Надежная опора человеческого организма. Тема урока: Скелет – опора организма Опорные системы растений

Цель урока: познакомить учащихся с понятием скелет как опора организма и разнообразием скелетов у разных видов животных.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с функциями скелета, скелетных мышц, типами скелетов у разных видов животных (наружный и внутренний), опорными образованиями и их функциями у растений.

Воспитательные: развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, самостоятельно работать на уроке; воспитание сознательной дисциплины на уроке.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с учебником, умения выделять главное.

Формы работы на уроке: а) индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в) работа с учебником.

Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа, 1997.

Перед началом урока учитель на доске записывает тему урока («Скелет – опора организма») и размещает информацию о животных.

Фораминиферы. Отряд Простейшие, класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до 20 см. Известковая раковина, склеенная из песчинок. Известно более 1 тыс. современных видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.

Радиолярии (лучевики). Класс Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов. Значение: образуют радиоляриевый ил.

Моллюски (мягкотелые). Тип Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно 130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение: употребляют в пищу.

ХОД УРОКА

Оборудование: плакаты с изображением фораминифер, радиолярий, крабов, моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.

На партах у учащихся стоят карточки с указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа, 3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).

Учитель просит заранее подготовиться к уроку двум учащимся, которые будут играть роли учителей.

I. Организационный момент

Объявление темы урока.

II. Проверка домашнего задания

Два ученика – «учителя» – проводят проверку домашнего задания: они задают вопросы, а учащиеся записывают ответы одним словом на листах бумаги. «Учителя» собирают листки с ответами, проверяют ответы учащихся, ставят оценки, исправляют ошибки.

III. Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему .)
Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.

I группа

Какие две группы организмов имеют скелетные образования?

Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты. (С. 92, 1-й абзац.)

Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.

II группа

Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?

Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение. (С. 92, 2–4-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

III группа

Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.

Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем. (С. 92, 5–7-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

IV группа

Что такое линька и как она происходит у членистоногих?

Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников. (С. 92–93, 8-й абзац.)

V группа

Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?

Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной. (С. 93, 9–10-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

VI группа

Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?

Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра (таблица на с. 93 внизу) и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений. (С. 93, 11-й абзац.)

Учитель дополняет ответ.

VII группа

Чем образован скелет позвоночных животных?

Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью. (С. 94, 1–5-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике (с. 95), на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.

IV. Закрепление материала

1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную .)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний .)
Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.

Учитель выставляет оценки учащимся и комментирует их.

Примечание

Урок проводится в 6-м классе, несмотря на то, что эту тему дети изучают до 9-го класса. Это связано с тем, что учебник Н.И. Сонина предусматривает концентрическую программу обучения учащихся. Урок лучше проводить в классе, в котором много «сильных» учащихся.

Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Тест по биологии Скелет — опора организма для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Скелет лягушки является частью системы

1) нервной
2) выделительной
3) опорной
4) дыхательной

2. Раковины простейших животных выполняют функцию

1) питания
2) размножения
3) опоры
4) дыхания

3. На протяжении всей жизни хрящевой скелет сохраняется у

1) голубя
2) жабы
3) гадюки
4) акулы

4. У древесных растений опорой стебля служит

1) сердцевина
2) камбий
3) механическая ткань
4) образовательная ткань

5. Кости скелета птицы образованы тканью

1) нервной
2) соединительной
3) эпителиальной
4) мышечной

6.

А. Скелет, как орган опоры, имеют только позвоночные животные.
Б. Части скелета позвоночных животных приводятся в движение мышцами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7.

Опорные системы обеспечивают организму

1) питание
2) защиту от повреждений
3) сохранение формы тела
4) пищеварение
5) устойчивость к сжатию
6) раздражимость

8.

Животное

1. Рак
2. Тигр
3. Улитка
4. Сельдь
5. Жук

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

2 вариант

1. Раковины моллюсков играют роль

1) скелета
2) почки
3) органа дыхания
4) кишечной полости

2. Наружный слой членистоногих животных состоит из

1) извести
2) кожи
3) костей
4) хитина

3. Функцию опоры выполняет внутренний скелет в организме

1) окуня
2) жука
3) улитки
4) рака

4. В стволах деревьев роль опоры играет

1) камбий
2) луб
3) кожица
4) древесина

5. Кости черепа позвоночных животных соединены с помо­щью

1) швов
2) хрящей
3) мышц
4) суставов

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Животные организмы обладают наружным или внут­ренним скелетом.
Б. У моллюсков и раков функцию скелета выполняет раковина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Роль наружного скелета у беспозвоночных животных иг­рают

1) хитин
2) скелет
3) связочный аппарат
4) раковина
5) мускулатура
6) плотные покровы тела

8. Установите соответствие между животным и типом его скелета.

Животное

1. Ящерица
2. Коршун
3. Краб
4. Рысь
5. Устрица

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

Ответ на тест по биологии Скелет — опора организма
1 вариант
1-3
2-3
3-4
4-3
5-2
6-2
7-235
8-АБАБА
2 вариант
1-1
2-4
3-1
4-4
5-1
6-1
7-146
8-ББАБА

1. Каково значение скелета?

Как правило, опорные системы обеспечивают организму характерную форму тела, служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

Кроме того, скелет предохраняет организм от различных повреждений. Например, грудная клетка позвоночных защищает лёгкие и сердце, а череп - мозг.

2. Обобщите материал о многообразии скелетов у животных. Составьте схему их классификации и сопроводите её примерами.

3. Сравните два варианта наружных скелетов - раковины моллюсков и панцирь членистоногих. Предварительно выделите критерии сравнения.


4. Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

Внутренний скелет не мешает росту и обеспечивает подвижность.

5. Какими структурами образован «скелет» растений? За счёт каких особенностей строения клетки эти ткани могут выполнять опорную функцию?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность на изгиб. В корне, напротив, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани различны по строению, но имеют общие признаки - очень толстые стенки, придающие им особую прочность. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах древесных растений.

6. Механическая ткань плохо развита у водных растений. Как вы думаете, почему?

Механическая ткань плохо развита у водных растений, т.к. они нуждаются во внутренней опоре в меньшей степени. Их тело в значительной степени поддерживается окружающей водой. Воздух на суше подобной поддержки не создает, так как по сравнению с водой имеет меньшую плотность. Именно по этой причине становится актуальным наличие специализированных механических тканей.

7. Что такое линька? Сравните, что называют линькой у млекопитающих и членистоногих.

Линька - процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер.

У членистоногих это процесс образования в определённое время под старым панцирем рака нового тонкого хитинового покрова, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растёт. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.

У млекопитающих, живущих в умеренных широтах, как правило, линька происходит два раза в год - весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров. Зачастую меняется и цвет этого покрова, например, у зайцев, белок и др.

8. Есть ли опорные структуры у растений? Каково их значение?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле.

9. Почему радиолярия, имея скелет из кремнёвых иголочек, не тонет?

Наружный слой цитоплазмы образует у радиолярий широкую зону. В этой зоне располагаются разнообразные включения, составляющие главную массу наружного слоя тела радиолярии. Цитоплазма представлена лишь тонкими прослойками между включениями. Основная масса этих включений - слизь, образующая в совокупности слой. Кроме слизи, в цитоплазме радиолярий имеются и другие включения, в частности очень часто капли жира. Все имеющиеся в радиолярии разнообразные включения уменьшают удельный вес животного и могут рассматриваться как одна из форм приспособления к «парению» в толще воды.

10. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: скелетиками каких простейших образованы толщи таких осадочных пород, как «горная мука»?

Диатомит (кизельгур, горная мука, целит) - осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кремнистых створок разного вида диатомовых водорослей в смеси с глинистым и кремнистым материалом.

Тема: Скелет – опора организма

Движение – это жизнь.

Цель:изучить скелеты организмов и показать их значение в жизни.

ЗАДАЧИ:


  • Образовательная – расширить представление учащихся об опорных системах животных организмов и ее значении в жизни, а также показать строение опорных образований у растений .

  • Развивающая – продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, сотрудничать, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

  • Воспитательная – формировать у учащихся основы научного мировоззрения, работать с различными источниками информации.
Оборудование: скелеты позвоночных животных, таблица «речной рак», таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет человека», рисунки учебника на странице 92, 93, 94, 95; таблицы «Строение ветки липы»., презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, развивающий.
Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний об обмене веществ и энергии.

1. Фронтальный опрос.

2.Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? /В ходе обмена веществ происходит постоянное превращение одних веществ в другие: из простых образуются сложные, а из сложных простые./ У всех ли организмов происходит одинаково обмен веществ?

3.Какими признаками характеризуются холоднокровные животные? / не постоянной температурой тела, медленным обменом веществ/

4. Назовите холоднокровных животных? /змеи, лягушки, рыбы/

5.Назовите теплокровных животных? /птицы, млекопитающие, человек./ признаки теплокровных: постоянная температура тела, теплоотдача, активный обмен веществ./

7.Что получает животное из окружающей среды? В чем главное отличие обмена веществ у растений и животных? /слайд 2/

III. Новый материал.

Ориентировочно – мотивационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили о взаимосвязи всех систем органов. Сегодня будем говорить о системе опоры и движения.

Тема нашего сегодняшнего урока «Скелет – опора организма».Запишем тему в тетрадь. И ответить нам нужно сегодня на проблемный вопрос: «Какие преимущества дает животным наличие скелета?». /слайд 3/

Актуализация знаний.

Учитель: Скелет – опора организма. Скелет –это совокупность костей, составляющих твердую основу./Схему записываем в тетрадь и по мере объяснения заполняем ее./слайд4/

СКЕЛЕТ

наружный внутренний

Простейшие рыбы

Моллюски пресмыкающиеся /змеи, ящерицы/

Членистоногие птицы

-/раки, насекомые/ млекопитающие /собаки, кошки, /

Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какие именно простейшие какой тип скелета имеют? стр.98 /

Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества, они прочные, тяжелые./ слайд 5/

Скелет членистоногих легче и прочнее, он состоит из хитина, вещества, выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее, образуя панцирь. Что же такое хитиновый покров? /слайд 6, 7/

Хитиновый покров: стр.99

Устойчив к высыханию;

Непроницаем для микроорганизмов;

Выполняет функцию наружного скелета;

Не способен растягиваться.

Какие функции выполняет наружный скелет ?/запишем в тетрадь/

Характерную форму тела, определяют образ жизни, служат каркасом основой/, устойчивым к сжатию.

Членистоногие Моллюски

Состав скелета Состав раковины

Хитин, минеральные соли известь и рогоподобное вещество

прочный, легкий прочная тяжелая

Образ жизни образ жизни

подвижный неподвижный, малоактивный

С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы роста.

Используя текст учебника и собственный запас знаний, ответьте на вопрос: какое значение в жизни рака имеет линька?

Дополнительно : в первые годы жизни рак линяет и быстро растет, а с 5 – летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15-20 лет и достигают 20-25 см. /Яхонтов А.А., 1982 год/

Физкультминутка./»Здравствуй, солнце!. Массаж точек мозга. .Перекрестные движения/

3. У позвоночных животных внутренний скелет.

4. Большинство членистоногих имеют внутренний скелет

5. Скелет выполняет опорную, защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте ответы по ключу. На доске:

1- Нет 2- Да 3- Да 4- Нет 5- Да 5 правильных «5» и т. д.

Откройте тетрадь с печатной основой. Давайте с вами выполним задание №70-71 на стр. 29.

Рефлексия: напишите на цветных листочках термины и понятия, с которыми мы с Вами сегодня познакомились./ скелет, опора, внутренний скелет…../ Что понравилось на уроке, что нет? Какие трудности были?

Домашнее задание.

Творческое задание:

1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: