Политико-правовые взгляды Ш.Фурье. Фурье Шарль: биография, основные идеи и произведения Фурье его идеи

Ш. Фурье (1772-1837). Франсуа Мари Шарль Фурье родился в семье купца в городе Безансоне. Всю жизнь Фурье трудился в торговле. Свободное время Фурье тратил на пополнение своего образования. Гениальный самоучка с одинаковым интересом изучал физику, астрономию, но главным образом философию древних греков - Платона, Аристотеля и просветителей (Руссо и др.).

Литературной деятельностью начал заниматься с 1800 г. Основные работы Ш. Фурье: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822), «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие - промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверенный продукт» (1835- 1836).

Методу Фурье присущ историзм, а также материалистические тенденции и черты диалектики. Он составил таблицу развития человеческого общества, включающую 32 периода. Описание этих периодов было дано фантастическое; научное значение ее состояло в том, что в ней утверждалась идея о закономерности общественного развития от низших форм к высшим.

Особое внимание в своих произведениях Фурье уделял критике капитализма, указав на исторически преходящий характер этого строя. Фурье характеризовал капитализм как строй, противоречащий «естественному порядку», строй несправедливый, антинародный, безнравственный. Одним из главных источников бед капитализма Фурье считал капиталистическую торговлю. В специальной работе «О торговле» он утверждал, что в буржуазной торговле царит спекуляция и бесстыдное мошенничество. Фурье требовал искоренения «всех видов торгового грабительства». Ф. Энгельс высоко оценил критику капиталистической торговли Фурье, отметив, что своей критикой торговли Фурье подводил к мысли о признании капиталистического общества негодным и необходимости его реорганизации. Большое внимание, которое уделил Фурье критике торговли, привело к тому, что он придавал первостепенное значение в обществе отношениям распределения.

Характеризуя капитализм, Фурье классифицировал монополии, выделив: «а) кооперативную монополию или монополию замкнутых объединений, б) казенную монополию или государственное управление, в) колониальную, или экзотическую, монополию, г) простую морскую монополию и д) сложную феодальную монополию». Достоинство классификации монополий Фурье состоит в теоретическом обобщении экономических явлений и характеристи

ка ке тенденций их развития. Фурье предвидел замену свободной конкуренции монополиями Ч

Критика капитализма Фурье вскрыла обреченность этого строя. Фурье считал, что реформами спастись нельзя. «Задача моя,- писал он, - не в том, чтобы улучшить цивилизацию, а в том, чтобы привести ее в замешательство и зародить в людях желание лучшего социального механизма, показать им, что строй цивилизации нелеп как в целом, так и в частности...»49 Но Фурье, как и все социалисты-утописты, не видел правильных путей перехода к будущему строю, он надеялся, что с помощью отдельных благотворителей из среды капиталистов возможно создание ассоциаций и мирным путем перейти к «гармоническому обществу».

Будущее общество Фурье представлял как справедливое и гармоничное, состоящее из ассоциаций, созданных без принуждения, на основе широкого удовлетворения всех потребностей людей. Социальная гармония приведет, по его мнению, к установлению «всеобщего единства» на земле, к исчезновению войн, нищеты и несправедливости 50. Фурье предполагал, что в будущем произойдет слияние классов и будет создано бесклассовое общество, основанное на подлинном человеколюбии, потребности людей распространять вокруг себя очарование. Будущее гармоничное общество Фурье представлял себе состоящим из производственных ассоциаций, которые он называл фалангами, а поселения - фалангстера- ми. Каждая фаланга, по его мнению, представляет собой земледельческо-промышленное объединение примерно в 1600-1800 человек. Внутри фаланги люди объединены в серии, включающие разных людей по возрасту, по характеру, по знаниям и по имуществу. Основным видом труда Фурье считал земледелие, промышленности он отводил второстепенную роль. Фурье отмечал, что в будущем обществе у людей изменится отношение к труду: если при капитализме труд был тяжелой обязанностью, то для членов фаланги он превратится в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Стимулами к труду будет соревнование, самолюбие и в малой мере материальный интерес. Разработанный Фурье вопрос о производительной силе соревнования в будущем обществе явился вкладом в теорию политэкономии социализма и коммунизма.

Чтобы труд в гармоничном обществе был производительным и приятным, Фурье выдвигал ряд условий: он предлагал заменить систему зарплаты участием в прибылях; рабочий день каждого труженика, по его мнению, должен складываться из сеансов по полтооа-два часа самых разнообразных работ, чтобы избежать снижения производительности труда из-за переутомления однообразием деятельности; обязательно требовал напряженного соревнования между сериями.

Воззрения Фурье о характере труда в будущем обществе содержат много интересных и правильных предвидений. Однако ему г/рисуще, как отмечал К. Маркс, наивное толкование труда как простой забавы, удовольствия, сведение процесса труда к спортивным играм. Фурье подчеркивал лишь привлекательность труда* приносящего людям радость, веселье и счастье. А между тем не следовало забывать о чувствах долга тружеников будущего общества, о борьбе и трудностях этого серьезного дела.

Проблему распределения Фурье поставил в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. По капиталу распределялось 4/12 всей продукции фаланги, по труду - 5/12, по таланту-3/12. Такое распределение он считал справедливым и отвечающим гармоничному сотрудничеству классов.

В целом учение Фурье было высоко оценено К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение Фурье оказало влияние на социально-экономическую мысль во Франции, Англии, Германии, Италии. В 30- 40-е годы в Северной Америке развитие идей утопического социализма получило название «Фурьеристского периода». В России идеи Фурье восприняли декабристы, ими также интересовались

А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. 1.

Особенностью учения другого социалиста - утописта – Франсуа - Мари Шарль Фурье (1772 – 1837) является пренебрежение к политическим вопросам и политической деятельности как к бесполезным занятиям. С его точки зрения, создание нового социального строя необходимо начинать с изучения родовых свойств человека. Свои идеи Фурье высказал в следующих произведениях: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый промышленный мир и общественный мир» (1822).

Основные моменты учения Ш.Фурье:

1) Общественные отношения складываются в результате столкновения человеческих страстей, которые заложены в человека Богом с целью их удовлетворения;

2) Для создания идеального общества необходимо научиться правильно управлять страстями человека;

3) В своем движении к совершенному общественному строю история проходит через четыре основных фазы: первобытный строй (детство), цивилизация (высокий уровень производственного и культурного развития), искажение и кризис цивилизации (торговая анархия, рождающая тиранию крупных собственников – капиталистов, и война всех против всех) и создание совершенного и разумного организованного общества;

4) Буржуазное устройство несовершенно, поскольку при нем государство всегда стоит на стороне богатых и защищает их господство, декларированные законом права для большинства людей остаются формальностью, а отстраненный от власти бедный класс лишается политической и экономической свободы (существует, по словам Фурье, «тирания индивидуальной собственности над массой»);

5) Преобразование искаженного общества не должно осуществляться насильственным и революционным путем, а происходить за счет изменения его структуры, основу которой должны составить ассоциации или производственно – потребительские товарищества, в которые будут входить члены разных социальных групп (собственники и пролетарии, люди свободных профессий, рабочие и земледельцы, и т.д.);

6) Основной ячейкой ассоциативного строя должны стать фаланги – организованные по единому типу и независимые друг от друга коллективы (органы центральной власти как таковые отсутствуют), состоящие из свободных индивидов;

7) В рамках фаланг сохраняются частная собственность и имущественное неравенство, но за счет правильно организованного производства (каждый член фаланги переходит в течение дня от одного вида труда к другому, занимаясь каждым его видом 1,5 – 2 часа и превращая его в игру и удовольствие), распределения (по капиталу, труду и таланту), обслуживания и воспитания достигается всеобщее процветание, а классовые противоречия стираются;

8) Отдельные индивиды сохраняют в рамках фаланг свободу и правовое равенство, а любые решения могут приниматься на основе согласия всего коллектива.

Концепция Ш.Фурье является пре восхищением возникшей в 20 в. идеологии анархо-синдикализма . Эта идеология исходит из того, что государство и государственный аппарат упраздняются, а вся власть и управление переходит в руки отдельных самоуправляющихся трудовых коллективов. Вместе с тем проявившийся у Фурье «сектантский менталитет» до известной степени исказил отстаиваемую им модель социалистического общества.

Франсуа Фурье - один из важнейших мыслителей и представителей утопического социализма в XIX веке. Многие его труды были революционными для своего времени. Писатель сформулировал теорию страстного влечения, идею о фаланстерах, пропагандировал свободу половых отношений и т. д. Книги Фурье имели большое влияние в России. На его учение наибольшее влияние оказали просветительская философия XVIII века, Великая французская революция и Промышленный переворот в Англии.

Ранняя биография

Будущий философ и социолог Фурье Шарль родился 7 апреля 1772 года во французском городе Безансоне. Он был сыном состоятельного купца и получил хорошее школьное и домашнее образование. Мальчик увлекался чтением книг и музыкальными занятиями. Когда он был подростком, в семье случилась трагедия - умер отец Шарля. Финансовое положение семьи испортилось и ребенку пришлось искать работу.

Фурье начал служить приказчиком в разных торговых фирмах. По их поручениям он посетил все крупные французские города, а также побывал в Бельгии, Германии и Голландии.

На третьем десятке Фурье Шарль стал владельцем магазина, в котором продавались колониальные товары. Вспыхнувшая революция оставила его без имущества. Коммерсант даже был арестован и чудом избежал расстрела. В 1793 - 1795 гг. он по призыву служил в армии, после чего переехал в Лион, где начал карьеру биржевого маклера.

Книги писателя

В начале XIX века Фурье Шарль начинает свою литературную деятельность. В журналах Лиона появляются его первые стихотворения, а затем статьи, посвященные локальным проблемам. В 1803 году писатель издает трактат «Континентальный триумвират». В этом произведении автор отстаивал теорию, что в скором времени Россия и Австрия разделят Пруссию, после чего Франция и Россия точно также поступят с Австрией.

Первым, по-настоящему крупным сочинением писателя стала «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Именно после появления этой публикации Фурье бросил карьеру маклера. «Теория» стала фундаментом всего его экономического и общественного учения. В 1822 году вышло продолжение этой книги - «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации».

Критика сложившихся устоев

Совокупность идей, автором которых был Фурье Шарль, стали называть фурьеризмом. Значительное место в этой системе взглядов принадлежит критике тогдашнего общества. Писатель энергично нападал на принцип невмешательства государства в экономику, считая его корнем многих бед европейских стран. Положения в нем Фурье считал «нищетой и развратом».

Экономические взгляды и другие идеи

Экономическая теория Шарля Фурье подробно рассматривает основные экономические проблемы своего времени. Писатель называл в их числе слабость кооперации в мелкой промышленности и сельском хозяйстве. Ее развитию мешает апатичность рабочих и их непонимание того, как увеличить эффективность их предприятия.

Из-за этого время на труд тратится без пользы, а в продажу поступают плохие товары. Такая неэффективность сопровождается ухудшением положения рабочих, усилением их ненависти к сложившимся общественным порядкам.

Среди других идей Фурье - теория страстного влечения. Согласно ей, по Божьему Промыслу в человека было заложено нарушение естественного порядка вещей. Что еще оставил после себя Шарль Фурье? Биография мыслителя была связана с историческими исследованиями, из-за чего он в конце концов предложил собственную хронологию человеческой истории. Писатель говорил о нескольких ее периодах: райском, диком, патриархальном, варварском и цивилизационном.

Нападки на торговлю

Еще работая маклером, Франсуа Мари Шарль Фурье подробно изучил устройство торговли. Знавший ее устройство и недостатки, писатель старательно критиковал ее непроизводительность, а в некоторых случаях и разрушительность для экономики. Особенно сильно доставалось от Фурье посредникам, стоявшим между производителем и потребителем. Писатель обрушивался на них за то, что те обирают своих партнеров и мешают развитию всех областей хозяйства. Фурье призывал изменить порядок, при котором землепашец работает только на ростовщика, фабрикант - на торговца и т. д.

Социолог и философ обвинял ученых, работавших в области политической экономии в том, что те так и не провели анализ процессов, сопутствовавших торговым операциям. Из-за этого общество даже в начале XIX века так и не понимало ее сущность и вредные особенности.

Идеи Шарля Фурье основывались на исторических параллелях. Например, он объяснял, что ростовщиков ненавидели во все эпохи развития человеческой цивилизации. Фурье апеллировал даже к Библии, вспоминая сцену изгнания Христом торговцев из храма.

Фаланстеры

Фурье стал автором утопического проекта фаланстеров, имевшего крайне высокую популярность в XIX веке. Что это такое? Фаланстер - колония рабочих, которые, правильно организовав свой общий труд, могли бы добиться процветающей жизни. Члены такой ассоциации должны были жить в одном доме, иметь одно хозяйство. В основе их отношений лежала свобода. Всякий член фаланги мог выбирать людей, близких к себе, согласно только своим желаниям.

Власть внутри сообщества должна была быть выборной. На это особенно уповал Шарль Фурье. Книги писателя называли жителей нового идеального общества «гармонийцами» («жившими в гармонии»). Единственное, на что не распространялся принцип индивидуальной свободы - это решение о распределении продуктов. Данный вопрос оставался в компетенции руководства колонии.

Идея о фаланстерах была особенно популярна в Европе и России. Писатель Николай Чернышевский изобразил такое сообщество рабочих в своем романе «Что делать?». Фаланстер появляется во сне героини Веры Павловны. Рабочие там живут во дворцах из стекла и алюминия. Сельское хозяйство они ведут на научной основе, что позволяет перейти в век изобилия для каждого. В раю будущего даже работает только тот, кто этого хочет. Фаланстеры и вообще Шарль Фурье, кратко говоря, через Чернышевского приобрели популярность у российских революционеров второй половины XIX века.

Свобода половой жизни

Фурье часто говорил о разврате современного ему общества. Бороться со сложившимися порядками он предлагал радикальными методами. Правда не консервативными, как может показаться на первый взгляд, а наоборот - предложением о всеобщей свободе половых отношений. Писатель называл идеальной ситуацию «анархической конкуренции».

Идея индивидуальной свободы, как уже говорилось выше, фигурировала в примере фаланстеров. В случае с половыми отношениями, Фурье отметал идею супружеского долга. Ее он называл выдумкой религии и философов. В то же время социолог объяснял, что он против оргии, все что он предлагал - уравновешенную любовь, в основе которой лежала бы честь и добродетель.

Смерть и последователи

При жизни Фурье остался практически незамеченным. Его слава была посмертной. Он до конца своих дней оставался холостяком, жил одиноко, часто испытывал нужду в деньгах. Он умер 10 октября 1837 года на 66-м году жизни.

Учеников у Фурье было немного, но все они оставались ему страстно преданными. Последователи даже называли мыслителя «социальным Ньютоном». Самым талантливым и видным из них оказался Виктор Консидеран. При его участии стал печататься первый журнал, полностью посвященный идеям фурьеризма. Ученики мыслителя уже после его смерти занялись устройством фаланстеров. Первая такая колония была построена неподалеку от Парижа. Фурьеристы сделали утопическую теорию известной на весь мир. В середине XIX века их издания печатались не только во Франции, но и в Великобритании и США.

Большое внимание Фурье уделялось в СССР. В «стране победившего социализма» этого мыслителя считали предтечей Маркса и Энгельса, его труды печатались большими тиражами.

Шарль Фурье благодаря классикам марксизма-ленинизма закрепился в сознании людей как социалист и утопист. Но мало кто знает, что обличитель "эксплуатации человека человеком" был мистиком, призывавшим учитывать некий "космический инстинкт". Не миновало Фурье и увлечение символизмом. "Капуста — это эмблема таинственной любви", — написал как-то он.

Пропагандист феминизма и прочих общественно-социальных утопических теорий окунул нарождающийся пролетариат и рабочее движение Европы в стихию милой его сердцу оккультной мифологии. В отличие от своих предшественников, помещавших Золотой век человечества в историческое прошлое, неисправимый мечтатель Фурье предсказывал его появление только в будущем.

Франсуа Мари Шарль Фурье (François Marie Charles Fourier) родился 7 апреля 1772 года в Безансоне (Besançon) и был единственным сыном местного богатого негоцианта, торговавшего сукном. В семь лет он дал торжественную клятву в вечной неприязни ко всяческой коммерции. Случайно подслушав разговор отца, когда тот бахвалился, что надул своего соседа при продаже тканей, французский аналог "Павлика Морозова" пошел к другу семьи и все честно тому пересказал. За этот поступок отец его жестоко вздул. "Слабый и болезненный, он с раннего детства отличался наклонностью к мечтательности и всему предпочитал занятия музыкой и чтение книг, — сообщает нам дореволюционное издание энциклопедического словаря Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона. — Уединение развило в нем сильное воображение, наложившее резкую печать на всю его систему".

Когда отец Фурье умер - предприятие пришло в упадок. Шарлю пришлось бросить учебу и самому встать за прилавок. Увы, уже за чужой. Их он переменил немало. При этом он объездил много европейских государств. Ненависть к корыстолюбцам лишь крепла и росла в его душе. В своих мемуарах Фурье описал случай, когда некий знаменитый в то время французский гастроном, которому в ресторане подали на десерт яблоко, уплатил за него в 12 раз раз больше стоимости того же фрукта, купленного у крестьянина. В 1793 г. Шарля Фурье завербовали в действующую армию, в отряд конных егерей. Через два года он по болезни вышел в отставку и поступил приказчиком к хлебному торговцу в Марселе. Позже Фурье подвизался биржевым маклером без законного свидетельства в Лионе. При всей своей связи с миром торгашей, Фурье — человек разносторонних интересов: он измышляет новую, упрощенную систему нотописания; придумывает устройство сначала деревянных, а затем и металлических рельсов; представляет в военное министерство проект продовольствия армии по новому способу; пишет записку о мерах для ускорения перехода войск с берегов Рейна в Италию; сочиняет и представляет префекту проект учреждения особого класса маклеров для транспортирования кладей. В лионских журналах под его инициалами выходит несколько стихотворений, затем публицистических статей.

Познакомившись с работами великого физика Ньютона, Фурье посетило озарение: закон тяготения присущ не только небесным телам, но и общественной жизни. Движение планет и социальное движение индивидов подчиняются одним и тем же законам. "Группы звезд Млечного пути представляют собой владения "амбиции", группы планет у Солнца представляют собой владения "любви", группы планетных спутников — владения "отцовства", — вещал Фурье. — "Владения дружбы калькированы на владениях круга, любви — на владениях эллипса".Первое солидное сочинение Фурье "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales: prospectus et annonce de la découverte) вышло в свет в Лейпциге в 1808 году, хотя,по его признанию, основания его общественно-экономического учения были открыты им еще в 1799 году.

"После выхода в свет этой книги он бросил занятия маклерством и жил некоторое время на пенсию в 900 франков, которую по завещанию матери должны были выдавать ему сестры. Впрочем, эта пенсия выдавалась ему всего лишь несколько лет, и к 1822 г. он вновь должен был добывать себе пропитание сначала в Париже, а с 1825 г. в Лионе, получив там место кассира одной промышленной конторы. Издание книги навлекло на него одни лишь насмешки, и только в 1816 г. он приобрел себе первого ученика в лице Жюста Мюирона", — свидетельствует словарь Брокгауза и Ефрона.

Произведя математические расчеты Фурье заключает, что для гармонического совместного проживания необходима группа, состоящая из 810 мужчин и равного числа женщин. Такая группа названа им "фаланстер" — Phalansterium, или по-французски Phalanstère, от древнегреческой воинского соединения "фаланга" — Phalanx, и латинского Monasterium — "монастырь". Фаланстеры обеспечат людям рай земной. Дело за малым. Нужно найти богатого спонсора, который даст денег на покупку земли и обустройство территории в 1600 гектаров для одного фаланстера. Фурье вещал о "плодоносных пустынях, опресненных морях, чья вода отдает фиалками, о вечной весне".

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772 - 1837)

Многотомное издание сочинений Фурье начало издаваться в Париже в 40-е годы XIX века. «Социетарным» книгоиздательством. Основные сочинения Шарля Фурье: «Заблуждение разума, доказанное смехотворными сторонами неопределенных наук», «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «О близости социальной метаморфозы», «О гарантизме», «Межсумочным или близлежащем лимбе», «Новый хозяйственный и социетарный мир», «Новый хозяйственный мир».

Цель его учений не улучшить старую цивилизацию, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм, доказывая, что порядок цивилизаций нелеп.

Фурье во всех своих сочинениях горячо пропагандировал право на труд и решительно выступал против концепции «естественного права», развивавшейся такими западно-европейскими мыслителями XVII - XVIII вв., как Руссо, Монтескье, Дидро и др. Эти мыслители считали, что принципы свободы и равенства вытекают из естественной природы человека и не зависит от социальных условий. Фурье резко отрицательно относился к теории общественного договора, сторонники которой считали, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми; якобы необходимость охраны собственности и безопасности вынудила людей отказаться от части естественных прав в пользу государственной власти.

Теория общественного договора была особенно распространена в эпоху буржуазных революций XVIII - XIX вв. Она тесно связана с концепцией «естественного права». Развивали идею общественного договора Дидро, Гоббс, Руссо. Фурье выступал последовательным критиком «общественного права» и «общественного договора».

Фурье считал основным видом общественного производства сельское хозяйство. По его мнению, склонности к сельскохозяйственному и промышленному труду распределяются у людей в отношении 3:1, поэтому промышленность находится в системе общественного труда на втором месте. Ассоциация будущего должна быть, прежде всего, земледельческой, пребывание в деревне люди будут предпочитать городской жизни.

Фурье полагал, что капитал, труд и талант являются тремя факторами, определяющими плоды производственной деятельности и называл эти факторы производственными данными. У Фурье не было четкого определения классов, которые он не редко называл «кастами», вместе с тем он неоднократно отмечал противоположность и враждебность классов общества при строе цивилизации. Обычно Фурье различал два основных класса- богатых и бедных. Фурье считал классовую борьбу «междоусобную войну классов» величайшим несчастьем для человечества. По мысли Фурье, социетарный порядок, не устанавливая социального равенства, приведет к сотрудничеству классов на основе гармонии интересов, к слиянию в единых производственных и иных общественных объединениях. В понятие «роскошь» Фурье вкладывал отличное от общественного содержание. Понимая под «внутренней роскошью»- здоровье, а под «внешней роскошью»- богатство, он объединял их в едином понятии «роскошь». Фурье считал, что при строе цивилизации, роскошь внутри противоречивое, т.к. она является индивидуальной принадлежностью немногих, пользующихся ею за счет многих; при строе гармонии, роскошь должна стать единой и коллективной, и превратиться в стимул к повышению производительности труда, тем самым к росту богатства, при этом частная собственность не исчезнет, а подчинится интересам общества.

Фурье называл «социетарным» общественный строй будущего, который должен прийти на смену строю цивилизации. «Строй цивилизации, где царят обман и отталкивающий труд, будет наименован миром навыворот, а социетарный строй- миром в прямом смысле, основанном применении правдивости привлекательного труде. Особенно для ученых и деятелей искусства социетарный строй будет новым миром и миром в прямом смысле: они обретут здесь сразу предмет своих самых пылких желаний - безмерное богатство, в двадцать и в сто раз больше, чем то, на какое они могут надеяться при состоянии цивилизации».

«В прочем, строй цивилизации занимает последовательном ряду ступеней движения важную роль, потому что именно он создает движущие силы, необходимые для того, чтобы направиться по пути к ассоциации: он создает крупное производство, высокие науки изящные искусства. Следовало воспользоваться этими средствами, чтобы подняться выше по восходящим ступеням общественного развития».

Категория «страсть» - одна из важнейших в теоретических построениях Фурье. Фурье полагал, что поскольку мир подчиняется законам движения, существует два порядка этих законов: закон материального движения - притяжения и закон социального движения - влечение страстей или притяжение по страсти. Первый был открыт Ньютоном, честь открытия второго закона Фурье присваивает себе. Открытый им закон, полагал Фурье, лежит в основе социального кодекса, который приведет человечество к строю гармонии. Чтобы открыть путь к лучшему общественному устройству, надо понять предустановленный Богом план социального порядка, соответствующий природе человека. Определяющими свойствами природы человека Фурье признает страсти.

«Притяжение по страсти - это побудительная сила, данная природой раньше способности рассуждать и упорная, не смотря на противодействие разума, долга, предрассудка и пр.» Установление нормального общественного порядка создает такие условия, при которых свободное удовлетворение страстей обеспечивает, гармоническое сочетание интересов всех членов общества. Бог, по мнению Фурье, управляет миром по средствам притяжения, а не посредством принуждения. Счастье каждого - в удовлетворении его страстей и полном их развитии. Чтобы достигнуть общего счастья, необходимо найти средства удовлетворить страсти всех людей. Свойственные человеку страсти распадаются, по Фурье, на три группы. Самые важные страсти распределительные, их три: страсть к соревнованию или интрига, страсть к разнообразию и страсть к творчеству энтузиазм. Полное развитие страстей человека создает еще одну, тринадцатую страсть - гармонизм или унитеизм. Гармонизм - стремление человека согласовать свое счастье со счастьем всего окружающего мира, всего человечества.

В основе учения Фурье лежит «сериальный принцип», который якобы действует в природе и обществе, устанавливая равновесие между различными видами движения. Сериальный принцип устанавливает гармонию, между страстями, движущими людьми. По мнению Фурье, общественная организация связана с необходимостью создания серий - специализированных трудовых общностей; серия является основной общественной ячейкой социетарной фаланги.

Фурье впервые высказал в печати свои идеи о будущем обществе в 1803 г. 3 декабря 1803 г. В газе появилась невинная статья «Всемирная гармония», где в зародышевой форме уже заключены основные положения социального учения Фурье: признание полной несостоятельности философских и политических систем; провозглашение необходимости новой социальной науки, дающей анализ и синтез «притяжения по страсти как основы социального движения; критика существующего «строя цивилизации» как строя не только неразумного, но и преходящего; возвещение грядущего «строя гармонии».

С тех пор до самой смерти он разрабатывает свою теорию. Будущее общество должно состоять из общин или объединений - фаланг. Фаланга - это наименование Фурье дает ассоциации социетарного строя. Фаланга - это ассоциация производителей. Это основная организация, построенная на принципе соответствия частных и общих интересов, в основе которых лежит гармоническое притяжение страстей.

Фаланга строится в первую очередь на сельскохозяйственной основе, Однако, ее члены не пренебрегают и различными промышленными работами. В составе фаланги 1600 - 2000 человек. Для каждого рода работ организуется ряд серий. Каждая серия занимается отдельным видом труда; существует серия плотников, ткачей, огородников, садоводов, скотников и многие другие.

От слова «фаланга» Фурье образовал слово «фаланстер», до него не существовавшее для обозначения населения фаланги.

Жилые помещения фаланстера сдаются за особую плату и, каждый снимает то, что отвечает его средствам. На этих же началах организовано и питание: все члены фаланги питаются в общих столовых, но имеют различные меню, в зависимости от своей состоятельности.

Фаланга - акционерное предприятие. Сам фаланстер, а так же земельный участок, на котором он расположении, инвентарь, строительный материал - все это создается и покупается на деньги, собранные от продажи акций. Точно также и доход фаланги распределяется не только соответственно труду, но и соответственно внесенному капиталу. Весь доход делится на 12 частей. Пять двенадцатых приходится на долю труда, три - на долю таланта, четыре - на долю капитала. Высокий процент дохода на капитал, полагает Фурье, привлечет в фалангу богачей, прибыль которых здесь будет большей, нежели они получают в современном обществе.

Хотя в фаланге состоят и бедные, и богатые, Фурье утверждает, что между ними нет и не может быть серьезных противоречий, поскольку каждый член фаланги заинтересован в ее процветании, зная, что только в этом случае будут возрастать его личные доходы. Отсутствие наемного труда приводит к тому, что бедный смотрит на богатого как на коллегу, с которым тесно связано т его благосостояние. С течением же времени, полагает философ, наступит полное слияние различных общественных классов: богачи, вовлекаясь в общественный труд, станут такими же производителями, как и бывшие бедняки; бедняки же смогут покупать акции и станут вследствие этого получать доход не только от труда, но и от капитала. Так постепенно ассоциация устранит все общественные пороки и установит полную гармонию.

Заглавие «Новый хозяйственный мир» показалось мне наиболее точным для обозначения этого прекрасного социетарного порядка, который среди прочих свойств обладает свойством создавать трудовое притяжение: при нем увидят, как наши празднолюбцы даже щеголихи будут на ногах и с 4-х часов утра, зимой, как и летом, чтобы с жаром отдаться полезным работам - уходом за садами и за птичниками, занятиям домоводством, фабричным производством и другим, в отношении которых механизм строя цивилизации внушает отвращение всему богатому классу. Все эти работы станут привлекательными благодаря влиянию совершенно неизвестного распределения, которое я буду называть сериями по страсти, или сериями контрастных групп. Это - механизм, к которому тянутся все страсти, единственный порядок, соответствующий требованиям природы».

В каждом объединении люди разбиваются на группы 7 - 9 человек в группе каждый работает не более 2-х часов. Сначала человек, например, работает в группе лесников, затем в группе косцов, потом работает на фабрике. «Действуя очень короткими сеансами, самое большее по полтора - два часа, каждый может заниматься в течение дня семью - восьмью родами привлекательных работ, разнообразить следующий день, посещать группы, отличные от тех, что накануне; этот образ действия - одиннадцатой страсти, именуемой напийонной, которая влечет к тому, чтобы порхать от удовольствия к удовольствию, избегать чрезмерностей, в которые беспрестанно впадают люди строя цивилизации». 1

«В физическом отношении он создает санитарное равновесие: здоровью непременно наносится ущерб, если человек отдается двенадцать часов однообразной работе - тканью, шитью, письму или другой работе, которая не упражняет последовательно всех частей тела и ума. В этом случае наносится ущерб даже действенной работой по земледелию, как и работой конторской: одна приводит в изнеможение члены и внутренние органы, другая портит твердые и жидкие составные части организма».

«Папийона - путь равновесия между духовными и телесными способностями, залог здоровья тела и развития ума. Одна только она может создать то всеобщее благожелательство, о котором мечтают философы, и рассеивают сотрудников одного дела в сотне других групп, то из этого сцепления происходит то, что каждая группа имеет друзей во всех прочих; это нечто противоположное механизму строя цивилизации, где каждая профессия безразлична к интересам других, зачастую даже враждебных им».

Совершенные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных друзей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту производительности труда и к резкому возрастанию богатств все фаланги. Труд станет не тяжкой обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал, что в таких условиях исчезнет конкуренция в буржуазном обществе.

Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из догадок Фурье об особенностях социалистического строя.

Фурье уделяет большое внимание внешней обстановке и быту фаланги. Он поселяет всех членов фаланги в общем громадном здании, расположенном в центре ее территории. Это здание и есть фаланстер. Это должно быть прекрасное здание типа Версальского дворца. Центральная часть его отводилась для общественных учреждений: столовых, библиотек, «виржи», храма, телеграфа, зимнего сада и т.д. В одном крыле будут расположены мастерские, в другом - большие залы для собраний и жилые помещения. Домашнее хозяйство станет ненужным, т.к. каждый будет питаться в общественной столовой. Фурье уделяет большое внимание общественному питания в фаланге, придавая большое значение чувству «вкуса». При строе цивилизации хороший «вкус» является принадлежностью немногих, при строе гармонии хорошие и утонченные вкусы станут достоянием всех. «Гастрономия, которую Фурье противопоставлял «гастронолатрии» - чревоугодию, должна, по его мнению, превратиться в «гастрософию» - науку высокой социальной политики, основанную на химии, агрономии, медицине и кулинарии. Женщины будут пользоваться равными правами с мужчинами, и работать вместе с ними. Фурье был сторонником разнообразных любовных связей; в соответствии с этим он предлагает для фаланги три любовных разряда: 1) супругов и супруг, образующих прочную семейную связь для воспроизведения потомства; 2) дамуазелов и дамуазелей, которые меняют свои связи, но всегда имеют только одну связь; Галантов и галанток, предпочитающих разнообразные и мимолетные связи.

Дети, по мнению Фурье, являются главной пружиной социетарной гармонии и трудового притяжения. «Поэтому с воспитания надо начинать, тем более, что оно будет той отраслью механизма, какую придется наладить первой, так как дети, будучи лишь в малой степени извращены предрассудком и проявлениями недоверчивости, будут более послушны притяжению, чем отцы; они отдадутся ему полностью с первой же недели и очень скоро выявят превосходство строя серий по страсти. Социетарное воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду».

Уже с трех лет малыши начнут трудиться, заботиться о цветниках, украшении залов и т.д. Наряду с трудом, дети будут обучаться различным наукам, а кроме того, соответственно склонностям, обучаться на музыкальных инструментах. «Если человек должен жить от труда земледельческого и промышленного, то надо сделать его сельским хозяином и фабричным производителем до того, как делать из него ученого. Таков ход воспитания при строе гармонии, где ребенок, будь он хоть наследником мирового престола, воспитывается в садах птичниках, мастерских и кухнях какой-нибудь фаланги, как только он умеет ходить; там он становится земледельцем и промышленным производителем, прежде чем заняться науками: к ним он приступает лишь мало-помалу и, как к вспомогательным добавлениям, к производительным работам.

В которые он включается постепенно с 2-х до 4-х лет. Затем он требует обучения для того, чтобы применять его к этим работам, в которых он горит нетерпением совершенствоваться».

В результате всех этих мер, по мнению Фурье, уничтожатся общественные противоречия, и установится согласие и доброжелательность всех людей, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах-фаланстерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье страстно верил во всеобщее преобразование при строе гармонии и полагал, что сама природа, животные, растения изменятся для блага людей. Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди станут собирать по два урожая в год. Земля обзаведется четырьмя искусственными лунами, более светлыми, чем наша Луна, и благодаря этому, ночи станут столь же светлыми, как дни. Вместо хищных зверей и вредных насекомых появятся антильвы, антиакулы и антикрокодилы, которые будут служить человеку». Социетарный строй возведет в домашнее состояние много видов, удалившихся в воды и леса из-за жестокости людей, строя цивилизации или их предрассудков. Строй ассоциации будет иметь парки прирученных зайцев, как мы имеем парки прирученных кроликов… Строй ассоциации будет иметь стада различных водоплавающих и лесных птиц столь же легко, как мы имели стада гусей».

Вода в морях приобретет вкус лимонада. Изменится и организм человека. По определению Фурье высший хозяйственный совет фаланги, состоящий из высоких должностных лиц каждой серии, ареопаг - исключительно совещательный орган, отражающий «могущество общественного мнения.

Фурье отрицательно относился ко всем известным историческим формам демократии, считая, что демократия - это только химера. На этом основании, Фурье считает нелепой цель революционеров, создание республики, он не верит в избирательное право. Выдуманная Фурье система управления в горманическом обществе соответствует его идее «притяжения по страсти». Учитывая страсть людей к величию, славе, Фурье сохраняет высокие титулы и звания, носители которых никаких реальных функций власти не имеют, Фурье рассчитывал, что высокие звания, присваиваемые за особые заслуги перед обществом, смогут быть использованы в качестве стимула для усиления трудового соревнования.

Чтобы осуществить свои идеи, Фурье считал, что достаточно организовать несколько правных фаланг, и все человечество немедленно последует этому примеру. Через 5 - 6 лет на всей земле воцарится новый общественный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества сольются воедино. Дело заключается лишь в том, полагал Фурье, чтобы убедить богатых дать деньги для устройства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги капиталистам, правительствам, императору Наполеону, царю Николаю I, министрам и ученым. Фурье сообщал всем, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья людей. С этим открытием, сообщал он, можно познакомиться, прочитав его книги. «… Кто будет видеть фалангу, изумительные явления вызовут на земном шаре такое ошеломление, что все состоятельные люди захотят совершить путешествие и увидеть собственными глазами столь непостижимые следствия… При виде этого социетарного волшебного зрелища, этих проявлений согласия, этих чудес, этого океана величайших наслаждений, произведенных одним только притяжением, или божественным побуждениям, мы заметим как рождается неистовство восторга перед богом, творцом столь прекрасного порядка, и бессчетный совершенствуемый строй цивилизации будет покрыт всеобщими проклятиями. Его политические и моральные библиотеки будут оплеваны, изорваны в первый миг гнева и отданы на самые низкие виды использования, вплоть до того, чтобы перепечатывали их с критическими пояснениям».

Фурье предлагал богачам дать деньги для организации первых фаланг, Ежедневно в 12 часов дня, сообщал Фурье, он ожидает дома прихода богатых посетителей. Он, конечно, не дождался их прихода.

Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным» путем, не задевая интересов капиталистов.

В последний период своей жизни, Фурье оставался оторванным от масс мыслителем-одиночкой, социальным утопистом.

Все свои надежды он продолжал возлагать на возможный, и даже может, неизбежный, по его мнению, единовременный и безболезненный переход человечества к строю ассоциации.

При всей неколебимой вере в свою правоту, одинокий искатель на закате дней не раз испытывал разочарование и горечь. Но вместе с тем, у него это сочеталось с гордой уверенностью в том, что его творческий подвиг, будет понят и оценен обновленным человечеством будущего:

«…И как мудрец из мудрецов,

До грани будущих веков

Я возношусь к бессмертной славе».

С такими чувствами подводил итоги своих жизненных трудов мечтатель, целиком отдавшись миру своих утопических идей, не понятый современниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: