Проект "читаем вместе". Проект “читаем вместе” Готовый педагогический проект средняя группа читаем вместе

Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно – речевой.

Тема : «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (с 01.03.2013 по 05.03.2013)

Возраст детей : средняя группа (дети 4-5 лет).

Цель и задачи проекта:

— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

— выявить знание детских сказок через различные виды игр;

— привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;

— воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Предварительная работа с детьми:

— тематическое оформление групповой комнаты,

— дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, экологический, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления),

— рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

— чтение детских сказок, рассказов, стихов,

— выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

— подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими — работами оформлены книги,

— подбор портретов поэтов и писателей.

Место проведения: МБДОУ « Детский сад № 99», помещение средней группы

Атрибуты и инвентарь:

— портреты детских писателей,

— портреты писателей – сказочников,

— разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,

— цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, самоклеющая бумага, ножницы, клей,

— иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации проекта

Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», составлен перспективный план мероприятий непрерывной образовательной деятельности; проводилась беседа о предстоящем празднике.

Детям и родителям было дано домашнее задание:

— нарисовать любимых героев,

— собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

Дневник недели.

Перспективный план проведения «Книжкиной недели» в средней группе.

Реализация проекта

Дни недели Виды деятельности в течение дня Образовательные области Задачи
День первый «Тили — бом, тили – бом, загорелся кошкин дом»

(День С.Я.Маршака)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

*Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака;

* чтение произведения «Кошкин дом»;

* спектакль Ивановского театра драмы «Мы играем в кошки – мышки»;

* путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я.Маршака);

* дидактическая игра «Найди героев сказки»;

* подвижная игра «Мыши водят хоровод».

* Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»;

* ОБЖ «Пожар. Опасные предметы»;

* дидактическая игра «Можно – нельзя»;

* подвижная игра «Найди свой домик»;

* рассматривание книг С.Я.Маршака

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

1.Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев. 2.В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.
День второй «Забавные картинки для детей»

(День В.Г.Сутеева)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством В.Г.Сутеева;

* рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к сказкам;

* чтение сказки «Под грибом»;

* лепка «Мой любимый герой сказки «Под грибом»;

* дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных);

* подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»

* Чтение сказки «Палочка – выручалочка»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко»;

* подвижная игра «Зайка серый умывается»;

* «Книжкина больница» (ремонт книг).

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

Художественное творчество

1. Познакомить детей с автором и художником детской книги В.Г.Сутеевым.

2. В дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев сказок В.Г.Сутеева.

3. Показать детям приёмы ремонта книг.

День третий «Доктор Айболит»

(День К.И.Чуковского)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством К.И.Чуковского;

* чтение стихотворения «Доктор Айболит»;

* рисование «Больница для зверей»;

* дидактическая игра «Как вести себя с больным?»;

* подвижная игра «Путаница».

* Игра – драматизация «Муха – цокотуха»;

* рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского;

* дидактическая игра «Помоги Федоре»;

* подвижная игра «Кто быстрее?»;

* ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

2. Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

4. Поддерживать интерес к знакомым произведениям.

5. Вызывать интерес детей к творчеству К.Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам.

6. Познакомить детей с творчеством писателя.

7. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.

День четвертый «Незнайка в гостях у детей»

(День Н.Носова)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством Н.Носова;

* математическая игра «Помоги Незнайке»;

* «Незнайка на Луне» (спортивное развлечение);

* «Дом для Незнайки и его друзей» (конструирование);

* подвижная игра «Найди себе пару».

* Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

* подвижная игра «Мы веселые ребята»;

* дидактическая игра «Сложи картинку»

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

Художественное творчество

1. Познакомить детей с творчеством Н.Носова. 3.Развивать творческое воображение, мышление, память.

2.Учить детей создавать творческие работы на основе прочитанного произведения.

4. Познакомить детей с творчеством Ивановской поэтессы С.Сон.

5. Учить детей выполнять правила подвижных, настольных, спортивных, дидактических игр.

День пятый «В гостях у сказки»

(День сказки)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Путешествие по выставке «Волшебные сказки» — рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;

* спектакль Ивановской филармонии «Дюймовочка»;

* подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)

* Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»;

* подвижная игра «Найди и промолчи»;

* «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей);

* «Книжкина больница» (ремонт книг)

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений.

2. Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).

4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

5. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

6. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка любимых домашних книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка читать», «12 полезных советов опытных родителей и учителей, как приохотить детей к книгам», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич», «Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии»

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7. Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям в исполнении профессиональных актёров.

8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.

Муха — Цокотуха

Игры занимают важное место в жизни ребенка и доставляют много положительных эмоций. Особенно дети любит, когда с ними играют взрослые.

В рамках реализации проекта «Читаем ВМЕСТЕ» в средней группе № 4 для ребят и их родителей была организована игра на тему «Путешествие по сказкам». Кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь каждого ребенка с раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста.

Вот и наши родители вспомнили эпизоды из детских сказок, а также пришли к выводу, что некоторые сказки им бы хотелось прочитать заново.

Не секрет, что дети очень любят слушать сказки. Особенно, когда их рассказывает мама. К ребятам раннего возраста группы № 2 пришла в гости Екатерина Олеговна , мама Насти К. Екатерина Олеговна принесла с собой настольный театр и разыграла сказку «Курочка ряба». Ребята не только внимательно слушали, но и активно помогали рассказчику.

Екатерина Олеговна поделилась, что домашний театр - любимая игра дочерей. На первых порах главную роль брала на себя мама, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже сейчас, подражая действиям Екатерины Олеговны, Настя и София самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Кроме того, театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Выражаем благодарность Екатерине Олеговне за интересный показ сказки.

В декабре месяце в группе раннего возраста № 3 прошла акция «Подари книгу детям» . Родителям было предложено принести в группу любую интересную воспитанникам книгу для чтения. Большинство родителей с радостью откликнулись на предложение принять участие в акции. Так книжный уголок пополнился сказками, книгами о животных, детскими стихами.

Мероприятие было направлено на привлечение внимания родителей к совместному чтению книг. В раннем возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Именно родители и воспитатели становятся его проводниками. В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Выражаем большую благодарность родителям, активным участникам акции. Спасибо!

Как воспитать наших маленьких детей так, что они выросли приветливыми, добрыми по отношению друг к другу, умели окликаться на просьбы о помощи? Для маленького ребенка наиболее понятными являются близкие, родные, традиционные ценности родной культуры, поэтому неотъемлемой частью образовательной деятельности в детском саду является знакомство воспитанников с устной литературой.

Мудрые пословицы, загадки с хитрецой, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки помогают детям лучше понять и принять окружающую действительность. Ежемесячно совместно с родителями своими руками создаем книжки-малышки о понятных и знакомых детям событиях.

Так семьи воспитанников становятся активными участниками образовательной деятельности. Например, по теме «Домашние животные города» были изготовлены книжки - малышки о любимых домашних питомцам. У каждой семьи получилась по-своему красивая и удивительная книжка, которую всё время хочется перелистывать.

Развитие и поддержка интереса детей к книге и чтению - важная задача нашего детского сада!

В период с 10 по 13 апреля 2018г. при поддержке и активном участии родителей пробудить интерес детей к книге удалось через совместное чтение.

Родители читали произведение по ролям, голосом передавая настроение героев, их характер, отношение к поступкам. Такое эмоциональное прочтение произведения формирует нравственные качества юного читателя, готовит к взаимодействию с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность к чтению.

В группах дошкольного возраста родители читали любимые детьми произведения, а в раннем возрасте провели театрализованный показ русской народной сказки «Теремок».

Совместное чтение как форма семейного досуга не требует большой подготовки, достаточно любимой интересной книги. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Сайт поддержки семейного чтения

В нашем детском саду состоялась детско-родительская конференция «Детское PRO - чтение» , целью которой явилось привлечение внимания родителей к вопросу воспитания интереса детей к книге, совместному чтению. Форма конференции выбрана неслучайно. Такой формат позволил сочетать пропаганду педагогических знаний о ценности семейного чтения с практическим опытом семейного воспитания.

В ходе конференции прошло 10 совместных выступлений детей и родителей групп раннего и дошкольного возраста о любимом сказочном герое и произведениях С.В. Михалкова.

Интерес участников конференции привлекло выступление Глеба Овечкина и Антона Александровича , которые рассказали о том, какими качествами наделяют кота в разных сказках. Алиса Кислицина и Ольга Анатольевна в стихотворной форме подготовили информацию о таком герое, как медведь. Интересный подход по привлечению детей к чтению посредством театрализованной деятельности представили Яна Анатольевна, Ринат Олегович и главные читатели: Илья, Лев и Влад Ломовских. О любимых героях рассказали Илья Васильев и Юлия Николаевна, Артем и Тимофей Лопаницины с Кристиной Ивановной, Анюта Бренсон и Ирина Николаевна . Эмоционально и занимательно Ксения Ивашова с Викторией Александровной и Никита Ушаков с Натальей Леонидовной представили свою интерпретацию произведения «А что у вас?». Стихотворение С.В. Михалкова «Мой щенок» побудило Полину Игнатьеву и Екатерину Викторовну завести собаку.

Рроводниками для детей становятся родители и воспитатели. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература — неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Выражаем благодарность родителям, принявшим участие в конференции.

Одним из мероприятий краевого проекта «Читаем ВМЕСТЕ» является реализация технологии «Boockrossing».

Такое явление как «буккроссинг» известно многим. Это библиотека, стирающая границы пространства. Это сообщество читателей, которые не хотят или не имеют возможности покупать, хранить книги, но читать предпочитают печатный вариант издания. Некий «книжный круговорот», суть которого заключается в путешествии книги по читателям. Любой может взять почитать понравившуюся книгу и вернуть её на место. Поэтому цель очень проста: «Прочитал книгу - дай другому».

В нашем детском саду такой свободной библиотекой стали стеллажи с детскими книгами в холлах учреждения. Приглашаем всех желающих принять участие в буккроссинге.

Читайте сами, читайте детям. Приносите свои книги и берите понравившиеся!

Новый год - волшебный праздник. Как и что рассказать ребенку об этом празднике? Кто такой Дед Мороз? Какие сказки о зиме почитать?

На все эти вопросы ответит КНИГА. Акция «Книго - сад» позволила собрать популярные и интересные книги о зимнем времени года и новогоднем празднике. Выставка книг в зимнем оформлении привлекала внимание и детей, и взрослым. Все желающие по-своему усмотрению могли выбрать любую книгу для чтения. Представленные произведения содержательны, занимательны и современны. Их точно стоит почитать.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет группа № 6, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет

Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет

«Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший друг,

но и до конца верный спутник. »

М. Шолохов.

Актуальность

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта: Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге, речевые умения.

Задачи проекта:

Для детей:

1.Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.

2.Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.

3.Вызывать положительные эмоции при чтении книг.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

3.Привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Продукты проекта

1.Изготовление родителями книжек-самоделок совместно с детьми.

2.Участие в Международном дистанционном конкурсе творческих работ «И снова в сказку»

3.Выставка творческих работ «Сказки»

4.Пополнение библиотеки группы.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

2.Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

3.Повышение уровня развития речи детей.

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Возрождение чтения в кругу семьи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Познавательное развитие

1.Беседа: «Девчонки и мальчишки очень любят книжки»

Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.

2.Беседа: «Такие разные книжки»

Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).

3.Опытно экспериментальная: «Волшебница бумага»

Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)

4.Рассматривание книжек принесенные из дома

Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.

Речевое развитие

1.Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»

Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

2.Словесная игра «Незнайкин список сказочных книжек»

Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.

3.Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».

4.Чтение С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).

Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

5.Чтение сказок

Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

6.Загадки из сказки

Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.

7.Драматизация сказки К.И Чуковский «Айболит»

Цели: продолжать работу по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского; развивать память, интерес к драматизации; воспитывать вежливость, бережное отношение к окружающему миру.

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.

2.Дидактическая игра: «Узнай, о каком сказочном герое я говорю».

Цель: учить детей угадывать сказочного героя по описанию. Развивать словарное творчество.

3.Строительные игры «Заюшкина избушка»

Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.

4.Настольные игры «Сказочные пазлы», «Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики

Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.

5.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в книжном уголке

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к книгам.

6.Трудовая деятельность в центре книги «Будь здорова книжка»

Цели: Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг, занять важным и полезным делом.

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на Международный дистанционный конкурс творческих работ «И снова в сказку»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

2.Раскрашивание раскрасок «Герои из книг»

3.Пение и слушание песен

2) «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин

3) «Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеева,

альбом Н. Тимофеевой «Улыбайтесь, дети!»

4) «Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна»

5) Песня «В мире много сказок» - музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин

Физическое развитие

1.Игры с мячом «Кто знает больше сказок»

Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики

2.Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух», «Рукавица», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

Взаимодействие с родителями

1.Изготовление книжек-самоделок совместно с детьми на выставку «Книжный парад»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.

2.Участие в благотворительной акции «Подари книгу в группу»

«Давая детям книги, вы дарите им крылья!»
Астрид Линдгрен

Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы художественной, познавательной литературой, согласно возрастным характеристикам детей.

4.Заключительная диагностическая беседа.
5.Фотоинформация проекта на персональном сайте воспитателя Полянской И.А.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации познавательно-творческий проект

в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет

«В дружбе с книгой» у детей повысился интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг, обогатился словарь, лексико-грамматический строй, связная речь детей, уровень развития речи. Дети овладели несложными способами экспериментирования с бумагой. Познакомились с художественными произведениями, песнями, пословицами и поговорками, загадками о книге и героях из книг.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы для участия Международном дистанционном конкурсе творческих работ «И снова в сказку», а также на выставку «Сказка». В конкурсе приняли участие 13 детей из группы. Все работы, безусловно, прекрасны, и каждая из них заслуживают внимания, но победителем в возрастной группе с 4 до 5 лет была признана Якимчик Алина, рисунок «Красная шапочка», руководитель - Полянская И.А, остальные дети стали лауреатами конкурса.

Продукт данного проекта - созданы книжки – самоделки «Книжный парад». Книги были изготовлены родителями совместно с детьми по различным тематическим блокам. Большинство родителей нашей группы с радостью откликнулись на то, чтобы изготовить книги.

Так же родителям и детям было предложено стать участниками акции «Подари книгу группе». Ведь книги развивают память, мышление и другие когнитивные процессы; художественное восприятие и эстетический вкус; эмоционально-волевую сферу; дети учатся сопереживать героям книг, оценивать их поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Надо сказать, что большинство родителей с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в акции! Некоторые родители принесли не одну, а гораздо больше книг (в большинстве случаев - новые издания). Это была художественная литература: сказки, стихи, рассказы; познавательная литература: книги про цвет, форму, количество предметов. Всего мы собрали более 40 книг! Дети с удовольствием рассматривают новые книги, а мы, в свою очередь, с удовольствием читаем им. Большое спасибо родителям!

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. Этот проект посвящен знакомству детей с книгой, как с источником новых знаний и интересной информации с целью развития у детей интереса к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы №2120

Дошкольный корпус №3

ПРОЕКТ

В средней группе «Непоседы»

На тему: «Книга – лучший друг».

Подготовил и провел

Воспитатель средней группы

«Непоседы»

Я.А. Юдаева

Москва. 2017

Проект в средней группе

Тема: «Книга - лучший друг».

Без книг пуста человеческая жизнь.

Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник.

(Демьян Бедный)

Вид проекта : Творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный, художественно-речевой, краткосрочный.

Продолжительность проекта : с 01 ноября 2017г. по 30 ноября 2017г.

Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность : Одной из главных проблем современного общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается, интерес к чтению стал падать. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Книга - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

Видно, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

Цель проекта :

  • Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Задачи проекта :

  • Учить внимательно, слушать и слышать произведение;
  • Формирование интереса и потребности в чтении книг;
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
  • Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса;
  • Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе;
  • Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности

Практическая значимость:

Пополнение центра художественной литературы.

Ожидаемые результаты :

  • Повышение у детей интереса к художественной литературе.
  • Раскрытие творческих способностей дошкольников.
  • Развитие связной речи, мышления, воображения.
  • Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
  • Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Предварительная работа :

  • Тематическое оформление группы (сменная композиция);

дополнение уголков(книжный,социально-нравственный, экологический, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книжки и игры); книги различного содержания, назначения, оформления).

  • Чтение детских сказок, рассказов, стихов.
  • Подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими - работами оформлены книги.
  • Подбор портретов поэтов и писателей.
  • Изготовление лэпбука.
  • Показ презентации «Знакомство с книгой».

Сотрудничество с семьей:

  • Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка».
  • Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить книгу».
  • Памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать детям».
  • Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта «Книжка своими руками».
  • Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, выставка «Моя любимая книга».

Методы:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Ситуационно-имитационное моделирование.
  • Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • Тематические погружения по теме проекта.
  • Работа с родителями.
  • Использование презентации.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный.

Постановка проблемы . Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Постановить проблему перед детьми «Для чего нужны нам книги?».

II этап – обсуждение проблемы.

Принятие задач. Довести до детей важность данной проблемы: «Книга друг человека». Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта, оформить выставку книг. Составить перспективный план работы. Изучить методическую литературу. Пополнить предметно-развивающую среду.

III этап – основной.

  • Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов с детьми.
  • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: А. Барто, С. Михалков, В. Сутеев, К. Чуковский, С. Маршак.
  • Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
  • Выставка «Моя любимая книга».
  • Выставка совместного творчества детей и родителей «Книжка своими руками»
  • Изготовление книжки вместе с воспитателями «Мои первые стихи».
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
  • Решение игровых и проблемных ситуаций.

IV этап – заключительный.

Подведение результатов: обобщение материалов проекта.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, информационно-познавательная, продуктивная, двигательная, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Книга – лучший друг».

Раздел программы

Виды детской деятельности

Цель

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного отношения к книге.

Сюжетно-ролевая игра

«Книжный магазин»

Развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге

Сюжетно-ролевая игра «Типография».

Формирование коммуникативных умений и навыков, знакомство детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей; воспитание интереса к окружающему миру, творчеству и фантазии людей разных профессий.

Сюжетно-ролевая игра

«У Айболита»

Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Можно – нельзя»,

Продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания. Закрепить знания детей о героях произведений детских писателей, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку, учить соотносить речевую форму описания произведений с их графическим изображением. Развивать коммуникативные навыки и речь.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Дидактическая игра «Помоги Федоре»

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дидактическая игра«Как вести себя с больными?»

Речевое развитие

«Откуда книжка к нам пришла»

(просмотр презентации)

Беседы с просмотром иллюстраций «Что такое книга», «Кто нам книги написал?», «Иллюстраторы детских книг».

Решение проблемных ситуаций: «Если ты потерял библиотечную книгу»,

«Почему люблю я книжки»,

«Герои моей любимой книги»

Составление творческих рассказов «Составление коротких рассказов по серии картин».

  • Увлекательное путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я. Маршака)

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок.

Пословицы и поговорки

Разучивание стихотворений:

А.Барто по мнемотаблицам

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать бережное отношение к книге.

Познакомиться с различными видами книг и определить их главную роль в жизни человека, а также познакомить детей с произведениями русских писателей, с людьми, работающими над созданием книги: автор произведения, художник-иллюстратор и др.

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи; связную речь.

Систематизировать знания детей по творчеству детских авторов.

Способствовать умению узнавать тексты знакомых произведений, выразительно читать отрывки из них; развивать умение драматизировать произведения.

Воспитывать умение слушать товарищей и высказывать свои мысли.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать литературные произведения. Учить по схематическим рисункам воспроизводить строки стихотворения.

Художественно-эстетическое развитие

НОД по аппликации на тему: «Утёнок и цыплёнок»

Закрепить технику вырезания округлых форм из четырёхугольников разной величины. Совершенствовать технику владения кистью: аккуратно наносить клей на детали. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. Воспитывать доброе отношение к птицам

НОД по рисованию на тему: «Чудо дерево»

Учить детей отображать в рисунке впечатление от содержания стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево». Совершенствовать умения располагать изображение по всему листу. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности, развивать эстетический вкус, используя нужные цвета. Формировать эмоциональную отзывчивость детей на художественную литературу, музыку

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Игра «Книжкина больница». Цель : формирование у детей интереса к книге, ознакомление с правилами пользования книгой. Показать, как можно «лечить» книгу. Развивать формы сотрудничества друг с другом

Оригами «Закладка для книги». Цель : учить детей делать базовый элемент «треугольник- косыночка». Развивать пространственное мышление и мелкую моторику рук.

Составление книжки-самоделки «Моя первая сказка».

Центр театрализованной деятельности : этюды, драматизация по произведениям, создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые).

Выставки:

«Мои любимые книги». Задачи : Вызвать интерес к книгам, к творчеству известных писателей, пробудить эмоциональный отклик на иллюстрации и рисунки. Предложить детям рассказать о знакомых им иллюстрациях (кто нарисован, какое настроение и на какой сюжет передает рисунок), рассказать отрывок знакомой сказки. Организованная совместная деятельность по представлению детьми своей любимой книги .

« Книжка своими руками » - выставка совместного творчества детей и родителей.

Результат реализации проекта:

В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. Дети узнали откуда книжка к нам пришла. Повысился познавательный уровень у дошкольников. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к книгам. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. Родители тоже активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада, проявляли инициативу. В дополнение к этому они познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Приложение №1

Игра: «Книжкина больница» .

Цель:

  • Формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.

Задачи:

  • Показать, как можно «лечить» книгу.
  • Развивать формы сотрудничества друг с другом.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа:

  • Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать.
  • Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
  • Закреплять название частей тела петуха, цвета.

Материал:

  • Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.

Приложение №2

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» .

Цель:

  • Развитие речи, внимания, памяти, воображения,
  • Формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека,
  • Развитие любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.

1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.

2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.

3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.

4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.

5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.

Приложение №3

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» .

Цели и задачи:

  • Формирование представлений детей о библиотеке,
  • Закрепление знаний об окружающем мире,
  • Умение развивать сюжет игры,
  • Воспитание бережного отношения к книге.

Для игры необходимо: оформление игровой зоны книжного уголка, выставка книг, формуляры, новые книги, телефон, каталог-указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка, фартук, колпак для доктора.

Действующие лица:

1. воспитатель (заведующая)

2. библиотекари

3. читатели

4. продавец магазина

5. «книжкин доктор»

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.

Воспитатель: Я заведующая библиотекой. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели?(отв. дет.)

Кто хочет быть читателем?(дети сами распределяют роли)

Кто желает быть в игре библиотекарем?(дети предлагают)

Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская). Дети распределяют роли разных отделах.

Займите свои места.

Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.

Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина).

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?

Ответ: водитель, шофёр.

(дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру, выбирают книги.

Катя, тебе понравилась эта книга?

Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).

Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

Вы знаете правило пользования книгами? (отв.детей)

В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладочки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскую доктора). В библиотеке вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.

Звонит телефон. Продавец склада(магазина): - Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

Воспитатель: - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: Через час.

Воспитатель заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Дети продолжают игру.

Приложение №4

Роль книги в развитии ребенка

Не секрет, что современные дети мало читают , предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Дети не займутся чтением сами , просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству, во- первых- это родители, во- вторых- учитель, в третьих- библиотекарь.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ , чтобы вы, родители, сами не расставались с книгой, газетой, журналом.

Роль книги в развитии и воспитании детей.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.

Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.

Удовлетворение потребности в безопасности . Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов . Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей . Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний . Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний.

· Обучение новым или необходимым моделям поведения . Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

В чем именно польза чтения?

Прежде всего, чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание , тренирует память . Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте . Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте.

Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа . Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие . Чтение вслух развивает у малыша способности оратора.

Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор . Книги помогают ребенку познать самого себя.

Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Приложение №5

Консультация для родителей

Что нужно для счастья детям?

Чтоб солнце на всей планете,

Чтоб мячик и плюшевый мишка,

И добрая, добрая книжка!!!

Часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать. Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но книга, по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, сорадоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность.

Для родителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Как приучить ребенка к чтению? Каждый родитель находит свои пути к сердцу дочери или сына.

Вот несколько советов из опыта родителей:

Покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка

Оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;

Определить интересы ребенка: что ему нравится;

Прививать любовь к чтению на собственном примере;

Разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;

Играть в настольные игры, предполагающие чтение;

Собирать домашнюю детскую библиотеку;

Обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;

До или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он снят;

Спрашивать мнение ребенка о книге;

Действенными в развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы: читая ребенку, следует останавливаться на самом интересном или

сложном для восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение, обращать внимание на иллюстрации.

Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.

И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение станет для вас доброй традицией.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384» г. Перми

Разработали и реализовали воспитатели:

Горчакова И.Т., Мистахова Н.З.

2017г

Актуальность проекта

За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий, происходит снижение интереса к чтению. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре чтения художественной литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе пермских. Возрождение традиции семейного чтения.

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
  2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
  3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей.
  4. Создать мобильные библиотеки для детей и взрослых, а также использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольных образовательных организациях.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители и дети подготовительной к школе группы №7.

Ожидаемые результаты по реализации проекта:

  1. появление у детей и родителей интереса к совместному чтению;
  2. возрождение традиции семейного чтения;
  3. появление интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей;
  4. наличие мобильных библиотек для детей и взрослых, а так же использование технологии обмена книгами (bookcrossing);

Критерии оценки результативности:

  1. мониторинг для определения интереса для детей и родителей к совместному чтению книг;
  2. активность детей и родителей в работе мобильных библиотек;

Возможные риски:

  • пассивность родителей (занятость).

Пути их преодоления:

  • дополнительная мотивация родителей

Планирование работы по реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Предполагаемый результат

I. Организационный этап.

Изучение методической литературы по тематике проекта

Сентябрь 2017

Воспитатели

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

Анкетирование родителей группы №7 по теме проекта

Сентябрь 2017

справка по результатам анкетирования

Подготовка РППС в группе №7для реализации проекта

Сентябрь 2017

Воспитатели и родители воспитанников

обогащение центров художественно – речевой деятельности детской литературой

Информирование родителей о реализации проекта через создание вкладки на сайте группы ВКонтакте.

Сентябрь 2017

Воспитатели и родители воспитанников

создание вкладок на сайте ДОУ, в группах ВКонтакте с размещением: -проекта «Читаем ВМЕСТЕ», -плана работы ДОУ в рамках реализации проекта

II. Внедренческий этап.

«Мир детских книг» - составление тематических каталогов для родителей с размещением в родительских уголках и в группе ВКонтакте

Октябрь 2017

Воспитатели

создание тематических каталогов детских произведений для родителей

Оформление папки – передвижки для родителей «Читаем ВМЕСТЕ»

Октябрь 2017

Воспитатели

повышение интереса у родителей к совместному чтению с детьми

Совместный тематический вечер детей и родителей «Все Пушкина ЧИТАЮТ»

Октябрь 2017

воспитатели, родители и дети

Оформление в группе выставки «ЧИТАЕМ Пермскую Книгу»

1 раз в месяц

воспитатели, родители

создание в группах выставок «ЧИТАЕМ Пермскую Книгу»

Оформление информационного стенда для родителей «ЧИТАЕМ Стихи»

апрель 2018

воспитатели

повышение интереса у родителей к совместному чтению стихов с детьми

Экскурсия в детскую библиотеку совместно с родителями

в течение года

воспитатели, родители и дети

встреча с представителями библиотеки

«Домашняя библиотека»: встреча с родителями

Ноябрь 2017

воспитатели, родители

Обмен опытом по созданию детской домашней библиотеки

Создание папки – передвижки «Иллюстраторы детских книг»

Декабрь 2017

воспитатели

Обогащение представлений детей о иллюстраторах

«Организация мобильных библиотек» включая bookcrossing:

  • «Есть Книга – Есть Будущее»
  • «Читаем САМИ»
  • «Одна книга – одна семья»
  • «Читаем Книгу – Познаём МИР»
  • «МОЯ Первая Книга»

1 раз в месяц

воспитатели, родители

создание мобильных библиотек в ДОУ

Презентации, создание видеороликов, выставок в группах (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок)

1 раз в 2 месяца

воспитатели, родители

Акция «Online - ЧТЕНИЕ» - «Урок вежливости от С.Я. Маршака»

родители и дети

повышение интереса у родителей и детей к совместному чтению книг С.Я. Маршака

Акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС)

родители и дети

повышение интереса у родителей и детей к совместному чтению книг Пермских писателей

Организация промежуточного мониторинга, включая родителей и детей

ноябрь 2017

воспитатели

Флешмоб «Шагал один чудак», посвящённый 90-летию пермского писателя Л.И. Кузьмина

Воспитатели, родители и дети

вовлечение родителей, детей и воспитателей в творческий процесс - Флешмоб «Шагал один чудак»

Акция «От Пушкина до Пушкина» -(Пушкинский день – день русского языка)

Воспитатели, родители и дети

вовлечение родителей и детей в творческий процесс - Акция «От Пушкина до Пушкина»

«Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей)

в течение года

Воспитатели, родители и дети

создание методического обеспечения для реализации Проекта

III. Рефлексивный этап.

Формирование пакета документов: -методические рекомендации по организации совместного детско-родительского чтения, - кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта

июнь 2018

воспитатели

обогащение программно- методического обеспечения по организации совместного детско-родительского чтения

Организация итогового мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей

июнь 2018

Воспитатели, родители и дети

определение уровня интереса детей и родителей к совместному чтению книг

Способы и средства достижения результатов:

Ресурсное обеспечение :

Условия

Оборудование

Источник

Материально- технические

*Компьютер

ДОУ, личный

*принтер

ДОУ

*фотоаппарат

Личный,ДОУ

*сканер

ДОУ

*фотопечать

ДОУ

*копирование

ДОУ

*оформление тематических альбомов

ДОУ

Мотивационные:

Звание «Самая читающая семья группы» по результатам активности родителей в образовательной деятельности детей

Кадровые:

Воспитатели группы

Информационные,

научно - методические

Научно – методические:

  1. Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Интернет – ресурсы:
  1. Михайлова-Свирская Л.В «Работа с родителями» Просвещение М-2015г.

Методический кабинет ДОУ

ДОУ, личный


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: