жук А.Б. Стрелковое оружие. Револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, автоматы. - М. : Воениздат, 1992. - 735 с.
  3. История Русов или Малой России. Сочинение Георгія Конискаго, архиепископа белорусскаго. - М., 1846. (Репринтне видання. - К. : Дзвін, 1991) - 356 с.
  4. Історія українського козацтва: Нариси: у 2 т. - К. : Києво-Могилянська академія, 2006. - Т. 1. - 800 с.
  5. Мицик Ю.А. Отаман Іван Сірко. - Запоріжжя: РА Тандем-У, 2000. - 44 с.
  6. Народна пам`ять про козацтво. - Запоріжжя: Інтербук, 1991. - 299 с.
  7. От ручницы до мушкета // Техника-молодежи. - 1988. - № 9. - С. 48-49.
  8. Потоцький В.П. Хто є хто в українській історії. - Харків: Школа, 2010. - 160 с.
  9. Саратов І. Іван Сірко. - Харків: Акта, 1998. - 112 с.
  10. Советская военная энциклопедия. Т. 1-8. - М. : Воениздат, 1976-1980.

Великий кошевой атаман Иван Сирко

Жизнь этого человека окутана легендами. Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко (около 1610 – 1680) неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области).

Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил 55 военных походов, и не потерпел ни одного поражения. Запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти. Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Он подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану. Участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны и сделал то, чего многократно не могла сделать французская армия. После смерти атамана, казаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку. В 1812 году руку Ивана Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и судьба войны была решена. Его называли оборотнем и характерником, а турки — Урус-Шайтаном. Он посвятил свою жизнь борьбе с турками, крымскими татарами и польской шляхтой.

Жизнь этого славного казака покрыта таинственностью. По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец Ивана сказал, что тот «зубами будет грызть врагов». Но все равно к ребенку относились с опаской. Ходит легенда, что в детстве Иван в ночь на Ивана Купала пропал и вернулся домой лишь через 3 дня с маленьким волчонком, с тех пор его и прозвали Сирко, потом начали активно проявляться его необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными. На Сечь он попал приблизительно в 12-13 лет. Первая половина жизни атамана (35-40 лет) покрыта мраком, сведений о том, как он жил и чем занимался, не сохранилось.

1618 – 1648 длилась франко-испанская Тридцатилетняя война в ней блестяще поучаствовал Иван Сирко на стороне французов. Богдан Хмельницкий по договору с французами отправил 2500 казаков им в подмогу во главе с полковниками Сирко и Солтенко. Французы многократно пытались взять неприступную крепость Дюнкерк (ее еще называли «ключом от Ла-Манша»). Именно благодаря военному искусству запорожцев, они блестяще выбили из рук испанцев заветный «ключ» за несколько дней, а потом вручили Дюнкерк французам.

Атаман Иван Сирко был знаменитым и могущественным характерником. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом. Современник так писал о кошевом: «Иван Сирко – пребольшой колдун. Недаром его турки называли шайтаном». Для воинов ислама, потурчених он и в самом деле был лихим воином. Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Его не брали ни пуля, ни меч. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом, оборачиваясь белым хортом (волком), «видел» заранее приближение вражеского войска.

Его запорожцы наводили страх на все северное побережье Черного моря и Крым, татарские матери пугали детей именем Сирко.

Последняя боевая акция Ивана Сирка была осуществлена за несколько месяцев до его кончины. В 1680 году совместно с донцами Сирко в последний раз опустил свою победную булаву в битве с ордынцами. Потом он узнал о смерти своих двух сыновей и жены, покинул Сеч и удалился к себе на пасеку в селе Грушевка, где после недлительной болезни умер. Перед смертью атаман сказал, что уходит в мир иной и не берет с собой никаких богатств, пожелал, чтобы его похоронили скромно. А если кто потревожит его в могиле - долго не проживет. Существует много легенд о том, что все, кто раскапывали могилу Сирка, таинственным способом погибали.

Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы – и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. В 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на окраине села Капуловка Никопольского района.

Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение.

В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, и в гроб подложили другой череп. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.

После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в отдел культуры, а потом еще в Днепропетровский исторический музей. И только в 2000 году дозахоронили череп атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Этот человек был выдающимся атаманом, казаком-характерником, военным лидером. Много историков и писателей потратили десятилетия, чтобы достоверно изучить жизнь Ивана Сирко. О нем написаны целые книги и научные труды! Казацкий род помнит и чтит его память!

Facebook

Twitter

"Берега" нашей истории "подмывает" беспамятство

Езды от Днепропетровска до старинного казацкого села Капуловка (через районный центр Никополь) – часа четыре. Вернее сказать, Капуловки-2, которую перенесли на нынешнее место – чтобы повыше было. Сама же Капуловка-1 (в прежнем его расположении) с 1958 года покоится на дне Каховского водохранилища – как и остатки Чертомлыцкой сечи (1652-1709), возле которой это сельцо в свое время и выросло…


Каждый год "море" (как все на Днепропетровщине называют водохранилище) "съедает" по 5-10 метров берега. Берега, бесценного не только своим плодороднейшим черноземом, но и тем, что земля эта – просто Клондайк для археологии! В ней сокрыто великое множество уникальных исторических реликвий - не только времен запорожского казачества, а еще тех лет, когда в здешних степях обитали трипольцы, скифы, сарматы.

Однако так же, как на историю нашу наступают мутные волны водохранилища, так же неумолимо "съедают" ее современное нашенское невежество и беспамятство. Мыслимое ли дело, что еще и в XXI веке информация, например, о последней битве (как всегда, победной) легендарного атамана Ивана Сирко до сих пор хранится не в книгах-учебниках да не на жестких дисках академических компьютеров, а в… голове современных Гомеров!

Пращур служил оруженосцем у самого Сирко!

Нашим корреспондентам посчастливилось встретиться с таким человеком. Украинского Гомера зовут Владимир Иванович Соломаха, живет он в Капуловке.

Вместо рабочего стола у Владимира Соломахи - "рабочая" кровать, вся обложенная книгами по истории и краеведению. Покидает он ее редко: вот уже семь лет из-за проблем с позвоночником не может ходить. Но ради нашего интервью, сцепив зубы, потомок запорожских рыцарей все-таки встал.

Далекий пращур Владимира Ивановича – Михайло Соломаха – в начале 70-х годов XVII века служил джурой* у самого Сирко! На Сечи юного Михайла называли Нелипой. Вернее, Неклипой: парень был настолько бесстрашным и хладнокровным, что мог спокойно, не моргая, смотреть, как перед его лицом хлопали в ладоши, размахивали саблей и т. п. Но позже, когда джура уже сам стал казаком и вносил в сечевой реестр имя (свое и сына), писарь пропустил букву "к". И чтобы не переделывать заново весь громаднейший список, писарчук упросил Михайла оставить себе и отпрыску фамилию Нелипа…

С тех пор в семье Соломах из поколения в поколение, из уст в уста передаются сказания о непобедимом кошевом атамане Иване Сирко. Последний из рода, кто помнит эти устные предания, – Владимир Иванович. Однако историки записывать его уникальные воспоминания не спешат.

Зато нам потомок казака-оруженосца рассказывал о последнем сражении атамана Сирко – 56-м – в мельчайших подробностях. Эту последнюю свою победу Иван Дмитриевич спланировал и одержал в конце июля 1680 года (по старому стилю).

Как татары надумали обойтись без турок и что из этого вышло

В 1679 году турецкий султан во второй раз пошел на приступ Чигирина, - говорит Владимир Соломаха. - И в этот раз он взял город, разгромив российско-украинские войска. Дальше турки чуть было не захватили и Киев, но его спасло то, что в тылу у неприятеля оставался Сирко. Запорожцы перехватывали провиант, фураж, оружие и боеприпасы, громили небольшие отряды пополнения, которые шли из Турции к основным силам осман под Чигирином.

Турки после взятия Чигирина неожиданно пошли войной на Австрию, повернув на Вену. И в это самое время перекопский мурза Ширин-бей узнал, что в Сечи заболел и отошел от дел непобедимый "урус шайтан" Сирко. Надумал татарин утереть нос султану – собственноручно уничтожить ненавистную им Сечь. Ведь за 4 года до этого, аккурат на Рождество, турки с татарами уже приходили к Сечи – чтобы неожиданно ее разгромить. Об этом, слава Богу, в истории есть немало упоминаний: полегло тогда 15 тысяч янычар да 20 тысяч татарской конницы (правда, тот же академик Яворницкий вслед за летописцем Самуилом Величко писал, что басурманов казаки обнаружили случайно – но это неправда!). Так что злиться на сечевиков неприятелю было отчего…

На этот раз Ширин-бей присоединил к своей орде ногайцев и часть белгородской орды, и пошел по Украине. Татарские войска переправились в низовьях Днепра на правый берег, и захватили на Подолье и Волыни (где не успели похозяйничать турки) огромный ясырь - 30 тысяч человек. Охраняло его 25 тысяч орды. И по пути домой, в Крым, хан решил "заглянуть" и на Сечь.

Ивану Сирко помог его ученик Семен Палий

В Сечи в это время оставалось всего тысяча казаков. Остальные ушли с наказным кошевым атаманом Стягайлом под Киев рыть оборонные рвы.
Узнав о приближении татар, к больному Сирко прискакала делегация казаков: "А он бы ничего не захотел съесть?! Может, ерша ему?!" - глаза Ивана Дмитриевича загорелись решимостью.

Приехал Сирко в Сечь. "А ну, быстро посылайте верховых по ближайшим зимовникам!" - скомандовал он. За счет тамошних рыбаков, охотников и пастухов его армия выросла до 2,5 тысяч человек.

Вслед за этим Сирко послал две сотни левым берегом до места, где татары переправились (примерно, возле нынешней Каховки). Они сожгли лодки, но охрану убивать не стали - разогнали ее, да так, что татары сумели сбежать на правый берег. Беглецы потом рассказали мурзе, что запорожцы разгромили переправу, и Ширин-бей вынужден был повернуть свое войско и невольников на единственный свободный брод Ляпотиха. Однако там, на берегах Конки, их уже поджидала засада.

Кстати, вместе с Сирко остался на Сечи и его верный товарищ, а некогда - ученик, Семен Палий, - продолжает Владимир Иванович. - Его куреню, в котором было около 500 казаков, Сирко и поставил основную задачу - нанести главный удар по татарскому лагерю.

Также запорожцы по приказу Сирко снарядили 10 чаек, посадив на них около двухсот гребцов и стрелков.

Для самого же атамана неподалеку от места предполагаемого сражения соорудили меж трех осокорей помост. И даже нашли для Ивана Дмитриевича среди трофеев подзорную трубу, в которую он и осматривал поле будущего боя. Там, где Конка впадала в Днепр, была большая песчаная коса, за которой начинались сухие таврийские степи. Ширин-бей приказал варить здесь сытный обед, хорошо накормить невольников, запастись водой. И подождать несколько дней, покуда он с 10-тысячным отрядом сделает налет на Сечь…

Казаки палили по татарам даже из… ракет!

Татары переправились легко и быстро. Боевой отряд Ширин-бея (до 15 тысяч воинов), быстро обшарил ближайшие заросли - никаких следов запорожцев. Голодные степняки принялись разводить костры. А невольников послали с охраной в плавни и лески возле Конки собирать хворост.

И тут сработала хитрость Сирко. На Запорожье ведь были люди разных национальностей, даже турки и татары. Вот их-то и переодел Сирко в татарские одежды, да послал туда же в плавни - перемешаться с настоящими татарами. По дороге назад в лагерь эти казаки-разведчики незаметно раздавали пленным ножи, сказав: "Ждите сигнал - залп по лагерю и по скотине". А татары как раз напоили угнанных животных (коней, овец) и неподалеку от лагеря…

И как только прогремел первый залп запорожцев, невольники-мужчины, освободившись от пут, схватили брошенное татарами оружие (татары как раз пообедали и пошли насиловать украинок). Внутри лагеря завязалась сеча…

Сразу же после первого залпа с запада по татарам ударили сотни Палия, а с юга - еще один отряд казаков! В это же время по реке к лагерю приблизились чайки. Татары бросились по мелководью навстречу этой небольшой эскадре.

И тут Сирко дал команду тем, что на чайках, - прыгать в воду и делать вид, что казаки собираются сойтись с татарами врукопашную. Но как только татары кинулись навстречу, с чаек пришла команда: "Ныряйте!"

Казаки-"десантники" нырнули, а в это время с судов прогремел пушечный залп. Картечь скосила сотни татар! Нырнули и во второй раз казаки - еще один залп, еще сотни убитых врагов. А потом прозвучала команда "десанту" возвращаться на чайки. Вернувшиеся из воды тоже приложились к своим мушкетам…

Кстати, по словам Владимира Соломахи, в том бою стреляли казаки не только из пушек, но и… ракетами! Однако это "белое пятно" истории запорожского казачества наш собеседник обещал раскрыть при следующей беседе:

Это отдельная тема – поговорим о ней в другой раз.

Сирко ушел в могилу непобежденным

Татары не могли быстро выбраться из воды: в спину им вели огонь с чаек, а на берегу уже поджидали казаки Палия, выскочившие из засады. Шла жестокая рубка и в самом лагере.

У казаков такой способ ведения боя назывался "розгордіяш", - говорит Владимир Иванович. - Это когда запорожцы группируются небольшими отрядами (по 6-8 человек) и, прикрывая друг друга со спины, врываются в середину вражеских порядков. И тогда победить их было практически невозможно.

Затем пришел приказ от Сирко: в лагере остаться только отряду Палия, остальным же окружить место боя и не выпустить живым ни одного татарина. У тех оставался один путь к отступлению - через Днепр на правый берег. Но там их поджидала еще одна засада. До заката солнца сражение уже завершилось…

При свете факелов казаки и освобожденные невольники переправляли на правый берег погибших товарищей – чтобы там их похоронить.

А на второй день после этой победы умер и Иван Дмитриевич, - завершил свой рассказ капуловский Гомер.

Почему не спешат записать семейные предания Соломах?

…Кстати, то, что в Капуловке теперь ежегодно проводят пышные поминки Ивана Сирко именно первого августа, - это ошибка. Действительно, у того же Дмитрия Яворницкого в "Истории запорожских казаков" дата смерти славного кошевого атамана - 1 августа, но по старому стилю! По новому же стилю, нынешнему летоисчислению, это будет 14 августа. Но никто из историков так до сих пор и не подсказал местным жителям, что логичнее было бы проводить какие-то мероприятия, посвященные памяти Ивана Дмитриевича, именно в середине месяца.

Да и вообще - разве только в этом можно упрекнуть наших историков? Обиднее то, что не спешат эти специалисты наперегонки к Владимиру Соломахе! Ведь уникальный же человек – живой носитель ценной информации. Человеческий век недолог – почему же никто не идет к нему, не записывает каждое слово?! Сейчас ведь это уже – легче простого, с диктофонами-то!

В конце XIX – начале ХХ века Дмитрий Яворницкий, Яков Новицкий и другие историки и этнографы вдоль и поперек исходили Екатеринославщину, записывая каждое слово казачьих потомков. И теперь эти воспоминания регулярно появляются, как фрагменты, в различных научных и популярных публикациях о казацкой старине, об истории края. Так почему же нельзя ввести в научный обиход и те семейные предания, которые хранит в своей голове Владимир Соломаха?

* Джура - молодой оруженосец, ученик у старого, опытного воина-сечевика.

В ТЕМУ

Потомки казаков – звезды экрана

У Ивана Сирко было двое сыновей и две дочери. Парни погибли в боях, а о судьбе девушек историкам ничего не известно. Зато сегодня всем хорошо знакома потомок родного брата Ивана Дмитриевича - известная украинская артистка Мария Капнист. Она снималась в фильмах "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Олеся", "Руслан и Людмила". Она, потомственная графиня, родилась в 1915 году. В 1990-м, на празднование 500-летия казачества, приезжала на могилу своего славного предка.


Двое суток артистка жила у местного краеведа Леонида Бурды, с которым и проговорила о своем славном пращуре ночи напролет.

Люди в селе тогда еще дивились и указывали пальцем на бюст Сирко возле местной школы: "А ведь похожа!"

Кстати, нынешний бюст на могиле атамана, сделанный по эскизам профессора Герасимова, в Капуловке недолюбливают. Говорят, уж слишком он тут "миролюбивый". Потомкам же запорожцев больше по душе решительный взгляд Сирко со старого бюста ("срисованного" скульптором с репинских "Запорожцев"), который теперь стоит возле капуловской школы.

Спрашивали мы и у известного ныне телеведущего и кавээнщика Максима Нелипы: не из тех ли самых он Нелип, о которых написано выше?

Да, в нашей семье существует легенда, что род наш берет начало еще с запорожских казаков. Правда, с того ли самого, что был джурой у Сирко, в ней не упоминается... Но, знаете, вы меня заинтересовали: завтра же спрошу у своего папы, что еще он об этом помнит. Может, и правда? - загорелся Максим.


КСТАТИ

Бесценные реликвии запорожских казаков оказалась в России

Вывезенные из Кубани в 1918 году реликвии Запорожской Сечи, в 1949-м были выставлены в Войсковом музее кубанского казачества аж в Америке, в городке Ховелл (штат Нью-Джерси). Среди самых ценных экспонатов – пергаментная грамота Екатерины II, которая дарила Черноморскому казачьему войску земли Кубани, войсковая печать, 35 знамен Войска Запорожского низового (каждое ценою от 50 тысяч долларов!) и т. п. А также 14 атаманских и гетманских булав.

Сделаем небольшое отступление: самой главной казацкой булавы, легендарной, которая имеет для украинцев по сути мистическое значение, так называемой булавы Ивана Сирко, которая была символом верховной власти у украинских казаков, которую держали в руках также и Богдан Хмельницкий, и другие славные мужи, среди них, к счастью, не было.

Премьер-министр уничтоженной большевиками Кубанской народной республики и последний атаман Кубанского казачества Василий Иванис, который и организовал вывоз запорожских сокровищ за рубеж, прожил в США до 1974 года. Перед смертью он написал завещание, согласно которому булава Сирко и его личный архив передавались в Коллегию святого Андрея в Виннипеге (Канада). Но не навечно: в случае если Кубань когда-либо войдет в состав Украины, Иванис просил передать ценности в Краснодар. Если же Украина станет независимой без Кубани – казачьи реликвии должны быть переправлены в Днепропетровский исторический музей имени Яворницкого. Увы, хоть Украина уже 19 лет – независимое государство, булава Сирко до сих пор остается в Канаде…

Что же касается сокровищ музея в Ховелле, атаман Американского казачества Сергей Цапенко со своими товарищами собирался разделить те раритеты по-честному: отдать Украине все, что связано с Запорожской Сечью, а России – все, что связано с Кубанью. Но и этого сделано не было.

Как утверждает редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Тригуб, в борьбу за ВСЕ эти бесценные экспонаты включились российские спецслужбы. В Украине тоже озаботились этой проблемой на самом высоком уровне: для поиска и возвращения государству исторических реликвий в СБУ был создан даже специальный отдел. Также в той воистину детективной истории, кульминация которой пришлась на декабрь 2006 года, были задействованы и другие спецслужбы – контрразведка ФБР, ЦРУ, даже какие-то спецы из ООН!

Увы, победу одержали россияне. По словам Виктора Тригуба, они попросту выкрали реликвии из музея и тайно вывезли их из Америки в РФ. Так что теперь запорожские реликвии находятся в Оружейной палате. Интересная деталь: вопреки первоначальным обещаниям из Москвы, в Краснодар ее так и не привезли…

Кстати, говорят, не в последнюю очередь за казацкими булавами все гоняются из-за того, что на них есть значки-шифры – где искать спрятанные "на черный день" нашими гетманами да атаманами сокровища…

НАША СПРАВКА

Иван Дмитриевич СИРКО родился, как утверждает большинство исследователей, примерно в 1610 году в селе Мерефа на Слобожанщине (нынешняя Харьковская область). Его отец был казаком по фамилии Половец. О первых 35-40 годах жизни Ивана данных практически нет, есть лишь многочисленные легенды. Будто бы в 12 лет мальчишка в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) пропал из дому. Появился в родном селе лишь через три дня - вместе с волчонком, мать которого он задушил голыми руками. С тех пор и называл себя Сирком - другом волков. Это же прозвище оставили за ним и на Сечи, куда он попал приблизительно в 13-14 лет.

Первое из достоверных свидетельств о его деятельности датировано 1634 годом: это сообщение об участии запорожцев во главе с полковником Сирко в Тридцатилетней войне на стороне французов. Тогда 2,5 тысячи казаков за несколько дней овладели неприступной доселе испанской крепостью Дюнкерк.

Сирко был непобедимым полководцем: им выиграно 56 крупных битв и множество мелких стычек.

Сечевики избирали Ивана Сирко кошевым атаманом 12 раз (с 1659 по 1680 год, то есть до самой смерти).

Умер 1 августа 1680 года (по старому стилю) на хуторе Грушевка возле Чертомлыцкой (Старой) сечи.

(1680 ) Место смерти:

Ива́н Дми́триевич Серко́ (Сирко , укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около - ум. ) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым . Киевского генерала-губернатора Драгомирова в виде атамана Серко изобразил Репин на знаменитой картине «Запорожцы».

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков и во все время исторического существования Запорожья. Иван Серко родился на Подолье, находившейся тогда под польским гнетом, в селе Мурафа (теперешний Шаргородский район Винницкой области Украины). Часто местом его рождения ошибочно называется слобода Мерефа в Харьковской области, однако известно, что она была основана Иваном Серко (и, очевидно, названа по месту его рождения) после битвы под Берестечком, т.е. после 1651 года. В каком году родился Серко, кто были его родители, во сколько лет он выступил на историческое поприще - это остается неизвестным. Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Петр и Роман - и две дочери. Сохранилось более 40 писем Серко, некоторые найдены совсем недавно. Польский король Ян Собеский в письмах к Ивану Серко называл его "уродзоным", что значит "рожденный шляхтичем", из чего можно заключить, что Серко был родом был из мелкопоместной православной правобережной шляхты. Следует отметить, что шляхтичами или же выходцами из шляхетских родов (потерявших право шляхетства) были многие из украинских лидеров казачества - Вишневецкий, Наливайко, Сагайдачный, Хмельницкий, Богун, Нечай, Джеджалий, Выговский, Мазепа и другие. .

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Татары называли Серко Урус-шайтаном, то есть русским чёртом, а татарки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру, за свободу; оттого он постоянно старался освободить из татарской и турецкой неволи возможно большее число христиан, без различия того, были ли то московиты, украинцы, поляки или литовцы. Но следует помнить при этом, как относился атаман к предателям веры. Однажды, возвращаясь из похода в Крым, где запорожцы освободили несколько тысяч рабов, он столкнулся с чудовищным для его «крестоносной» души фактом. Некоторые из них, принявшие в плену мусульманство, захотели вернуться к своим господам татарам. Атаман отпустил их, но вслед послал казаков, которые перебили всех отступников. По преданию, Серко подъехал к месту бойни и сказал: «Простите нас, братья, лежите тут, встретимся на Страшном Суде…». Сам Серко был далёк от того, чтобы расценивать истребление единокровных братьев как благое свершение. Он не судил отступников, но и оставить их в живых тоже не мог. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом полной непобедимости. Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; по воспоминаниям польских послов "был непьющим что для казака большая редкость". Представление о характере атамана Серко также дает его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2 400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро . С другой стороны сохранились воспоминания французских дипломатов которым сам Хмельницкий расказывал о том как воевал под началом принца Конде во Франции. Во французских документах того времени упоминаются три фамилии похожие на Хмельницкого, Золотаренко и Серко(все три впоследствии выдающиеся предводители казаков). Современные историки разделены в этом вопросе практически поровну - он остается дискусионным. Интересный также факт что в осаде Дюнкерка принимал участие граф д"Артаньян , исторический прототип знаменитого героя А.Дюма.

Участие в восстании Хмельницкого

Кошевой атаман Запорожской Сечи

Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году . Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу , написанное в мае 1664 года:

«Исполняя с Войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр , где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Колебания Серко между службой русскому и польскому государству

Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю:

Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, - людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Татьяна Яковлева-Таирова в ее книге "Мазепа" отмечает, что кошевой атаман Иван Серко раз двадцать за свою жизнь менял политическую ориентацию, выступая то за Москву, то за Польшу, то за Турцию .

Конец жизни

Умер Иван Дмитриевич Серко в 1680 году на собственной пасеке в селе Грушевка, современное название села - Ильинка, Томаковского района, Днепропетровской области на берегу Каховского водохранилища, недалеко от города Марганец. Последнее место жительства и упокоения кошевого атамана И. Д. Серко теперь затоплено Каховским водохранилищем.

Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями на казачьем кладбище острова Хортица. Позже, после разорения по указу Екатерины второй Запорожской сечи и казачьего кладбища, гроб с телом кошевого атамана И. Д. Серко преданными казаками были тайно вывезен и перезахоронен на Великом луге недалеко от Чертомлицкой сечи. Нынешнее место захоронения находится недалеко от села Капуловка Никопольского района, Днепропетровской области. Надпись на надгробной стеле атамана гласила:

Портрет Ивана Серко,
Реконструкция лаборатории академика Герасимова

«Р. Б. (Року божего) 1680 мая 4 Преставися рабь Бож. Іоань Серко Дмитровичъ атамань кошовий воска Запорозкого за его Ц. П. В. (Царского Пресветлого Величества) Федора Алексевича . Памят Праведнаго со похвалами»

Говорят, что атаман запорожских козаков Иван Сирко:

  • Не проиграл ни одного сражения
  • Подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану
  • Участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны
  • После смерти атамана козаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку
  • В 1812 году руку Ивана Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и судьба войны была решена
  • Его называли оборотнем и характерником, а турки - Урус-Шайтаном.
  • Что здесь правда, а что - миф? И кем на самом деле был Иван Сирко?
Таким Ивана Сирко изобразил Репин

Непобедимый атаман

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим - Сирко родом из козацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным - мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил около 50 военных походов, и не потерпел ни одного поражения.

Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618-1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 козаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели козаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.

Крепость имела важное стратегическое значение - ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А козаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ».Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV - то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин! Авторитет Ивана Сирко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские козаки 12 раз избирали его кошевым атаманом - с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.

Козаки-характерники

Это вполне реальные, хотя и удивительные факты. Но о Сирко говорили и вовсе невероятные вещи.Например, что его не брали ни пуля, ни меч. Что Сирко - оборотень, который может превращаться в волка! И что был он «великим характерником». Но кто такие характерники? Так в Запорожской Сечи называли людей, которых сегодня назвали бы магами или экстрасенсами. Они на самом деле обладали сверхъестественными способностями. Козакам–характерникам, владевшим тайными знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!» Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сiрко» - один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортицы.

Есть легенды, в которых козак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища. Считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.Похоже, характерники владели также искусством гипноза. А чем еще можно объяснить рассказы о том, как они напускали на врагов «морок»?

В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, «прятался». Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг отряда козаков, чтобы получилась изгородь.

Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И «замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: характерники с помощью магических заклинаний могли заставить врагов перерезать друг другу глотки! Даже стихии покорялись характерникам! Им были подвластны огонь, вода, земля и воздух. Говорят, они могли разогнать облака, вызвать грозу, или, наоборот, успокоить разбушевавшуюся стихию.

Неудивительно, что в народе говорили: «Запорожский козак может обмануть самого черта».

Великий характерник

Характерниками считались многие козацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос.

Говорят, однажды Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака не залаяла!

Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»

Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом.

Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля.

Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник, даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал козакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы.

Козаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Козаки верили: где рука - там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи…

А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Спасение Москвы

Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, козак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил козаков за рукой Сирко.

Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его козаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова.

Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и… французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена.Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. Не верите? Эта история кажется вам невероятной? Однако после войны, в 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. С чего бы ему было беспокоиться о каком-то давно умершем запорожском козаке? Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на окраине села Капуловка Никопольского района.

Посмертные скитания

Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи козаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение.
В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы…

Поскольку во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой - в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана.

А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.

После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского козачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал… в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей.

Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: