Организация и управление рабочим временем. Как организовать свой рабочий день

“Не верьте календарям. В году может быть столько дней, сколько вы захотите. Один человек тратит год на то, что можно сделать за неделю, в то время как другой проживает за неделю события целого года”

Чарльз Ричардс

Одной из самых значительных сложностей жизни и самосовершенствования остается нехватка времени. Конечно, время на всех одно – в сутках каждого человека 24 часа. Вопрос в том, как мы используем эти часы.

Здесь приводится несколько примеров того, как можно освободить некоторое время, чтобы сделать то, чего вам на самом деле хочется.

1. Проследите, как проходит ваш день

Используйте ручку и бумагу – или свой компьютер – и часы. Проследите, куда уходит ваше время в течение дня на самом деле, а не по вашему мнению. Вы можете быть удивлены, сколько времени вы тратите на всякую всячину (особенно на то, что для вас не так уж важно и интересно).

2. Примите тот факт, что нет необходимости делать все то, что делаете вы

Небо не обрушится на вашу голову, если вы откажетесь от какого-либо занятия. Это самый важный пункт списка. Все, что вы «должны» делать, не дает вам самосовершенствоваться или хотя бы просто выкроить некоторое время и заняться собой. А на самом деле вы ничего не «должны».

Попробуйте взглянуть на ситуацию так, будто вы сами выбираете, чем заняться. Разумеется, если вы решили что-то сделать или не сделать, на то есть основания. Причины могут быть веским или не очень, позитивными или негативными. Иногда на первый взгляд вещи кажутся не тем, чем они являются на самом деле, но ваша задача – научиться контролировать свою жизнь и делать выбор вместо того, чтобы позволять окружающему миру управлять вами и решать за вас. Такие навыки помогут вам понять, что для вас не первостепенно важно, отказаться от этих действий или уделять им меньше времени, и заняться чем-то более интересным.

3. Пользуйтесь Законом Паркинсона

Вы можете работать быстрее, чем думаете. Закон Паркинсона гласит, что дело будет затягиваться и усложняться в зависимости от времени, которое вы готовы на него потратить. Например, если вы дали себе слово решить вопрос в течение недели, все непременно запутается до такой степени, что вам придется уделить поиску выхода из ситуации гораздо больше времени, чем вы предполагали.
Лучше сфокусируйтесь на поиске решения проблемы, затем дайте себе час (а не целый день) или день (а не неделю) на осуществление задуманного. Такой образ действий подстегнет ваше мышление и заставит сконцентрироваться на действии.

4. Сократите количество получаемой информации

Это очень важный момент. Чтобы найти время для личностного развития вам, скорее всего, придется реже смотреть телевизор, листать журналы и газеты, особенно, если вы привыкли заниматься сразу несколькими из перечисленных занятий. Отказ от них освободит массу времени, и, тем не менее, вам, вероятно, не захочется пропустить любимое шоу или забыть о газетах. Найти компромисс нам поможет следующий вопрос…

5. Комбинируйте несколько занятий с пользой для себя

Если вам хочется посмотреть свое любимое телешоу, совместите просмотр с чем-то полезным, например, с упражнениями на велотренажере. Или организуйте встречу с друзьями, и общайтесь с ними во время игры в теннис (тоже физическое упражнение) или похода по магазинам (порадуйте себя парой новых дисков или модной одеждой).

Кроме того, вы можете получать разнообразную информацию во время коротких перерывов в течение дня. Послушайте аудиокнигу во время езды в транспорте вместо того, чтобы делать это дома. Сидя в приемной какого-нибудь учреждения в ожидании приема, можно посмотреть новый эпизод любимого шоу с помощью iPOD’а или мобильного телефона.

6. Периодически спрашивайте себя, насколько необходимо ваше занятие

Большую часть времени мы заняты чем-то не важным, хотя и не осознаем этого. Спросив себя, что вы делали в течение дня, вы можете обнаружить, что могли бы найти лучшее применение своему времени (не имеет значения, были вы на работе или дома). Чтобы не забывать о необходимости задавать себе полезные вопросы, используйте внешние напоминания в виде записок, заставок на мониторе и аксессуаров.

7. Соберитесь

Вместо того, чтобы тянуть время, погружаясь в раздумья в надежде на то, что кто-то выполнит работу за вас или проявит инициативу, вместо попыток найти объяснение и оправдание своему безделью, выработайте в себе привычку выполнять все поручения сразу.

Проявите активность и сделайте то, что вы должны сделать. Чаще всего это можно сделать в другой раз, как-нибудь потом, но к тому моменту, когда вы будете вынуждены действовать, вы потеряете массу времени на поиски причины отложить работу, размышления о неизбежном и раздражение из-за того, что, в конце концов, вам придется взяться за дело. А если вы ждете, что за вас это сделает кто-то другой, то может пройти немало времени, прежде чем ваши ожидания оправдаются.

Выработать в себе такую привычку может быть нелегко, если вы привыкли подолгу (или слишком долго) раздумывать перед тем, как начать что-то делать. Начав работу над собой я нашел один эффективный способ: нужно меньше соотносить свои действия с размышлениями и эмоциями, осознавая тот факт, что вы контролируете свое внутреннее состояние, а не наоборот. Конечно, можно позволить себе немного обдумать ситуацию, но затем лучше как можно скорее сделать то, что собирались.

8. Не распыляйтесь

Возможно, вы прекрасно справляетесь с несколькими делами одновременно. Я – нет. Поэтому, если передо мной стоит задача, требующая концентрации и тщательного планирования, я предпочитаю некоторое время заниматься только ею. Может показаться, что чем больше дел вы будете делать одновременно, тем скорее вы закончите работу. Однако, как показал мой опыт, это приводит к путанице, перенапряжению, и в результате вы теряете гораздо больше времени, чем понадобилось бы, если бы вы решали все вопросы по очереди.

9. Работайте в тишине

Организуйте свое рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало вас от дела. Уберите подальше то, что может заставить вас тянуть время – закройте дверь, отключитесь от Интернета, выключите телефон и наведите порядок на столе. Затем выберите себе какое-то одно занятие и доведите дело до конца.

10. Правильно питайтесь и занимайтесь спортом

Время, которое вы можете продуктивно использовать, во многом зависит от вашего физического состояния. Если, возвращаясь домой с работы или с занятий, вы полностью обессилены, скорее всего, вы проведете вечер, растянувшись на диване.

Занимаясь спортом и правильно питаясь, вы можете улучшить свою физическую форму, а значит, у вас будет больше энергии для дела. Вместе с самочувствием улучшится и способность к концентрации, то есть, вы будете справляться с поставленной задачей быстрее, и при этом у вас останутся силы на то, чтобы заняться чем-то еще по завершении работы.

«Время» — понятие, сконструированное на основе восприятия процессов, событий в протяженности, длительности в мире, т. е. понимание времени формируется в результате ощущения человеком последовательности событий как во внешнем материальном мире, так и во внутреннем — психологическом. Различными учеными выделяется физическое, биологическое, психологическое, социальное время; линейное, циклическое, спиральное и проч. В гуманитарных науках нередко противопоставляется природное и социальное время. Природа описывается главным образом количественно, а любое понимание человеческой общественной жизни требует качественного подхода. Часовое время уравнивается с естественным временем физического мира — суточными и сезонными циклами. Физическое время понимается как фиксированные и бесконечно делимые единицы, которые могут быть измерены. Часовое время рассматривается как адекватный способ измерения и в естественных, и в социальных науках. Таким образом, время в принципе всегда одно и то же. Во всех случаях это одна и та же понятийная конструкция. Можно сделать вы вод о тесной связи восприятия времени с жизнедеятельностью человека. Время оказывается понятием, отражающим целостную его жизнь, включая трудовую деятельность. В этом случае речь идет о рабочем времени, нормативах, получающих регламентацию в различных правовых актах.

В Конституции РФ закреплено одно из основных трудовых прав — право на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни.

Трудовой кодекс РФ рабочее время определяет в ст. 91. время, в течение которого работник в соответствии с и условиями должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

К иным периодам времени относятся период простоя, оплачиваемых перерывов в течение рабочего дня, время нахождения в командировке, время междусменного отдыха в период пребывания на вахте и др.

Правовое регулирование рабочего времени направлено в основном на достижение следующих трех целей:

  • производительное использование рабочего времени;
  • охрана здоровья, длительное сохранение работоспособности, трудовой активности наемного работника;
  • повышение уровня профессиональной подготовки исполнителя — участника совместного, наемного, договорного труда.

Правовые нормативы рабочего времени

Правовой норматив рабочего времени — это норма рабочего времени, нашедшая закрепление в законодательстве о труде. В ТК РФ закреплены следующие правовые нормативы рабочего времени:

  • рабочая неделя;
  • рабочая смена (продолжительность ежедневной работы);
  • учетный период;
  • лимит занятости;
  • рабочий день.

Рабочая неделя - продолжительность рабочего времени в течение календарной недели (40 часов согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ) является наиболее общей его мерой, применяемой в условиях как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели.

По своей продолжительности рабочая неделя может быть как нормальной, т. е. 40-часовой, так и сокращенной либо неполной. Основным видом рабочей недели является пятидневная. По структуре, которую определяет работодатель, пятидневная рабочая неделя состоит из пяти рабочих и двух выходных дней.

Как правило, шестидневная рабочая неделя устанавливается на предприятиях, где по характеру производства и условиям труда нецелесообразно введение пятидневной рабочей недели. Так, по графику шестидневной рабочей недели работают многие учебные заведения, большинство больниц и иные социальные учреждения.

Согласно ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Рабочая смена - это рабочий день при . Смена — промежуток времени, по истечении которого сменяются работающие, занятые в одном и том же технологическом процессе. Она может быть дневной и ночной.

Установленные трудовым законодательством гарантии, обеспечивающие ограничение продолжительности ежедневной работы (смены), включают также правила, касающиеся продолжительности рабо ты накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в ночное время.

Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. Ночным считается время с 22:00 до 6:00. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом работодателем.

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для лиц, принятых для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список таких работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным правовым актом.

К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; инвалиды; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений; другие категории работников согласно ТК РФ и иным федеральным законам. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видео- съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным правовым актом, трудовым договором.

Учетный период позволяет установить количество отработанных работником часов за календарный период, соотнести их с установленной по закону нормой рабочего времени.

В этом смысле об учетном периоде можно говорить как о форме контроля над мерой рабочего времени, позволяющей выявлять ее фактическую переработку или недоработку определенного количества рабочих часов работником в установленный период времени. Такой период обычно закрепляется в локальных нормативных правовых актах, графиках сменности. Учетным периодом может быть месяц, квартал, иной период, но не более чем один год.

Лимит занятости — это установленный в законе предел занятости наемного работника в течение определенного календарного времени.

Например, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Следовательно, законодатель закрепляет лимит дневной, недельной, годовой или иной занятости наемного работника.

Можно говорить и о наличии в действующем законодательстве о груде такого правового норматива рабочего времени, как рабочий день. Законодатель в ТК РФ упоминает об « » (ч. 1 ст. 102), о работах, «интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня», что «рабочий день может быть разделен на части» (ст. 105, в заголовке (наименовании) которой законодатель также говорит о рабочем дне). При этом законодатель одновременно использует термины «смена» и «рабочий день», очевидно, подчеркивая тем самым их неидентичность.

Однако в ТК РФ нет прямого указания на продолжительность рабочего дня, как, например, это закреплено применительно к рабочей неделе в ч. 2 ст. 91 ТК РФ. Исходя из содержания этой части можно сделать вывод, что в Российской Федерации применяется при шестидневной рабочей неделе семичасовой рабочий день. Часть 3 ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе устанавливает пятичасовой рабочий день.

Если в КЗоТ РСФСР 1922 г. основным правовым нормативом рабочего времени объявлялся рабочий день, за сокращение которого и велась борьба рабочего класса до 1918 г., то в ТК РФ 2001 г. основным правовым нормативом рабочего времени становится рабочая неделя.

Правовые нормативы, определяющие режим рабочего времени

Трудовой кодекс РФ не дает легального определения . В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором. Это своего рода абстракция, общее правило, в рамках которого работодатель на локальном уровне разрабатывает режим производительного использования рабочего времени. Он закреплен, например, в правилах внутреннего трудового распорядка организации в разделе «Рабочее время и его использование».

Режим рабочего времени является предметом исследования не только правовой науки. Его изучают психологи и физиологи труда. Они исследуют явления, которые происходят или могут произойти в организме человека, в его психике в процессе трудовой деятельности. Так, при напряженной трудовой деятельности, продолжительном труде работники нередко испытывают нервную перегрузку, накапливается так называемая психологическая производственная усталость.

Режим рабочего времени, установленный для работников, следует отличать от режима работы организации, так как они могут не совпадать. Режим рабочего времени работника — это способ распределения его рабочего времени в пределах астрономического времени, втом числе вид рабочей недели (пятидневная или шестидневная), продолжительность ежедневной работы (смены), время ее начала и окончания, порядок перехода из одной смены в другую и т. д. Режим рабочего времени является составной частью внутреннего трудового распорядка и должен соблюдаться каждым работником. Он может быть единым для всех работников организации либо различным для отдельных ее подразделений и участников совместного, подчиненного работодателю труда.

Правовое регулирование режима рабочего времени в организации осуществляется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Среди наиболее распространенных в практике работы предприятий и организаций режимов рабочего времени выделяются:

  • поденный учет рабочего времени;
  • суммированный учет рабочего времени;
  • многосменный режим работы;

В соответствии со ст. 100 ТК РФ при организации трудового процесса организации работодатель вправе применить пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, шестидневную — с одним выходным днем, рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику, а в соответствии со ст. 104 ТК РФ — суммированный учет рабочего времени.

Правовые нормативы рабочего времени в ТК РФ различаются как правовые нормативы нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 91) и иные правовые нормативы. Последние включают: сокращенные (сокращенная продолжительность рабочего времени ст. 92 и др.) и неполные правовые нормативы (неполное рабочее время — ст. 93). Можно выделить несколько критериев, различающих эти два вида «уменьшенного», по сравнению с нормальным, рабочего времени. Во-первых, способ установления. Сокращенное время регламентируется в законе прежде всего в ТК РФ. Неполные правовые нормативы рабочего времени могут устанавливаться как по соглашению сторон, так и по инициативе работника (ст. 262 "ГК РФ). Во-вторых, субъектный критерий. Сокращенное время предоставляется указанным в законе лицам, как правило, социально слабо защищенным категориям работников (несовершеннолетние, инвалиды I или II группы, работники бюджетной сферы — педагоги, медики и др.). Так, для работников в возрасте до 16 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов, а от 16 до 18 лет — на 4 часа в неделю; инвалидам I и II групп — на 5 часов, а также в зависимости от условий труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (на 4 часа в неделю), в ночное время — на 1 час ежедневной занятости в этих условиях.

Неполное рабочее время может устанавливаться трудовой сделкой (трудовым договором, дополнительным соглашением к нему).

Законодатель обязывает работодателя устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, например, по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Третий критерий, позволяющий различать неполное и сокращенное рабочее время, — оплата труда. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Несмотря на уменьшение количества рабочих часов в неделю, сокращенная продолжительность рабочего времени обычно (ст. 271 ТК РФ) не ограничивает право работников на получение заработной платы в размере, утвержденном для данной категории работников. Установление сокращенного рабочего времени и оплата его за счет средств работодателя улучшает положение такого работника по сравнению с теми, кто работает при полной 40-часовой рабочей неделе.

Коллективным договором может быть предусмотрено уменьшение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с нормальной (40-часовой) продолжительностью ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 22 ТК РФ) и гигиенических нормативов условий труда, установленных законодательством.

Сокращенная продолжительность ежедневной работы для большинства лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в соответствии со Списком производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, с учетом норм Инструкции о его применении.

В Списке предусматривается продолжительность ежедневной работы по определенной профессии, должности, виду работ и производства. Право на сокращенный рабочий день имеют работники профессии либо должности, которые предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка, независимо от того, к какой отрасли относятся эти производства и цеха. Рабочий день для них сокращается, если работник фактически занят во вредных условиях в течение всего сокращенного рабочего дня (п. 9 Инструкции). Работникам, профессии и должности которых не включены в Список, если они в отдельные периоды выполняют работы в производствах, цехах, по профессии и в должности с вредными условиями труда, предусмотренных Списком, сокращенный рабочий день в эти периоды должен устанавливаться той же продолжительности, что и постоянно занятым на этой работе (п. 20 Инструкции).

Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 94 ТК РФ).

Для инвалида рекомендуемая продолжительность ежедневной работы (смены) указывается в индивидуальной программе реабилитации, которая выдается по результатам медико-социальной экспертизы. Эта программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения во всех организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Неполное рабочее время различается как неполный рабочий день и неполная рабочая неделя. Неполное рабочее время, как и сокращенное рабочее время, устанавливается продолжительностью менее 40 часов в неделю. Его продолжительность определяется соглашением сторон трудового правоотношения. Оно заключается в письменной форме. По общему правилу работодатель не вправе в одностороннем порядке вводить неполное рабочее время. Отсутствие согласия работников и их полномочных представителей на введение неполного рабочего времени позволяет им требовать оплаты неотработанных не по вине работника часов как времени простоя.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ при изменении организационных или технологических условий труда, которые могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель может инициировать введение неполного рабочего дня, недели. При этом он должен предупредить каждого работника об изменении установленного режима рабочего времени в письменной форме не позднее чем за два месяца до нововведения. Работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (п. 5 ст. 74 ТК РФ).

Установление неполного рабочего времени предполагает, что работник будет ежедневно трудиться меньшее количество часов, например не восемь часов, а четыре часа в день, либо ему будет сокращено количество рабочих дней в неделю с пяти до четырех, трех дней и т. п. Работа на условиях неполного рабочего времени не влияет на продолжительность отпуска, изменение порядка исчисления стажа.

Правовое регулирование производительного использования работником рабочего времени осуществляется различными способами. Наряду с государственными нормативами рабочего времени в рыночных условиях хозяйствования достаточно широко распространено их локальное закрепление.

Правильная организация рабочего времени дает возможность выполнить все намеченные планы, заработать авторитет коллег, избежать нареканий начальства и почувствовать себя квалифицированным специалистом и мастером своего дела.

Для организации рабочего времени существует ряд принципов, следуя которым, можно достигнуть такого уровня в своей производственной деятельности, когда к концу рабочей недели у Вас не останется ни одной не решенной проблемы, и в пятницу вечером Вы будете думать не о будущем понедельнике, а о наступающем уик-энде. Все Ваши мысли будут заняты только тем, как максимально интересно и с пользой провести заслуженные выходные.

Чтобы выработать правильную методику действий для начала следует отметить, что существует ряд причин, которые влияют на создание дефицита рабочего времени. К ним можно отнести: нагромождение работы, спешку, суету при выполнении задания, не правильную расстановку приоритетов и как результат доработки дома и т.д.

На качество выполняемой работы также влияет заинтересованность в конечном результате (мотивация). Зачастую, знание того, что Ваш труд никогда не будет оценен по достоинству, лишает Вас всяческого желания выполнять работу качественно, быстро и не дает возможности правильно организовать свой рабочий день.

Существует ряд советов для решения этих проблем. Они довольно действенны, и следуя им работу можно превратить в радость, а не в тяжелое бремя.

Совет первый: В начале рабочей недели составьте список дел, которые необходимо решить до выходных. На первый план необходимо выдвинуть более объемные дела, которые требуют больше времени или для решения которых необходимы результаты работы других сотрудников. Затем распределите их в порядке важности и срочности. Зафиксируйте составленный план на бумаге. После выполнения очередной задачи её необходимо вычеркнуть из плана. Это даст Вам возможность увидеть результат Вашей работы, ощутить моральное удовлетворение и планировать свои силы в дальнейшем.

Совет второй: Недельный план следует разбить по дням недели также исходя из срочности, потребности и важности. Чтобы не держать все намеченное в голове, Вам необходимо завести «деловой блокнот».

Совет третий: Анализируя Ваш предыдущий опыт, определите те факторы, которые обычно мешают Вам в выполнении поставленных задач. Запишите их на бумаге для наглядности и попробуйте выяснить причину каждой из выявленных проблем. В дальнейшем старайтесь придерживаться сделанных Вами выводов.

Совет четвертый: Составьте график (регламент) своего рабочего дня. Для этого Вам необходимо учесть все: утренний подъем, завтрак, путь на работу, время выполнения намеченных заданий, время контактов с сотрудниками и начальством, время перерывов, не запланированные перерывы, без которых не обходится ни один рабочий день. Этот регламент необходимо согласовать с Вашими сотрудниками и руководством, чтобы в течение дня Вас попусту не отвлекали пустыми разговорами и несвоевременными заданиями.

Совет пятый: Определите для себя стимулы. Как известно, каждый из нас с большим интересом и рвением выполняет ту работу, которую ему «хочется» делать, а не ту, которую «надо». Имея стимул, все задания из разряда «надо» перейдут в разряд «хочется». После этого дело – только за Вами.

Совет шестой: Установите для себя четкие твердые сроки выполнения поставленных задач и старайтесь придерживаться их, чего бы Вам это ни стоило. В первое время это будет трудно, зато потом это «золотое» правило войдет у Вас в привычку. Не позволяйте никому без особо веских причин нарушать эти сроки. Только тогда Вы сможете добиться своего.

Совет седьмой: Всегда поощряйте как себя, так и своих сотрудников за качественную и своевременно выполненную работу или поручение. Это благоприятствует установлению здорового микроклимата в коллективе, заставляет сотрудников охотно выполнять просьбы друг друга и помогает в решении поставленных задач.

Выполняя эти советы, Вы сможете более плодотворно трудиться, довести до совершенства свой рабочий процесс, уйти от невыносимой текучки. Отправляясь домой, на душе Вы будете чувствовать легкость от выполненных задач (особенно, если они выполнены в полном объеме) и уважение к самому себе. С такими чувствами на завтра Вам снова захочется идти на работу, а не прятаться от начальства, опасаясь справедливого гнева за допущенные промахи и недоработки.

Наши будни часто определяются не приоритетами или желаниями, а сиюминутными заботами и суетой. Мы и рады бы проводить день более продуктивно, но эти письма, встречи, переговоры незаметно съедают все наше время. Конечно, есть множество приемов повышения производительности — от банального ведения списка дел до более сложных методик тайм-менеджмента. И это вроде бы работает. По крайней мере, какое-то время, пока рутина снова не возьмет свое.

Но что, если обратиться к научным данным о том, как функционирует наш мозг в течение дня, и использовать эту информацию для увеличения своей производительности?

Берегите ваши первые три часа

По мнению психолога Рона Фридмана (Ron Friedman), первые три часа рабочего дня являются наиболее ценными и продуктивными.

В это время вместо того, чтобы проверять электронную почту, сообщения в соцсетях или отвечать на запросы других людей, лучше сосредоточиться на самой важной работе.

«Как правило, у нас ежедневно есть окно протяженностью около трех часов, в течение которых мы реально сосредоточены, сфокусированы. Это время, идеальное для планирования, обдумывания, написания речей, — пишет Фридман в статье для Harvard Business Review. — Если мы тратим эти лучшие часы на второстепенные задачи, мы оказываемся гораздо менее эффективными, чем могли бы быть».

Исследования показали, что в течение дня мы испытываем постепенное снижение когнитивных функций (памяти, внимания, умственной работоспособности), и именно поэтому важные и сложные задачи не стоит откладывать на вечер.

Кроме того, в первой половине дня нужно страться быть проактивным, а не реактивным, то есть в приоритете должна быть самостоятельная работа и активные действия, а не реагирование на запросы коллег, клиентов, партнеров.

Думайте, как шеф-повар

Как лучше всего начинать свой день? Оказывается, здесь есть чему поучиться в кулинарном мире. У французских шеф-поваров даже есть термин mise en place , то есть «все на своих местах».

«Посмотрите, как работают повара, — сравнивает Фридман. — Они не спешат с самого утра к плите и не принимаются за готовку блюд. Вместо этого они тратят некоторое время на то, чтобы обеспечить себе идеальные условия: достают и раскладывают необходимые инструменты, подготавливают ингредиенты в нужном количестве и пропорциях — в общем, все, что понадобится в работе. Сначала они решают стратегические вопросы, а уже затем берутся за решение текущих задач».

Используя первые несколько минут вашего дня для планирования и наведения порядка на рабочем месте, вы сможете обеспечить себе максимально продуктивный остаток дня.

Знайте, когда ваши мозг и тело нуждаются в отдыхе

Основатель The Energy Project Тони Шварц (Tony Schwartz), утверждает, что не только мозг постепенно устает в течение дня. С точки зрения физиологии в течение дня мы следуем так называемым ультрадианным ритмам — циклам активности продолжительностью от 90 до 120 минут, после которых нам требуется небольшая передышка. Если не предусмотреть отдыха между этими циклами, то, согласно теории Шварца, ваша продуктивность в течение дня начнет резко падать.

Среди прочего, это означает, что если организм подает явные сигналы — чувство усталости, голода, зевота, потягивания — стоит сделать небольшой перерыв, встать из-за стола, выйти прогуляться. Игнорируя эти сигналы, мы в итоге быстро тратим силы, которых должно было хватить до конца дня.

15:00 — переломный момент рабочего дня

Вы наверняка замечали, что послеобеденные часы — самый утомительный период рабочего дня. Это тоже обусловлено биологическими ритмами, но на этот раз циркадными — связанными со сменой дня и ночи. Приблизительно после трех часов пополудни организм начинает выработку гормона мелатонина, регулятора суточных ритмов. Он вызывает чувство усталости и сонливости.

Идеальный способ проскочить этот переломный момент — небольшой послеобеденный сон, буквально 20-30 минут. Однако для большинства из нас он недоступен. Но есть и другие варианты.

Фридман советует иметь в виду эти суточные колебания энергии, и планировать на вторую половину дня менее сложные задачи, не требующие силы воли, точности, концентрации, максимальных интеллектуальных усилий. После 3 часов дня лучше как раз заняться разбором электронной почты, звонками, творческими задачами.

Ключевое слово здесь снова «планирование». Распределяйте заранее не только свои силы, но и свое время.

Установите точное время конца рабочего дня

И главное — придерживайтесь его. Интернет и мобильные гаджеты, помимо всего прочего, способствуют тому, что работа легко проникает в остальную часть нашей жизни. Мы проверяем электронную почту за завтраком, во время обеда, перед сном. «Мобильными устройства способны мгновенно передавать наши сообщения, и это создает ложное ощущение постоянной срочности, неотложности и вызывает своего рода привыкание», — считает Фридман.

Если вы научитесь вечером полностью отключаться от работы, то будете чувствовать себя свежими и отдохнувшими на следующий день, и как следствие, ваша продуктивность возрастет. Но как этого добиться, то и дело сигнализируя об очередном полученном сообщении?

Чтобы свести к минимуму соблазн проверять рабочую почту в нерабочее время, Фридман предлагает разделить гаджеты на устройства для работы и отдыха: «На моем айпаде, например, нет электронной почты. Я использую его только для развлечений, в то время как мобильный телефон — это мой рабочий инструмент».

Отведите время для игр

Да-да. Например, для компьютерных игр. По словам Фридмана, это хороший способ улучшить когнитивные функции мозга. «Видеоигры так устроены, что чем дольше вы в них играете — тем больше возрастает их сложность. Каждый уровень сложнее предыдущего. В работе же, чаще всего, наоборот, мы не сталкиваемся с прогрессирующей сложностью задач». Поэтому видеоигры — это своего рода тренажер для мозга.

Физические упражнения — тоже отличный вариант. Как утверждают исследователи из нидерландского института изучения человеческого поведения (Behavioral Science Institute) физическая активность помогает справиться с усталостью, которая накапливается во время сидячей работы. Особенно это касается офисных работников, которые несмотря на то, что занятия спортом были бы им наиболее полезны, наоборот, обычно наименее физически активны.

Страрайтесь по-настоящему отдыхать в свое свободное время. Получайте удовольствие от того, как вы проводите ваш досуг. Ищите стимулы за пределами рабочего места, новые увлечения, интересные задачи. В жизни обязательно должно быть место чему-то, помимо работы — только так вы сможете поднять вашу производительность.

В последнее время психологи отмечают возросшее количество стрессов у населения. Немудрено, ведь в городах высокий темп жизни, и, стремясь везде успеть, человек получает неслабое перенапряжение. Поэтому всем важно уметь и знать, как организовать свое время с максимальной пользой для себя. По итогу это позволит не только все успевать, но и находить возможности для личных дел и отдыха. Такой навык нужен не только взрослым, но и детям. Ведь именно с малых лет эффективнее всего обучаться чему-то.

Зачем нужно умение организовывать время?

Некоторым людям кажется странным учиться планировать свое время. Кто-то считает это уделом зануд. Скорее всего каждому знаком такой тип личности, который везде и всегда опаздывает? Вряд ли он может вызывать приятные ощущения. Но грамотное планирование не только уберегает от опозданий, но и позволяет не жить с ощущением "опять день прошел впустую". Итак, преимущества организации времени:

  • Пропадет постоянная спешка.
  • Уходит рассеянность.
  • Появляется время для хобби и встреч с друзьями.
  • Нет ощущения, что дни идут "впустую".
  • Создание рабочих и выходных дней.
  • Отсутствие переработок.

Как видите, очевидно, знание, как эффективно организовать время, полезно каждому взрослому человеку. Основная польза в этом, что так человек спасается от нервного перенапряжения, волнения и последующего стресса. Иными словами, грамотно распределяя время, можно сохранить здоровье.

Способы организовать время

За долгое время существования нашлось множество способов организовывать свое время. Тут нет единственно верного вида, так как выбирать их нужно, исходя из индивидуальных особенностей психики. Например, для каждой категории существуют свои принципы тайм-менеджемента. Ясное дело, что организовать время школьника проще, нежели время работника на значимой должности.

Основы для планирования

Перво-наперво купите себе ежедневник. Каким он будет - решать вам. Некоторые люди предпочитают блокнот с разлиновкой по датам, другим удобнее по неделям деление, а третьим нужны чисто белые листы. В любом случае вам потребуется нечто, куда вы будете записывать свое расписание. Не стремитесь найти самый дорогой или дешевый вариант. Выберите то, что вам нравится. Главное чтобы, вам было удобно им пользоваться.

Вариант для продвинутых - электронные ежедневники. Существует масса разного рода программ, которые можно настраивать на свой вкус. Также у большинства из них есть синхронизация со смартфоном или планшетом.

Ключевой момент: ежедневник нужно всегда держать перед глазами и оперативно вносить в него изменения.

Перед началом работы

Если раньше вы не пробовали организовать свое время, то вам придется пройти через множество трудностей. Поэтому сразу запомните фразу "Лучшее - враг хорошего" и старайтесь не переживать. Когда человек чему-то учится, то у него не все сразу получается хорошо, и это нормальное явление.

Всегда нужно стремиться к идеалу, но на пути будет не все правильно получаться, и это нормально, так как организовать свое время не так просто, не зная, как это делать. Поэтому будьте настойчивы.

Определитесь с жизненной концепцией

В любом деле важно осознавать свои цели. Для этого в тайм-менеджементе (так называется отрасль науки по тому, как организовать свое время) принято выделать три вида целей. Это долгосрочные цели, среднесрочные цели и краткосрочные цели. В целом вся разница лишь в том, на каком этапе вы решаете их осуществить.

Поэтому важное правило - записывайте свои цели. Обязательно делайте это на бумаге. Только так вы сможете их выполнить. Зачем это нужно? Когда вы записываете цель, вы ее принимаете и материализуете. Когда вы видите список целей, то вы видите свой бизнес-план. Так вы отделяете зерна от плевел, второстепенное от главного. Ведь прежде, чем решать, как лучше организовать свое время, нужно определиться с тем, зачем вам это нужно.

Определяйте четкие сроки выполнения целей. Зачем это нужно? Размытые сроки - размытые цели, по итогу неосуществимое достижение. А четко ограничив себя временными рамками, вы берете на себя определенные обязательства.

Хитрость для составления плана целей

Для тех, кто только узнает, как организовать свое время, сложно отделять значимые цели от второстепенных. Особенно тяжело это дается в плане долгосрочных целей. Выполните простое упражнение: возьмите чистые листы бумаги и записывайте абсолютно все желания, от простых до невероятных. Все-все что только взбредет на ум. После отложите списки и вернитесь к ним спустя пару дней. После чего из написанного выпишите только то, что значимо для вас. Так вы получите свои список долгосрочных целей.

Особенность среднесрочных целей

Вам нужно иметь перед глазами план на три года или пять лет. Иными словами, нечто глобальное. Вам нужно разделить его на большое количество маленьких целей, разбитых по месячным блокам. Это маленькие шажочки в сторону своих больших достижений. Важно учитывать такие сферы, как здоровье, отдых, спорт, образование, развлечение.

Получившийся список всегда держите перед глазами, так как со временем вы можете вносить в него коррективы.

Как организовать свое время правильно?

Купив ежедневник - заведите привычку писать в нем ежедневно. Возьмите за привычку составлять план на день накануне вечером. Такой подход позволит вам экономить по несколько часов. В чем преимущества такого подхода?

  • Очередность выполнения дел.
  • Составление маршрута передвижения.
  • Во сне подсознание лучше усваивает информацию.
  • Дневной план и долгосрочные цели позволяют вам ранжировать дела.
  • Дополнительная мотивация.
  • Наглядность активных и выполненных целей.

Иными словами, планирование каждого дня - полезная вещь. Оно же позволяет правильно Это позволит сразу отмечать малоэффективные дела.

Учитывайте свои биологические циклы. Для каждого человека существуют индивидуальные периоды активности и ее спада. Поэтому логично свои дела планировать именно с их учетом. Например, трудозатратные дела с высокой концентрацией внимания нужно проводить в период активности. Это позволит эффективно работать.

Обязательно делите все цели по категориям. Так вам проще выделить микроцели внутри них и выполнять. Например, чем вы в основном занимаетесь за день? Предположим, что это работа, дом, уход за собой, свободное время и сон. Уже по этим категориям формируйте список целей.

Просить помощи? - Да!

Многим людям кажется странным перекладывать свои дела на других. На самом деле это нужно делать. Как бы вам не хотелось, ваше время и ваши личные возможности ограничены, поэтому смело делегируйте часть обязанностей. Определитесь с целями и задачами, найдите тех, кто это может выполнить, и делегируйте их. Обговорите контрольные точки и даты исполнения. Не забудьте по окончанию дела поощрить исполнителей.

Как организовать время ребенка и научить его этому?

Современные родители отмечают: дети стали малоактивными. Дай им волю, будут сидеть у компьютера целыми днями. На самом деле сегодня можно встретить две диаметрально разные концепции поведения: совсем забить на детей, не дать им продохнуть от школы и секции. В этом деле важно сохранять золотую середину.

Как организовать время школьника, чтобы ему хватало его на учебу и хобби, секции, кружки и т.д.? Приучайте его уже с начальной школы планировать день. Обговорите со своим ребенком, какие у него могут быть дела. Например, школа, обед, приход домой, отдых, подготовка домашнего задания, помощь по дому и личное время. Не давите на него, только помогайте наводящими вопросами. Поначалу помогайте ребенку соблюдать план действий. Со временем он будет полностью самостоятельным в этом плане.

Парадоксально, но те дети, чей день максимально занят школой и кружками, лучше всего умеют распределять свое время. Дело в том, что они знают, сколько всего им нужно успеть, и поэтому стараются. Поначалу нужно четко контролировать походы ребенка туда или туда, но со временем у вас отпадет эта нужда.

Как организовать свободное время ребенка? - Помните, что родители - лучший пример для детей. Поэтому, если вы умеете планировать время, распоряжаться им и составлять эффективные списки целей, то ребенок без труда переймет эту систему от вас.

В любом случае, помните, что обучение эффективному тайм-менеджементу занимает много времени, так как это должно стать вашей привычкой. А для формирования привычки требуется очень много времени. Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получается исполнить или вы забываете что-то вписать, все приходит с опытом.

Еще одна полезна хитрость - научитесь самоанализу. Так вы сможете определять, какие дела малоэффектинвны за день, а какие - эффективны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: