"правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц". Буквы о — е после шипящих в окончаниях существительных Какая буква пишется в окончаниях после шипящих

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

Цель: 1. Создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

2. Развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

    Воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Тип урока: комбинированный урок по орфографии (повторение, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер; учебник; карточка с индивидуальным заданием; словарь ударений, фразеологический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число – девятнадцатое марта, классная работа.

Сколько букв и сколько звуков в слове девятнадцать ? (13 букв, 11 звуков). Почему не совпадает количество букв и звуков? (Мягкий знак звука не обозначает, звук [д] не произносится).

Хорошо, вспомнили фонетику, непроизносимых согласных. А теперь проверим домашнее задание.

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Ветер с...рдито срыва...т последние л...сты с дерев...ев.

3) О бразовать форму множественного числа:

1 вариант – дела, места, грузины, апельсины

1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты.

4) Вставьте, где нужно ь :

Много туч..., грач..., мяч..., товарищ..., много рощ..., молодеж..., мыш..., глуш..., печ..., много задач...

5) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски:

Что называется именем существительным?

Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению?

Что называется склонением?

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы:

1) На доске записан материал для наблюдения:

болеть душой, болеть сердцем. (слайд)

Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

храбре ц óм – земледéль ц ем (слайд)

клю ч óм – задá ч ей

черте ж óм – стóро ж ем

малы ш óм – лáнды ш ем

пла щ óм – товáри щ ем

После каких согласных стоят выделенные буквы?

Правильно, выделенные буквы стоят после шипящих согласных и ц. (Учитель подчёркивает двумя чертами шипящие и ц).

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) (слайд).

В какой части слова орфограмма?

Новая орфограмма в окончании. (Учитель выделяет окончания у слов, записанных на доске).

К какой части речи относятся слова с орфограммой?

К имени существительному.

В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

Сформулируйте тему урока.

«Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях).

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с...

2) Научиться.....

Цель нашего урока – выяснить, при каких условиях пишется о, а при каких е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Для этого давайте поставим ударение в словах. (Дети проговаривают слова, учитель на доске проставляет ударение).

Какую закономерность вы заметили?

Под ударением пишется о, без ударения – е.

Сформулируйте правило.

В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Откройте учебник на странице 221, прочитаем правило. (1 ученик читает правило).

Итак, мы с вами верно сформулировали правило. Давайте его ещё раз повторим. (2 учащихся повторяют правило). Обратите внимание на обозначение орфограммы: шипящий / ц подчёркивается двумя чертами, окончание выделяется, ставится ударение.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 . Закрепление материала

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

2) Ребята, а сейчас творческое задание . Буду показывать рисунки, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

Проверим, выделите орфограмму.

3) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

Проверим, 1 столбик -о, второй – е.

Кто допустил ошибки?

Молодцы.

4) «Назови другим словом»

Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Воина (бойцом), луну (месяцем),

Родник (ключом), юношу (хлопцем), д етёныш птицы (птенец).

Большое, обычно тёмное облако, несущее осадки (туча).

Небольшой зверёк отряда грызунов с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом (заяц).

Справились, а теперь поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. Объяснить в чем ошибка. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы!

5) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй .

6) (Если время) Самостоятельная работа . Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

7. Итог урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Сегодня на уроке мы познакомились....

Мне удалось на уроке....

Самым интересным для меня на уроке было....

Я думаю, что с домашним заданием....

Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я проверю к следующему уроку, в мини-проекты мы с вами оценим на следующем уроке по закреплению этой темы.

8. Домашнее задание: параграф 101, упр 556(п).

Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка в 5 классе

Тема:

Ужом, багажом, гаражом, чертежом, ножом, стрижом, малышом, шалашом, лапшой, ковшом, пряжей, пейзажем, сторожем, экипажем, пляжем, порошей, крышей, ландышем, сушей.

Лучом, мечом, ключом, кумачом, сургучом, кирпичом, каланчой, калачом, саранчой, бичом, врачом, свечой, грачом, силачом, ткачом, плащом, борщом, дачей, задачей, смерчем, добычей, тучей, плачем, рощей, товарищем.

Пловцом, продавцом, хитрецом, пыльцой, рысцой, птицей, шприцем, страницей, пшеницей.

I. 1. По ниве прохожу я узкою межой. (Майк.) 2. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (Т.) 3. Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. (Гарш.) 4. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляжем. (В Кулагин.)

II. 1. Гаврик снял с крыши весла и взвалил их на маленькое, но крепкое плечо. (Лаг.) 2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. (Алд-Сем.) 3. Капитан гаечным ключом легонько стукнул по трубе, она звонко отозвалась. (Воскр.) 4. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащом. (В. Кур.) 5. Дениска подался всем туловищем назад и осадил гнедых (Ч.) 6. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать. (Л.) 7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. (Т.)

III. 1. Однообразная дикая тундра замкнула путешественников в свое кольцо. (Алд.-Сем.) 2. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (Кор.) 3. Всей своей жестокой, слепой силой природа обрушивалась на беглецов. (Бык.) 4. Рука бойцов колоть устала. (Л.) 5. Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. (А. К. Т.) 6. Пыль, жара, солнце так и печет, (Л. Т.) 7. Далеко за рекой слышатся веселые песни косцов. (С.-М.) 8. Народ справедливо называет землю кормилицей. 9. Над станицей низко летели рваные хлопья облаков. (Ш.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова в три колонки: 1) с о - е после шипящих в окончаниях существительных; 2) с о - ё после шипящих в корнях слов; 3) с ё после шипящих в окончаниях глаголов.

1. Мы не хотим, чтобы на поле боя опять шагали тысячи бойцов, чтоб стало черным небо голубое, чтоб дети оставались без отцов. (Агаш.) 2. Движение и шепот в шеренге школьников все усиливались. 3. Шорохи переросли в тревожный гул. (Алд.-Сем) 4. Сухой жесткий комок подкатился к горлу матери. (С. Арутюнов.) 5. Обоз беженцев сливается с последними пехотными частями, и все вместе без отдыха течет по шоссе в безбрежных облаках пыли. (Сераф.) 6. Сквозь косую зеленую решетку, увитую плющом, мальчику удалось увидеть стол с кувшином молока и нескольких человек… (Кат.) 7. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. (П.) 8. Выползло из-за облаков солнце, побежало лучом по полям (Прилеж.) 9. Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. (Ч.) 10. Джулия прислонилась плечом к выступу скалы. (Бык.) 11. Кто хочет сделаться глупцом, тому мы предлагаем: пускай пренебрежет трудом и жить начнет лентяем. (Н.)

Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.

Гласные О, е, Ё после шипящих и Ц (правописание)


Буквы о, ё, е пишутся под ударением:

1. Буква Е пишется после ж, ш, ч, щ для передачи ударного гласного э.
напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон.

О, Ё после шипящих ж, ч, ш, щ

О пишется


1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий -о,
напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных под ударением:

ОК,
напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

ОНОК и -ЧОНОК,
напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок; -оныш: ужоныш;

-ОНК(А) и -ОНК(И),
напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки;

-ОВКА(А) (в отыменных производных словах),
напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка;

-ОБ(А): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё;

ОТК(А): трещотка;
-овщин(а): поножовщина.

3. В суффиксе имен прилагательных -ОВ-
напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый,

4. Также в существительных на -овка, -овник, производных от прилагательных с суффиксом -ов- (-ев-):
напр.: грушовка и грушовник (ср. грушевый), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый), алычовка (алычовый), гужовка (гужевой), пуншовка (пуншевый), клещовка "цапля с клещеобразным клювом" (клещевой), драчовка (драчовый, от драч "род рубанка"), плащовка (плащевой), речовка (речевой), борщовник (борщовый), ужовник (ужовый).
Так же пишется слово крыжовник, где суффикс в современном языке не выделяется.

Примечание 1. Отыменные существительные на –ОВКА типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка.


Примечание 2.
В русских фамилиях на шипящий + -ОВ (-ЁВ) пишется О или Ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

5. В суффиксе прилагательных и наречий -ОХОНЬК-
напр.: свежохонький, хорошохонько.

6. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных,
напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать), жом (ср. жму), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла); рожон (ср. род. п. рожна), шов (шва); княжон (род. п. мн. ч. от княжна), ножо́н (род. п. от ножны́ - устар. вариант слова но́жны), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки), квашонка (уменьш. от квашня), кошомка и кошомный (от кошма), очочки (от очки), очочко (от очко), смешон (краткая форма муж. рода от смешной);

Сюда же относятся слова с суффиксом -ОК: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка).

Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту) пишется буква ё

Примечание. Так же, как СМЕШОН, пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода
напр.: страшон, должон, нужон.

7. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме ё) : жолкнуть (и пожолкнуть), жостер, жох, зажор (и вариант зажора), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры (и шорный, шорник).
Так же пишется слово вечор (и вечорошний), хотя оно родственно слову вечер (и вечерний)
С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов.

8. В корнях заимствованных (иноязычных) слов.

Перечень основных слов:
боржоми, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс-мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу;

То же в собственных именах,
напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс.


Буква Ё после шипящих пишется


1. В глагольных окончаниях -ЕШЬ, -ЁТУ -ЁМ, -ЁТЕ ,
напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте.

2. В глаголах несовершенного вида на -ЁВЫВАТЬ и отглагольных существительных на -ЁВЫВАНИЕ,
напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в

3. В страдательных причастиях на -ЁВАННЫЙ
напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный.

4. В отглагольных существительных на -ЁВКА
напр.: ночёвка (от ночевать), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать), лущёвка (от лущить).

5. В суффиксе существительных -ЁР
напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр.

6. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН-
напр.: напряжённый (и напряжён), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка.

7. В глаголах прошедшего времени муж. рода c корнями:

-ЖЁГ (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг;и в причастиях поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла),
-ЧЁЛ (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла),
-ШЁЛ (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла).

Правописание глаголов с корнем ЖЁГ следует отличать от однокоренных существительных с буквой О: ожог, поджог, пережог

8. В тех корнях русских слов, где ударному звуку О соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой Е.

Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой Е после ж, ч, ш, щ).

Корни с сочетанием жё:
жёваный (жевать),
жёлоб (желоба, желобок, желобчатый),
жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток),
жёлудь (желудей, желудок "маленький желудь", желудёвый),
жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, жёлчный; желчевой, желчевик),
жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться),
жёрдочка (жердь, жердей, жердяной),
жёрнов (жернова, жерновой),
жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый),
сажёнки (сажень и сажень),
тяжелый (тяжелее, тяжелеть, устар. тяжёле).

Корни с сочетанием ЧЁ:
бечёвка (бечева, бечевой),
вечёрка (вечер, вечерний),
печёнка, печёночный (печень),
почёт, почётный (честь),
пчелы, пчёлка (пчела, пчельник),
счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета, счетовод, не́чет),
чёботы (чеботарь),
чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье), чёлн (челны, челнок),
чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант чёркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть),
чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый),
чёрствый, чёрствость (черства, черстветь),
чёрт, чёртов, чёртушка (черти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина),
чёрточка (черта, черт, чертит, чертить, чертёж),
чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет),
чёткий, чёткость, отчётливый (четка),
чечётка (чечет).
Корни с сочетанием шё:
дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь),
кошёвка (кошева),
кошёлка (кошель, кошелёк),
пшённый, пшёнка (пшено),
решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник),
шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый),
шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет),
шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить).

Корни с сочетанием ЩЁ:
щёголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть),
щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый),
щёкот (щекотать, щекотка),
щёлка, щёлочка (щель, щелей),
щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок),
щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной),
щённая (щениться, щенок), щётка (щетина).

Примечание. Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 8, может писаться буква О. В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

8. В Предложном падеже местоимения ЧТО
напр.:о чём, на чём, а также в словах почём, нипочём, причём; в слове ещё.

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о, гласный звук языка-источника
напр. жён-премьер, Шёнбрунн, Шёнберг.

Буквы о, е на месте безударных гласных


1. В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква Е - в соответствии как с ударным э (на письме ё), так и с ударным о (на письме о или ё). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестянка (ср. жесть), чепец (чепчик), шенкеля (шенкель), глажение (ужение), туче (свече); б) желтеть (ср. жёлтый), шептать (шёпот), горошек (петушок), пуншевый, плащевой (грошовый, борщовый), сторожем (чижом), большего (ср. большого), рыжему (чужому), могуче (горячо). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда.


2. В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква О.
Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо. Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок), торшонировать (от торшон), чокеровка (от чокер), шомпола (мн. ч. от шомпол).
Примечание 1. Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.
Примечание 2. Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.:жоховатый (от жох), чопорноватый (от чопорный), шорошок ("еле слышный шорох"), на́свежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: