Проект кто что ест окружающий мир 3. Кто что ест. Хищные и растительноядные животные

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

Предмет: окружающий мир

Класс 3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока Кто что ест. Цепи питания

Цели урока : познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;

рассмотреть цепи питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Дидактические цели:

  1. Научить распознавать группы животных по признаку питания.
  2. Научить выстраивать объекты природы в цепи питания.
  3. Определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  7. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.

ЛичностныеУУД :

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;

Регулятивные УУД:

- анализировать и оценивать правильность выполнения учебного действия;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ объектов с учётом выделения всех признаков;

Осуществлять синтез как составного целого из частей;

Коммуникативные УУД:

Формирования собственного мнения и позиции;

Формирование умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения вести дискуссию;

Учебно-методическое обеспечение учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", М. Просвещение 2011 г., рабочая тетрадь " (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас") М. Просвещение 2011 г

Время реализации урока (занятия): 45 мин

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Тип урока : урок открытия новых знаний

Формы организации : фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование:

1)Компьютер, проектор, интерактивная доска;

2) Карточки с изображением животных, для работы в группе, в паре.

3) Текст со стихотворением Б. Заходера.

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Проверка домашнего задания

5 мин

Подготовка к изучению нового материала.

1 мин

Постановка учебной задачи

1 мин

Открытие новых знаний.

10 мин

Закрепление

3 мин

Динамическая пауза

2 мин

Знакомство с понятием “цепи питания”

3мин

Закрепление

9 мин

Решение экологических задач.

6мин

Итог занятия. Обобщение по теме.

3мин.

Домашнее задание

1 мин

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

1.На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Животные

Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные

Особое внимание на уроке мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Слайд 3.

Работа в парах. (1 пара у доски, остальные за партами).

Задание : Расположите виды животных в нужную группу: черви, рыбы, моллюски, земноводные, иглокожие, пресмыкающие, ракообразные, птицы, паукообразные, млекопитающие, насекомые

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

Слайд 4 .

Определи, к какому классу относится животное

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Проблемная ситуация.

Слайд 5

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По способу питания)

V. Открытие новых знаний.

Слайд 6 .

Тема нашего урока

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Слайд 7.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

Слайд 8.

1. Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь –….(медведь).

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже лося. Но охотится на большого зверя он не часто. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все таки главная еда медведя – растения. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

Слайд 9.

2.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Проснувшись весной, еж активно поедает насекомых, ловит лягушек. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

Слайд 10.

3 Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот!

– Чем питается? (сообщение детей)

Енот в болотах и озерцах «удит» лягушек, рыб, рачков. Если повезет, с удовольствием съест пойманную мышку или детеныша ондатры. Змеи, жуки, ящерицы – все они лакомый кусочек для енота. Растительная пища – тоже неотъемлемая часть рациона животного. Это всевозможные фрукты, ягоды, орехи, коренья. Именно корешки енот находит в земле.

Слайд 11.

К какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 12.

(дятел, кукушка, стрекоза.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

Слайд 13.

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 14.

VI. Закрепление

Слайд 15.

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VII. Динамическая пауза.

VIII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

Слайд 16

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Слайд 17.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

IX. Закрепление

Слайд 18.

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Проверка

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Слайды 19-23.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Слайд 24.

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

2. Работа с учебником

Слайд 25.

Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Как приспособились хищники к добыванию пищи?

(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

Как приспособились животные защищаться от хищников?

(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)

X. Решение экологических задач .

Слайд 26.

Проблемная ситуация.

Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

С чего начинается пищевая цепочка? (С растения.)

Чем она заканчивается?(Грибами и бактериями.)

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Слайд 27.

Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

2. Задание: Слайд 28.

В один из детских лагерей в субботу и воскресенье, как принято везде приезжали родители. Дети встречали их букетами полевых цветов. А в лагере 700 детей. Это значит, что собирали 700 букетов в неделю. Последствия сказались очень скоро. Какие?

3. Задание: Слайд 29.

Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I.

4. Задание: Слайд 30.

Послушайте то что произошло в Китае.

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая цепь питания в Китае была нарушена?

(Пшеница – насекомые – воробьи.)

XI. Итог занятия. Обобщение по теме.

На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

(Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников)

Слайд 31.

Прочитайте стихотворение Б Заходера «Все-все на свете нужны»

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползающая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них но и для жизни всей нашей планеты.

ХII. Домашнее задание

Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Список использованной литературы:

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир»

3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Моисеева Александра Григорьевна

Тема: «Кто что ест?»

Урок открытия нового знания

Целевые установки урока (планируемые результаты обучающихся):

Предметные результаты:

    знать особенности питания разных животных;

    знать, что такое цепи питания.

Метапредметные результаты:

    принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

    уметь классифицировать животных по типу питания;

    уметь моделировать цепи питания;

    обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

    использовать разные источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязи в живой природе;

    осознавать роль хищников в природе;

    осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Этап урока

/учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Вы тихонько все сидите,

За всем внимательно следите

Когда вопрос задам вам я,

Вы будьте сдержаны, друзья,

Сначала руку поднимите

Потом уж смело говорите.

Эпиграф к уроку:

Все-все на свете,

На свете все нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд! (Б. заходер)

Приветствие.

Настрой на урок.

2. Актуализация знаний

На слайде вы видите некоторых представителей животного мира.

Кто сможет рассказать о каждом по плану?

Обратите особое внимание на четвертый вопрос плана.

Ответы детей.

Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

Вторая группа детей заполняют таблицы. Взаимопроверка.

3. Мотивация учебной деятельности

Чтение сказки Н. Сладкова «Загадочный зверь»

Животные в разных условиях могут питаться разными вещами.

Значит тема нашего урока: «Кто что ест?»

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

Молодцы, спасибо. Вы помогли мне сформулировать тему.

А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать. Молодцы. Давайте обратимся к учебнику на с.94 и попробуем вместе найти в нем, на какие группы животные делятся по типу питания.

Прослушивание сказки

Делают вывод

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания,

Выбирают нужные формулировки

4. Открытие детьми нового знания

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Попробуйте сделать открытие нового знания сами.

Какие группы животных по типу питания у вас получились?

Объясните свой ответ.

На слайде таблица

Приведите примеры разных групп.

(Записываю)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить.

Попробуйте составить схему, используя опорные слова:

На слайде

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы сделали вывод – с чего начинаются цепи питания.

Давайте вместе составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: в лесу растут

В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк.

Читают.

.

Пробуют назвать животных разных групп по типу питания

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Выполняют задание № 1 стр. 55 рабочей тетради

Уч-ся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

физкультминутка

Повторяют движения.

Выполняют задания № 3, 4 в рабочей тетради стр. 56 составляют цепи питания. Взаимопроверка.

Как животные приспособлены к добыванию пищи? Как они спасаются от хищников?

На слайде фото

Лисы

Совы

Зайца

Ящерица

Кузнечик

Божья коровка

Читают статью « Кто как приспособлен» стр. 95 учебника

Мягкие лапы, хороший слух

Большие глаза, мягкое оперение, когти,

Быстро бегает, окраска меха

Оставляет хвост

Зеленый цвет

Цвет опасности, едкая кровь

6. Рефлексия деятельности

Д/З

Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? И почему? Прочитайте и докажите.

Что нового узнали?

Мы смогли….

Чего хотелось бы узнать больше…

Молодцы. Я вас поздравляю.

Какие результаты получились?

Что не получилось, над чем еще нужно работать?

По выбору зад № 1 в учебнике стр. 97

Или зад. № 2 и 5 в рабочей тетради

Берегите эту землю. Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Ответы детей.

Оценивают себя

Заслушиваю детей по самооценке.



Окружающий мир 3 класс

УМК Школа России

Кто что ест


Сформулируйте тему урока

К какой группе относятся животные?

П А У К О О Б Р А З Н Ы Е

Р А К О О Б Р А З Н Ы Е

Н А С Е К О М Ы Е

И Г Л О К О Ж И Е

З Е М Н О В О Д Н Ы Е


Вспомните признаки жизни животных.

Питаются

Двигаются

Рассмотрим,

как животные питаются.

Развиваются

Размножаются


Животные

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Рысь Стрекоза Кабан Заяц


Растительноядные.

Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы).

Полевая мышь

Гусеница


Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д.

Взрослый самец-лев и львёнок поедают тушу африканского буйвола.


Божья коровка

Ресничный червь


Насекомоядные.

Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви.

Землеройка


Всеядные.

Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу.

Барсук Дрозд


Проверка.

Название

животных

Их пища

Ласточка, ёж,

Группа по питанию

Насекомые

Сова, лиса, рысь

Мыши, полёвки, зайцы, птицы

Ворона, кабан

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь, заяц, лось

Плоды, семена, ве-

точки, листья, кора

Насекомоядные

Всеядные

Растительноядные


Цепи питания.

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в

цепи питания .


Ведь только растения способны использовать

энергию Солнца, создавать, производить

питательные вещества (сахар, крахмал и др.)

из углекислого газа и воды.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено.

Второе звено цепи –

Третье звено – насекомоядные

это растительноядные животные.

или хищные животные.



Камышовая жаба

Травяная лягушка

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым они не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры.


Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Личинка божьей коровки

Жук божьей коровки

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.




Проверка.

Дуб Кабан Волк

Сосна Жук-короед Дятел


Итог урока

Договори предложение :

  • 1. Животные по типу питания делятся на

растительноядных, насекомоядных, хищных, всеядных.

2. Живые существа связаны между собой

и с растениями

в цепи питания

3. Цепи питания начинаются

с растения.

4. Второе звено цепи питания

растительноядные животные

5. А заканчивается цепь питания

насекомоядными и хищниками

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

на какие группы делят животных в зависимости от питания? Что такое цепь питания?

Задачи:

актуализировать знания о животном мире;

познакомить с классификацией животных по типу питания, с защитными приспособлениями растений и животных;

обсудить роль хищников в поддержании равновесия в природе

Предметные результаты

Научатся

Классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач.

Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов

Проверка готовности к усвоению нового материала

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Животные, которые питаются растительной пи-щей, называются растительноядными. Те жи-вотные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. На-секомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и раститель-ную, и животную пищу).

Изучение нового материала

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц — волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь пита-ния получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительно-ядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Кто как приспособлен

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным по-лёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых

они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шуб-ки: летом она серая, зимой белая. У ежа защи-та — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.


Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве куз-нечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Ко-ровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Осмысление и понимание полученных знаний

Цепи питания можно изобразить с помощью моделей.

1.Изготовьте модели цепей питания, пред-ставленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая де-тали моделей.

2.Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности жи-вотных: а) к добыванию пищи; б) к защите от врагов.

Обсудим!

1.Почему цепи питания начинаются с растений?

2.Что произошло бы, если на Земле не оста-лось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.На какие группы делят животных в зависи-мости от их питания?

2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рас-сказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим ко-ровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Кто что ест в животном мире

Хищные и растительноядные животные.

Питание растительноядных животных

Кто что ест

П А У К О О Б Р А З Н Ы Е

Р А К О О Б Р А З Н Ы Е

Н А С Е К О М Ы Е

И Г Л О К О Ж И Е

З Е М Н О В О Д Н Ы Е

К какой группе относятся животные?

Сформулируйте тему урока

Вспомните признаки жизни животных.

Питаются

Развиваются

Размножаются

Двигаются

Рассмотрим,

как животные питаются.

Животные

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Рысь Стрекоза Кабан Заяц

Растительноядные. Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы).

Гусеница

Полевая мышь

Хищные. Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д.

Взрослый самец-лев и львёнок поедают тушу африканского буйвола.

Хищные.

Ресничный червь

Божья коровка

Насекомоядные. Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви.

Землеройка

Всеядные. Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу.

Барсук Дрозд

Проверка.

Насекомоядные

Всеядные

Растительноядные

Цепи питания. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено.

Ведь только растения способны использовать

энергию Солнца, создавать, производить

питательные вещества (сахар, крахмал и др.)

из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи –

это растительноядные животные.

Третье звено – насекомоядные

или хищные животные.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых - стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым они не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Камышовая жаба

Травяная лягушка

Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Жук божьей коровки

Личинка божьей коровки

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.

Составьте всевозможные цепи питания лисицы. Проверка.

Дуб Кабан Волк

Сосна Жук-короед Дятел

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: