Русская классика на школьной сцене - басни крылова. Как нарисовать ворону и лисицу За добро добром платят

Ходурока:

I. Организационный момент. Правила посадки, правила поведения в компьютерном классе.

II. Прогнозирование учащимися темы урока, сообщение учителем задач урока

III. Слово учителя о баснописце И.А. Крылове (на экране демонстрируется презентация).

И.А. Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет Ваня остался без отца и пошел работать в магистрат, переписывать бумаги. Еще через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои журналы, но они закрывались властями. И.А. Крылов становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В библиотеке он проработал до 73 лет. Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов 21 ноября 1844 года в зените славы, дожив до глубокой старости.

В юности он учился, изучал языки, переводил с французского оперы для театра. Издавал собственный сатирический журнал «Почта духов» (1789г.), где он говорил о невежестве, взяточничестве, казнокрадстве, преклонении дворянства перед всем иностранным, о помещичьем произволе, о самих правителях государства, выдвигал идею равенства между людьми. Журнал «Зритель» обратил на себя внимание властей, в типографии произвели обыск, за Крыловым установили полицейский надзор.

В 40 лет Крылов вошел в литературу как баснописец и этому призванию остался верен до конца. Крылов часто выступал с чтением, басни имели огромный успех. «А как читает этот Крылов!» – записывал в дневнике один современник – внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью.

При жизни Крылова вышло 9 книг, заключавших 196 басен, а всего он написал их более двухсот.

«Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни… и в сей басне сумел сделаться народным поэтом» – писал Н.В. Гоголь.

А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова, считая его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев» .

Санкт-Петербург, Летний сад, аллея, где находится памятник И.А. Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей наиболее известных басен. Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

IV. Басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

1. Что такое басня?

2. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

3. Чтение в лицах басен «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»

Особенность чтения басен Крылова – обращаться не к слушателям, а к партнеру.

В каждой басни обязательно присутствует мораль :

1. логический поучительный вывод из чего-нибудь (мораль басни)

V. Физкультминутка

Как живешь?Вот так!

Как идешь?Вот так!

Как бежишь?Вот так!

Как летишь?Вот так!

Как плывешь?Вот так!

Как шалишь?Вот так!

Как сидишь?Вот так!

VI. Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

1. Словарная работа (продолжение презентации на экране)

Взгромоздясь – взобралась с успехом, с особым предчувствием. Назовите синонимы к этому слову: взобралась, взлетела, примостилась, села, пристроилась.

Вещунья – предсказательница, тот, кто предвидит, предсказывает что-либо.

Плутовка – хитрая и ловкая, мошенница. Тот, кто любит хитрить, лукавить.

Мошенница – обманщица, совершающая неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.

Аллегория – иносказание.

VII. Работа над басней «Ворона и лисица»

1. Просмотр мультфильма по басне Крылова «Ворона и Лисица»

2. Беседа о первом впечатлении

3. Отработка техники чтения (продолжение презентации)

4. Самостоятельная работа. Чтение басни с подготовкой к чтению вслух.

5. Чтение басни вслух и ответы на вопросы:

Гнусна – отвратительна, омерзительна

Бог послал – так раньше говорили о чем-то случайно добытом или полученном.

Прочитайте еще раз басню и подумайте, какие слова чаще употребляет баснописец? Это глаголы, слова – действия. Они показывают, как ведут себя герои. Получается рассказ – повествование, а не описание. Это более интересно и лучше запоминается.

6. Чтение басни в лицах.

7. Вывод.

Какова идея басни И.А. Крылова? Обсуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения – заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лис – хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость – при чтении басен особый упор нужно сделать на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно – лести: в басне Лиса лестью добивается намеченной цели и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

VIII. Работа учащихся за компьютером.

Соотнести мораль басни и ее название – тест .

IX. Итоги.

Какой литературный жанр изучаем? Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем именно?

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Что б жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

М. Исаковский

Кто, служа высоким целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Н.А. Некрасов

Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «Книгой мудрости самого народа».

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с новой басней Крылова, вспомнить, изученные ранее басни.
  2. Учить “видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни”.
  3. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
  4. Научить находить мораль-поучение в произведении.
  5. Донести до учащихся юмор и иронию басни.
  6. Развивать художественный вкус учащихся.
  7. Работать над выразительным чтением басни.

Оборудование.

Портрет Крылова;

Маски вороны и лисицы, сыр для инсценировки;

Иллюстрации к басням Крылова;

Карточки со словами для словарной работы;

Кроссворд (на доске);

Индивидуальные карточки с кроссвордами.

Учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 кл трёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 1.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец (портрет на доске).

В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Каждая басня содержит в себе мораль.

Что такое мораль?

Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.

Учитель. Назовите мораль басни “Ворона и лисица”.

Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в басне?

Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр, ...

Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.

3. Проверка домашнего задания.

Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.

Учитель. Давайте вспомним, какие басни Крылова нам ещё известны?

Учитель. Соотнесите иллюстрацию с названием басни.

4. Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар”.

Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них можно избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Познакомиться с новой басней Ивана Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).

Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)
  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)
  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)
  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
  8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка )
  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей )

На доску вывешиваю иллюстрации кота и повара.

Учитель. Можно ли по названию басни предположить, о чём она?

Выслушиваются варианты ответов детей.

5. Словарная работа перед чтением басни.

Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.

Поэтому раскроем смысл некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять её содержание и смысл.

На доске напечатаны слова:

  • поварня – место, где готовят, кухня;
  • кабак – в старину: питейное заведение;
  • тризну правил – справлял поминки по умершему;
  • теперя – теперь;
  • овчарня – помещение для овец;
  • ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые, бесполезные;
  • на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм).

6. Чтение басни.

Первичное знакомство. Басню читает учитель.

7. Анализ произведения.

Учитель. Что вы можете сказать о Поваре? Каким его изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?

Действительно ли “Повар-грамотей”? Где видна его грамотность?

Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит “Его он пел”?

Что вы можете сказать о коте? Почему Кот остался безнаказанным?

Многие слова и выражения из басен Крылова стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь.

Найдите в этой басне “крылатые слова”. (А Васька слушает, да ест !)

Что означают эти слова? (Один напрасно, впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься постыдным делом)

Прочитайте мораль басни.

Что значит “власть употребить”? Подберите к этим словам синонимы.

Вспомним название басни. Кого имеет в виду – только ли поваров и котов.

8. Работа с пословицами.

В учебнике на странице 202 есть пословицы.

Выберите пословицы и поговорки, подходящие к басне “Кот и Повар” и объясните, как Вы их понимаете.

(* Лишнее говорить – себе вредить.
* Толочь воду в ступе.
* Пустил козла в огород.
* Звону много, а толку мало.
* Где много слов, там мало дела.)

9. Чтение по ролям.

Давайте прочитаем басню по ролям, передав с помощью интонации, пустоту слов Повара.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Конспект открытого урока

по литературному чтению в 4 классе

Тема : «Ворона и лисица»- басня И.А.Крылова

Составитель :

Баглаева Венария Мударисовна

учитель МБОУ Школы №129 г. Уфы

Цели урока : 1)Продолжать знакомить с творчеством И.А.Крылова.

2)Прививать интерес к творчеству И.А.Крылова, развивать любовь к его басням.

3)Работать над техникой чтения, используя разные приемы работы.

4)Обогатить словарный запас.

5)Прививать любовь к урокам чтения, желание большечитать.

Оборудование: 1) Портрет И.А.Крылова

2)Маски животных из басен

3)Иллюстрации к басням.

4)Рисунки учеников- выставка.

5)Выставка книг И.А.Крылова.

Ход урока.

Приветствие гостей.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

И.А.Крылов написал много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Эти строки Исаковского говорят, как мы его любим.

(рассказывает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа , ведь басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор. И.А.Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читая басни, мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.

И вот на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и, конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьянка».

Чтение наизусть и оценивание.

Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами отличалась эта Мартышка?

А какой совет дал Медведь?

А как сказать иначе то, что посоветовал медведь?

Выражения из басен Крылова очень созвучны с народными пословицами.

Чтение хором пословицы (были закрыты)

Других не суди, на себя погляди.

Давайте попробуем прочесть эту пословицу так, как должен прочесть этот герой из басен, (Моська, лиса, медведь, лягушка) и робот.

Выражения: сердито, ласково, хитро и как робот.

А была ли польза от совета Мишки?

(нет, глупую обезьяну не перевоспитаешь)

Итак, басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И.А.Крылов помогает открыть их.

А как вы думаете, легко ли написать басню?

Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

Сегодня мы знакомимся еще с одной из лучших басен И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Герои этой басни Ворона и Лисица.

Беседа о Вороне (показ иллюстрации)

Ребята, ворону все видели?

Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

Беседа о лисе . (показ иллюстрации)

А что мы знаем о лисе?

Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, веляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

Словарь: 1)сырный дух; (слова на доске)

2)сыр пленил;

3)плутовка;

6)вещунья;

7)лесть, гнусна.

Чтение басни учителем .

Обмен впечатлениями по прочитанному материалу с выборочным чтением.

Какие картины вы увидели?

1 картина . “Ворона перед завтраком.”

2 картина. “Появление лисы.”

Кто появляется во 2 картине?

(Зачитывают 4 строчки)

3 картина . “Обращение Лисы к Вороне”.

Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина . “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

Сыр Выпал? – как вы понимаете?

Почему же не удалось Вороне позавтракать?

Благодаря чему Лиса- плутовка присвоила сыр?

А поверила ли Ворона речам Лисы?

А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток- лесть.

Чтение морали.

В этих словах главная мысль басни: что льстить - это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

Добилась Лиса своей цели с помощью лести?

Хоровое чтение морали.

О чём эта мораль?

Работа по иллюстрации.

Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.

Чтение морали.

Чтение «Живая картина»

Как можно еще назвать басню?

Интересно ли вам было познакомиться с этой историей?

А кого мы представляем вместе Лисы и Вороны?

I Викторина.

Из каких басен эти строки?

    Вперед чужой беде не смейся, голубок?

    Что это там за рожа?

Какие у неё ушимки и прыжки?

    Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

    Ворона каркнула во все воронье горло

    Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

    Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

II Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, какая народная пословица к какой басне подходит?

1.На языке мёд, под языком лёд.

2.Лениться да гулять – добра не видать.

3.Дружно нетрудно, а врозь – хоть брось.

4.Чужую беду, руками разведу.

5.У лисы плутовки 33 уловки

III О ком можно сказать « осталась с носом »?

Когда так говорят?

В какое время суток происходила история Вороны и Лисицы?Как определили?

Подведение итога. Рефлексия.

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

Какой человеческий недостаток выслеживает автор?

Оценивание.

Домашнее задание : Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.

Тема урока: . Басня «Ворона и Лисица»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4

Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
- познакомить детей с басней «Ворона и Лисица»;

Продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

Дать образец выразительного чтения басни.

Задачи урока :

Образовательные задачи : расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи : развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи : содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

ЗУНы актуализируют : знание о литературных жанрах произведений, умение слушать речь учителя, навыки чтения.

ЗУНы приобретут : знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.

ЗУНы закрепят : навык осознанного выразительного чтения.

Конспект урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Слайд 1 - На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Речевая разминка

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно
.

Прочитайте медленно.

Прочитайте медленно, а затем с ускорением.

Чему учит нас эта скороговорка?

4.Постановка темы и цели урока

Чей портрет вы видите на доске? ()

Игра. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

* Кто такой?

*В какой семье родился Крылов?

*Где жила семья?

*Что любил делать Крылов?

*Что сделало Крылова знаменитым?

*Что такое басня?

*Сколько басен создал? (более 200)

* Что высмеивают, обличают басни Крылова.

*Чем басня отличается от другого литературного произведения?

*Что такое мораль? (поучение, совет)

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 40 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 40 лет работы он написал 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите.

РЕБУСЫ (на слайде)

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

- Сформулируйте тему урока. Цели. Чем мы будем заниматься на уроке? Чему учиться?

4.Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)

Что вам известно о вороне?

Какое у неё оперение?

Это привлекательная птица, или есть более красивые?

Как поёт ворона? (кричит)

    Ворон считается одной из самых умных птиц. Британские учёные подтвердили наличие у ворона интеллекта. Птице, например, давали пить воду из глубокого кувшина, которую он не мог достать клювом. Испытуемый ворон додумался в ёмкость бросать различные предметы, чтобы уровень воды поднялся. В дикой природе продолжительность жизни ворона составляет 10 - 15 лет. Эти птицы могут в неволе прожить значительно дольше до 40 лет.
    Вороны всеядны и питаются абсолютно всем, что, по их мнению, окажется съедобным. В рацион вороны входят любые насекомые (жуки, мухи, бабочки), черви, яйца других видов птиц и их птенцы, ящерицы, лягушки, белки, рыба, мелкие грызуны (мыши и крысы).

5.Беседа о лисе. (показать иллюстрацию)

Что знаем о лисе?

Что знаем о её поведении?

Лисицы относятся к семейству псовых, а это значит, что их родственниками являются волки, шакалы, собаки. Они имеют средние размеры (немного меньше среднего размера домашней собаки), а вес колеблется от 3 до 6,5 кг.
Но в отличие от своих родственников лисы не проживают стаями.

Часто лисицу называют Патрикеевной. Это имя дали ей в честь одного новгородского князя Патрикея Наримунтовича, который был очень хитер и изворотлив.

Не зря лисиц называют очень умными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох. Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются в эту ловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох.

Уходя от своих врагов, лисица запутывает следы.

Эти животные считаются всеядными. Они не отказываются и от растений.

1) Первичное знакомство с басней

–Откройте учебник. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню

(аудиозапись басни)

2) Восприятие от прослушанной басни .

Понравилась вам басня?

Какая же история приключилась с Вороной?

Физминутка .(под музыку)

(побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону - машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

3) Словарная работа

Соединить на карточках слова и лексическое значение.

Какие слова вам встретились впервые?

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учащимися

5) Беседа .

1) Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман )

2) Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

3)Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

4) Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? ( Нет ).

5) А что говорила Лиса о Вороне ? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

8) Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

9) Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр ).

10) Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

11)Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

12) Перечитайте мораль басни, основная ее мысль . (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

13) Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

14) О чём предупреждает своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

6) Физкультминутка для глаз

Работа в парах

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

В дружной работе – залог успеха!

Вы команда, значит, работать должны все!

Быстро и чётко распределяйте обязанности.

Умейте выслушать товарища.

Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного.

Верьте: у вас всё получится!

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица».

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Задачи:- учить понимать мораль, язык басни

Отрабатывать навыки выразительного чтения

Воспитывать высокие моральные качества

Оборудование: проектор (презентация).

Ход урока.

1.Организационный момент.

Уч-ль: Урок начнём словами:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

Сегодня вы будете выступать в роли читателя и слушателя. Вспомним правила читателя и слушателя. (читатель – читать громко, выразительно, правильно;

слушатель – слушать внимательно, уважать товарищей)

2.Повторение пройденного.

Творчество какого писателя мы изучаем?

К какому жанру относится его произведение? (басня)

Уч-ль: Для повторения давайте составим карту жанра. Работаем с сигнальными карточками. Упражнение «Согласен- не согласен»

Уч-ль: -С какой басней познакомились вчера на уроке?

Давайте сделаем короткий обзор басни по карте. (выясняются главные герои басни «Зеркало и обезьяна», цель этой басни и мораль)

Какую пословицу использовал Крылов в басне? (Чем кумушек считать……..)

Какую пословицу мы подобрали к басне? (Других не суди, на себя посмотри»)

Уч-ль: Прочитай эту пословицу так, как должен её прочитать медведь, бабушка, учитель, диктор.

Какое домашнее задание задано? (выразительное чтение по ролям)

Оценка товарищей.

3.Проверка домашнего задания.

3.а) Логическое упражнение. (2 Слайд.)

Учитель. Прочитайте логическое упражнение:

«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша? (Вера-«Мартышка и очки», Даша –«Ворона и лисица»)

Какую басню мы с вами не читали?

Слайд 3.

Сегодня тема урока басня Крылова «Ворона и лисица».

Давайте определим, чему мы должны научиться на уроке? (познакомиться с новой басней, уметь находить мораль и понимать её, научиться читать выразительно)

Слайд 4.

Уч-ль: Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки (недостатки) пощипать».

Мы знаем, что писатель в басне высмеивает разные отрицательные черты характера человека.

Слайд 5.

Выбери те качества, которые высмеивает баснописец и которые одобряет.

(ложь, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, лесть………)

Уч-ль: Чтобы понять, что это слово обозначает, давайте обратимся к словарю.

ЛЕСТЬ – угодное восхваление, т.е. кого – то хвалят, чтобы угодить.

Это хорошо или плохо? Наши мнения разошлись.

Уч-ль: Мы пока не знаем ответ на вопрос. Поскольку это слово нам встретится, давайте с ним поработаем. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к этому слову.

Слайд 6.

Однокоренное существительное: (тот кто говорит лесть?) льстец.

Однокоренное прилагательное: слова (какие?) льстивые.

Однокоренной глагол: (что делать?) льстить.

Из названия басни можно определить, кто главные герои?

Слайд 7.

4.Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)

Что вам известно о вороне?

Какое у неё оперение?

Это привлекательная птица, или есть более красивые?

Как поёт ворона? (кричит)

Слайд 8.

5.Беседа о лисе. (показать иллюстрацию)

Что знаем о лисе?

Что знаем о её поведении?

Уч-ль: Давайте сделаем предположение.

Кто из этих героев может быть льстецом?

Что бы проверить предположение, давайте послушаем басню.

6.Чтение басни учителем.

Понравилась басня? Что именно?

Какая история приключилась с вороной?

Почему ворона осталась ни с чем?

Кто же в этой басне оказался льстецом? Значит ЛЕСТЬ – это хорошее качество или плохое?

7. Словарная работа. Слайд 9.

Уч-ль: Перед самостоятельном чтением давайте разберём смысл трудных слов и выражений.

ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.

ЗОБ – расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

ГНУСНЫЙ – внушающий отвращение.

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – забраться с трудом на что – либо.

НЕ ВПРОК – бесполезно.

ПЛУТОВКА – обманщица, хитрая.

БОГ ПОСЛАЛ – случайно добытая.

ВЕЩУНЬИНА – предсказательница.

Слайд 10. (о правилах чтения)

8.Чтение басни детьми.(жужжащее чтение самостоятельно)

9.Чтение вслух.

10.Работа над текстом.

Слайды 11 – 14.

- Давайте нарисуем картинный план.

Какие картины увидели?

1.Ворона нашла сыр;

2.Появление лисы;

3.Обращение лисы;

4.Сыр выпал – с ним была плутовка такова;

1 картина. «Ворона нашла сыр». (Слайд 11)

Какое выражение употребил Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась случайно?

Как ворона села на дерево? (взгромоздясь) Почему автор использовал именно это слово?

Проследить по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия вороны? (взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула)

Какой вы себе представляете ворону? (неуклюжей, глупой)

Какие звуки подобраны для вороны?

2 картина. «Появление лисы». (Слайд 12)

Как оказалась около дерева лиса?

Как ведёт себя лиса, увидев ворону? (плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит)

3 картина. «Обращение лисы». (Слайд 13)

Как лиса называла ворону?

Что лиса хвалила у вороны и как?

Зачем лиса так долго расхваливала ворону?

Почему так часто видим восклицательный знак. Прочитайте эти предложения.

4 картина. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». (Слайд 14)

Как действуют на ворону ласковые слова лисицы? (вскружилась голова, в зобу дыханье спёрло)

Благодаря чему лиса присвоила сыр?

Задание: Замени слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

ХИТРИТ, ЛУКАВИТ – вертит хвостом.

СМОТРИТ ПРИСТАЛЬНО, НЕ ОТРЫВАЯСЬ – глаз не сводит.

ПОДХОДИТ ТИХО, ОСТОРОЖНО – на цыпочках подходит.

УТРАТИЛА СПОСОБНОСТЬ ЗДРАВО РАССУЖДАТЬ – вскружилась голова.

КАРКНУЛА ОЧЕНЬ ГРОМКО – во всё горло.

ИСЧЕЗЛА, СКРЫЛАСЬ – была такова.

ТРУДНО ДЫШАТЬ – в зобу дыханье спёрло.

Какими качествами вы наделили ворону, лисицу?

Уч-ль: (работа в группах) Давайте составим портрет. Первая группа выбирает слова характеризующие ворону, вторая – лису, а третья группа придумывают слова для лисы и вороны – самостоятельно.

Лиса: обманщица, хитрая, находчивая, ловкая, коварная, сообразительная.

Ворона: невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.

Проверка работы в группах.

Уч-ль: А сейчас прочитаем мораль басни, где Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток – лесть.

11.Работа над моралью. Слайд 15.

Найдите мораль басни.

Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна? Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Лесть вводит в заблуждение. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

Почему Крылов говорит,что в сердце льстец всегда отыщет уголок? (Заманчиво слышать о себе хвалебные слова, купаться в славе)

Кого осуждает Крылов?(И того, кто льстит, и того, кто любит лесть)

Уч-ль: Давайте вернёмся к словам, которые мы образовали.

ЛЬСТЕЦ – Кто может быть?

ЛЬСТИТЬ – значит говорить не от чистого сердца, хитрить.

ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА – красивые, но неправдивые.

Вывод: Льстить – плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что – то ждёт в замен за ложную похвалу.

12.Работа с пословицами. Слайд 16.

Уч-ль: -выбери пословицы относящиеся к басне.

    Пуганая ворона и куста боится.

    Верь своим очам, а не чужим речам.

    Не поешь толком – будешь волком.

    На языке медок, а на сердце медок.

Какая пословица относится к лисе, а какая к вороне?

13.Выразительное чтение басни.

Уч-ль: Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так что бы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую плутовку лису.

14.Инсценировка басни. (Режиссёр назначает автора, лису, ворону. Декорации: маска лисы, вороны, сыр, дерево)

Уч-ль: Сейчас проверим внимательно ли вы читали басню. (работа в паре)

Тест.

1. В какое время происходят события?

а) утро

б) день

в) вечер

2. Куда села ворона?

а) дуб

б) сук

в) ель

3. Где ворона держала сыр?

а) в клюве

б) во рту

в) в зубах

4. Как лиса называет ворону?

а) чудо – птица

б) царь – птица

в) жар – птица

5. Что не хвалила лиса у вороны?

а) лапки

б) глазки

в) шейка

6. Какой глагол употребляется не так, как в басне?

а) Вертит

б) Не сводит

в) Уходит

7. Сколько предложений в басне с восклицательной интонацией?

а) 6

б) 7

в) 8

Слайды 17 – 23.

Уч – ль: Давайте подведём итоги теста. За каждый правильный ответ 1 балл. Подсчитайте в паре сколько баллов вы заработали.

15.Подведение итогов.

Уч – ль:

Что нового узнали на уроке?

Сделаем короткое обобщение:

Крылов – кто? (баснописец, великий русский писатель)

Басни – какие? (интересные, поучительные)

Высмеивают – что? (не человека, а отрицательные черты характера)

16.Составление письма.

Уч – ль:

Давайте напишем коллективное письмо в прошлое И.А. Крылову.

Что бы вам хотелось ему сказать, за что поблагодарить?

Слайд 24.

Вот что сказал Исаковский о творчестве Крылова:

Всё знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Дополнительно:

1) Давайте вспомним изученные басни Крылова.

Назовите басню, в которой главный герой – рыба?

Назовите басню, в которой главный герой – насекомое?

Назовите басню, в которой главные герои – звери?

2) Доска объявлений:

Кому из героев басен принадлежат эти объявления?

а) Ищу пособия по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

б) Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель.

в) Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

г) Выполняем услуги по доставке груза на разные расстояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: