Описание породы владимирский тяжеловоз. Возникновение и экстерьер лошадей породы владимирский тяжеловоз Какие породы лошадей разводят во владимирском крае

Как ни странно, но в Российской Империи - крупнейшей конной державе своего времени - не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города - Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород - французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. - английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века - это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 - 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл - 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 - 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв - именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород - катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой - около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха - конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Специально для перевозки тяжёлых грузов люди выводили тяжелоупряжных пород лошадей, которых в народе называют тяжеловозами.

Сегодня мы рассмотрим подробную информацию об одной из таких пород - Владимирском тяжеловозе, а именно, общую характеристику лошади, сферу её использования и особенности содержания в домашних условиях.

История породы

Владимирскую породу выводили на основе Клейдесдалей, для этого были завезены лучшие представители чистокровных французских и английских пород. Первые результаты в выведении Владимирского тяжеловоза были получены в 1886 году, когда произошло открытие Гаврилово-Посадской конюшни. Чистокровной породу признали в 1946 году.

Общая характеристика

В результате огромной селекционной работы получается создавать совершенно уникальных лошадей, которые отличаются не только внешними характеристиками и продуктивными показателями, но и характером, который также играет важную роль для заводчиков при выборе породы для домашнего содержания. Поэтому рассмотрим подробнее информацию о Владимирских тяжеловозах.

Внешний вид

Главной особенностью рассматриваемой породы являются большие размеры особей. Их средний вес - 900 кг, но чаще всего - 1–1,2 тонны. Высота в холке составляет 170 см, длина тела - 175 см, ширина груди - не менее 2 м. Лошадь имеет достаточно длинную пясть (около 30 см), по сравнению с другими тяжеловозными породами. У животного массивная и выпуклая черепная коробка, шея длинная.
Туловище широкое и мускулистое, лопатки косые, ноги очень развитые и длинные. Масть преобладает гнедая и рыжая, но также можно встретить бурых и вороных тяжеловозов. На нижней части ног расположены широкие белые «чулочки», светлые отметины также просматриваются на голове животного. Представители этой породы имеют достаточно густую, но короткую шерсть, грива и хвост также длинные и густые.

Знаете ли вы? Другие породы лошадей гораздо уступают по показателям силы и скорости Владимирским тяжеловозам: за 5 минут животное способно преодолеть дистанцию в 2 км с грузом в 1,5 тонны.

Характер

Особи Владимирского тяжеловоза являются очень энергичными, добродушным и дружелюбными. Они прекрасно себя чувствуют как в городской суете, так и в тихой деревне. Их не пугает любопытство со стороны людей, лошадь ведёт себя уравновешенно и спокойно. Данные животные хорошо контактируют с детьми, признают и подчиняются поводу, поэтому их часто используют для верховых поездок в туризме.

Наладить контакт с животными не составит особых усилий, поэтому их быстро можно приучить к тяжёлой работе. Также тяжеловозы очень выносливые, сильные и привыкли к выполнению непростых задач.

Достоинства и недостатки

Среди достоинств тяжеловоза выделяют:

  • универсальность: кроме выполнения тяжёлой работы, животное может использоваться для верховой езды, так как обладает энергичностью, изысканностью и грациозностью;
  • максимальную выносливость и силу;
  • спокойный и покладистый характер;
  • длительность эффективного использования в работе - не менее 20 лет;
  • высокий процент выхода жеребят от кобыл;
  • высокую работоспособность при любых погодных условиях.
К недостаткам породы относят:
  • наличие мягкой спины, неглубокого корпуса и плоских рёбер;
  • средние показатели подвижности, в связи с особенностями строения тела.

Сфера деятельности

Несмотря на то, что порода является тяжеловозной, сфера использования этих лошадей достаточно широкая. Зачастую их применяют для транспортирования грузов и сельскохозяйственных работ. Также набирают популярность соревнования владимирских троек, которые часто проводят в праздники на ипподромах или частных конюшнях.

Возрастает спрос на данную породу у фирм, которые организовывают конные прогулки. Используют породу и в селекционных целях, так как Владимирский тяжеловоз собрал все лучшие качества, необходимые для выведения особей с хорошими характеристиками. Представителей данной породы также покупают для верховой езды, особенную заинтересованность проявляют охотники.

Помещения, в которых будут содержаться животные, могут быть отдельными, их называют денником, либо совмещенными - стойло. Что касается денника, то за ним очень просто ухаживать, он максимально просторный и удобны для животных.

Важно! Если денник будет иметь неправильную планировку, то животное будет абсолютно изолировано от других особей, в результате чего станет агрессивным и даже может полностью отказаться от еды.

Дешевле всего содержать животных в стойле - общем помещении, которое имеет отдельные ограждённые места для каждой особи. В стойле лошади находятся рядом друг с другом, поэтому недостатка в общении между собой они не испытывают. Минусом стойла являются сложности в уборке помещения и проблемном содержании животных в зимний период. Зимой проветривать помещение длительное время нельзя, в связи с погодными условиями и низкими температурами, поэтому застоявшийся воздух часто провоцирует развитие заболеваний у лошадей.
В стойле, если заболеет хоть одна особь, скорее всего инфекция распространится на всё помещение и другие животные тоже заболеют. Чтобы избежать подобной ситуации, зимой лошадей содержат в денниках, таким образом, болеющие особи будут изолированы от здоровых и они не смогут заразиться.

Чтобы лошади чувствовали себя комфортно, высота помещения, в котором они будут содержаться, должна быть не менее 3 м, рекомендуется обеспечить большую высоту потолков, если есть такая возможность, таким образом воздух будет лучше вентилироваться. При постройке денников на 1 тяжеловоза необходимо выделять комнату в 5 м. кв. Днём в конюшню должно попадать максимальное количество солнечного света, поэтому рекомендуется устанавливать побольше окон.

Важно! Если лошади будут чувствовать нехватку солнечного света, это может спровоцировать ухудшение зрения.

Обязательно нужно обеспечить хорошую вентиляцию в конюшне, без сквозняков, для этого под крышей здания устанавливаются небольшие окна для проветривания.

Что касается пола конюшни, то его можно сделать из дерева или бетона. Более долговечным является бетон, в котором легко оборудуют сточные канавы для отвода лишней жидкости.
Оптимальной температурой в конюшне в зимнее время является +8...+11 °С. Температура выше данных показателей нежелательна, так как резкий перепад температур на улице и в помещении отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии животных. Холод лошади переносят достаточно хорошо, но всё же ниже +3 °С в конюшне быть не должно.

В летнее время температуру воздуха регулировать особо не получится, поэтому рекомендуется проводить регулярное проветривание и частые уборки навоза, во избежание развития инфекционных заболеваний. Если конюшня расположена на солнечной стороне, рекомендуют прикрывать окна светлой тканью, чтобы животным не было сильно жарко, так как перегрев очень опасен для здоровья лошадей.

Для настила на пол в конюшне хорошо подходят опилки и солома. На бетонный пол рекомендуется насыпать много опилок, до 5 см в толщину, поверх опилки присыпают соломой, таким образом, влага, которая попадает на пол, будет задерживаться в верхних слоях настила, что гораздо упростит процесс уборки.
Кормушки в денниках должны быть изготовлены из металла или дерева, которое оббито жестью. Ёмкости могут быть угловыми или выступающими в коридор. Кормушки обязательно должны иметь закруглённые наружные углы, чтобы их было легко чистить и дезинфицировать. Поилки должны быть металлическими и устанавливаться на высоте 1 м от пола.

Уход

Чтобы лошадь была здоровой, необходимо регулярно за ней ухаживать. Прежде всего, позаботьтесь о чистоте шерсти, гривы и хвоста. Их вычесывают по росту волос специальной пластиковой расчёской для лошадей. Гриву и хвост можно обрабатывать специальными спреями, чтобы они меньше путались в процессе расчёсывания.

  • не размещаться вблизи ног коня;
  • выполнять все движения плавно;
  • не становиться сзади.


Мыть лошадь рекомендуют по мере загрязнения, ориентировочно - один раз в неделю. Для мытья используют воду комнатной температуры, чтобы животному не доставляла дискомфорт данная процедура. Мыть ноги рекомендуют каждый день, после осуществления лошадью работ по хозяйству, - это позволит защитить самые подвижные части тела от отёков и воспалений, а также смыть всю грязь.

Обязательным элементом ухода за лошадью является чистка копыт. Процедуру можно делать самостоятельно или периодически обращаться за помощью к профессионалу. С копыт очищается грязь, камешки и всё, что туда попало. Процедуру выполняют с помощью специального крючка для ухода за копытами.

Также в процессе очистки внимательно осматривают копыта, и если обнаружены трещины, травмы или следы дерматита, обязательно обращаются к ветеринару для консультации и получения необходимой помощи.
На общее самочувствие животного влияет состояние зубов, поэтому их регулярно осматривают, для выявления заболеваний, инфекций и других проблем, которые могут доставлять любимцу дискомфорт. Раз в 6 месяцев рекомендуется приглашать ветеринара, чтобы он проводил профессиональный осмотр, и при выявлении проблем назначил соответствующее лечение.

Уборка в хлеву

Ежедневная уборка в конюшне - залог здоровья лошадей, поэтому пренебрегать ею ни в коем случае нельзя. Перед тем как убирать территорию, обязательно необходимо вывести животных из помещения. Первым делом в процессе уборки собирают навоз при помощи лопаты и вывозят его за пределы помещения. Далее отделяют намокшую подстилку от сухой - это легче всего делать с помощью вил, особенно, если в качестве подстилки была использована солома. Кормушку и поилку лучше вынести за пределы денника, хорошо очистить от остатков пищи с помощью жёсткой щётки и промыть тёплой водой. Пол в хлеву подметают и присыпают свежими опилками или соломой.

Важно! В сутки взрослая особь способна испражняться 12 раз в день и выделять 7 литров мочи, поэтому ежедневная уборка может обезопасить животное от размножения патогенных микроорганизмов в отходах и поражения организма инфекцией.

Корм и вода

Взрослая особь породы Владимирский тяжеловоз ежедневно должна потреблять 8 кг овса, 16 кг сена, 2 кг отрубей и 5 кг моркови. В рацион обязательно добавляют фрукты или овощи, которые насытят организм необходимыми витаминами и минералами. Каждую особь обеспечивают солью в брикетах, которую животное употребляет ежедневно.
Лошадей кормят 3 раза в день, но обязательным условием нормального существования является регулярный доступ животных к сену. Такая необходимость связана с постоянной выработкой в организме желудочного сока, который способен травмировать слизистую и провоцировать развитие язв. Чтобы подобного не случилось, лошади дают возможность постоянно жевать сено. Если животное работает целый день, то кормить его необходимо каждые 2 часа и делать короткие перерывы на грубые корма. После того, как покормили животное овсом или концентратами, оно должно отдохнуть в течение часа.

Правильная организация поения животного подразумевает обеспечение свободного доступа к воде. Одна особь способна потребить 80 л воды в сутки. Обязательно воду лошади дают каждый раз перед тем, как будет происходить кормление овсом. Не стоит пренебрегать поением лошади в зимнее время.


Так как зимний рацион состоит в основном из сухих кормов, животным обязательно необходимо пить достаточное количество жидкости для нормальной работы пищеварительной системы.

Знаете ли вы? Тяжеловозов выводят только для работы, так как они не пригодны для получения мясной или молочной продукции. Несмотря на общепринятый факт, владимирские кобылы имеют высокую молочность и дают молока не меньше, чем особи молочных пород.

Таким образом, Владимирский тяжеловоз - отличная порода лошадей, которая подходит не только для выполнения непосильных человеку задач, но и для верховой езды. Чтобы содержать такую лошадь, особых условий создавать не нужно, животное не привередливо и отлично живёт в обычных конюшнях и употребляет такую же пищу, как и лошади других пород.

Одна из самых красивых и мощных пород лошадей – Владимирский тяжеловоз. Названа порода по области, где её вывели. Мощь этой породы прослеживается во всём облике коня. Сегодня использование его по основному назначению – как тягловой силы, уже на исходе, но в некоторых фермерских хозяйствах ещё можно наблюдать тяжеловеса в работе. При всей своей мощи этот конь имеет весьма покладистый характер, очень красив и энергичен.

Это удивительно, но в дореволюционной России тяжеловесных пород лошадей не было, хотя спрос на них был, и он покрывался за счёт приобретения иностранных пород, несмотря на их высокую стоимость и неприспособленность к отечественным кормам низкого качества. И ведь именно эти иностранцы – шотландские Клейдесдаль, бельгийские арденские стали прародителями российских тяжеловесов. Один из них – Владимирский тяжеловоз, и в наши дни сохранить его как вид стремятся энтузиасты коневодства.

Вывели эту породу российские коневоды путём скрещивания российских крупных лошадей с иностранными породами Шайр и Клейдесдаль, причём материнскими были российские лошади. Выполняли работы по скрещиванию специалисты Гаврилово-Посадской государственной и Муромской заводской конюшен. Чтобы вывести племенную породу отечественных тяжеловозов, Советский Союз в двадцатых годах приобрёл в Англии тяжеловесные породы.

Зарегистрирована на официальном уровне порода Владимирский тяжеловоз только в 1946 году. По регистрации считается, что родоначальники Владимирских тяжеловозов – это английские (шотландские) тяжеловозы породы Клейдесдаль. В послевоенные годы, когда была разруха, и техники катастрофически не хватало, основная нагрузка по восстановлению всего народного хозяйства, не только сельского, легла на долю этой породы коней.

Владимирский тяжеловоз

Российская марка, посвящённая владимирскому тяжеловозу

Влади́мирский тяжелово́з - порода тяжеловозных лошадей, выведенная в СССР . Создана на племенных фермах колхозов и совхозов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году .

История создания породы

Порода создавалась в районах Владимирского ополья, где преобладают тяжелые почвы, суглинок. Для их обработки требовалась сильная лошадь. Кроме того, быстрорастущие города нуждались в гужевом транспорте. Это явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.

Владимирская порода тяжеловозов была создана путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами . Лошади этих пород были закуплены Советским Союзом в Великобритании в - -х гг.

Наибольшую роль при формировании владимирской породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, г., Бордер Бренд, тёмно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, г., ставшие основными родоначальниками владимирской породы. Шайры оказали значительно меньшее влияние на формирование породы; их клички встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне. Кроме того, имеются данные, что при формировании владимирской породы использовались лошади английской суффолкской породы, однако их вклад был незначительным .

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Особенности породы

Владимирского тяжеловоза трудно спутать с какой-либо другой лошадью. Для его экстерьера характерны:

  • крупная голова, длинная, с выпуклым профилем;
  • длинная, мускулистая шея;
  • высокая, длинная холка;
  • широкая спина, нередко несколько мягковатая;
  • длинный, широкий круп, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона;
  • широкая грудь;
  • длинные, сухие ноги. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов;
  • длинные и густые грива и хвост.

Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом , но и рысью . Владимирский тяжеловоз - добронравная и спокойная лошадь, обладающая энергичными, свободными аллюрами. Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками - шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног. Однако владимирские тяжеловозы никогда не имеют белых отметин на животе - визитной карточки клейдесдалей, серой или пегой масти, которые встречаются у шайров, и не так крупны и сильны, как последние (средний рост в холке шайрского тяжеловоза - около 200 см).

По росту владимирский тяжеловоз незначительно превышает рост среднего клейдесдаля, уступая по этому показателю только шайрам и советскому тяжеловозу . По силе владимирский тяжеловоз также уступает шайру и советскому тяжеловозу, однако преимуществом владимирских тяжеловозов являются лучшие результаты в соотношении «вес - скорость движения - выносливость».

Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России . С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки .

Разведение владимирского тяжеловоза

Помимо своего основного назначения - перевозки тяжестей - владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей - чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии - Холода (Бордер Бренд - Химера, ), Литого (Лорд Джемс - Тавлинка, ), Глен Эльбина (Эшенфлауэр - Бэллс Пэгги, ) и Кэпитена (Тальма - Нита, ).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

Лучшее маточное поголовье находится в двух конных заводах: «Гаврилово-Посадский» Ивановской области и «Юрьев-Польский» Владимирской области. Племенной работой с владимирским тяжеловозом занимаются и две государственные заводские конюшни - Владимирская и Гаврилово-Посадская, располагающие наиболее ценными производителями. Сегодня эта порода по экономическим причинам находится под угрозой исчезновения ..

Примечания

Библиография

  1. Книга о лошади, под ред. С. М. Буденного, т. 1, Москва, 1952.
  2. Выращивание владимирских тяжеловозов, М. П. Корзенев (Облгиз, Иваново, 1949).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками — шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног.

Происхождение: Россия
Масть: гнедая, рыжая, вороная
Высота в холке: 1, 55 - 1, 65 м
Использование: тяжелая упряжка, русская тройка

Основные сведения о породе

Владимирский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозов (высота в холке - 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.

На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.

Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород - ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы - клейдесдали, а с 1910 года - шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3--х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило - Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.

Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, пясти - 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы - 680кг.

Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств.

Без груза Владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т Владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Помимо своего основного назначения — перевозки тяжестей — владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923) и Кэпитена (Тальма — Нита, 1924).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

История

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.

Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.

Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.

Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.


Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов.

Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.

Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24, 5; промеры кобыл: 162, 7 - 169, 8 - 198, 3 - 23, 5.
Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.


Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: