Русская тяжеловозная порода лошадей. Русская тяжелоупряжная порода лошадей (русский тяжеловоз). Текущее состояние породы

Лошадь русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Над её выведением и усовершенствованием трудились российские и украинские учёные, а сама селекционная работа затянулась почти на сотню лет. Порода была зарегистрирована в 1952 году. О её происхождении, характеристиках и достоинствах расскажем далее.

Особенности породы

Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

  1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
  2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
  3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.

История происхождения

Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.

Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.

К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.

Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:

  • физическую силу;
  • выносливость;
  • приспособленность к климату средней полосы;
  • неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.

В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.

Внешний вид

Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:

  • рост – 150-153 см;
  • вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
  • голова среднего размера с широкой лобной частью;
  • шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
  • холка широкая;
  • линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
  • грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
  • круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
  • конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
  • грива густая;
  • масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.

Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность.

Характер

Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.

Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.

Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания.

Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней.

Применение русских тяжеловозов

Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.

Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.

В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.

Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.

Массивный и красивый - вот два самых распространённых эпитета, которыми все награждают породу Русский тяжеловоз. Эта порода объединила в себе самое лучшее, что было присуще русским упряжным лошадям и их сородичам из Бельгии. Поэтому получился идеальный помощник для сельского хозяйства, о котором мы и поговорим в нашей статье.

Обзор породы

Отличные тягловые качества - визитная карточка такой породы лошадей, как Русский тяжеловоз. Эти крепкие животные отличаются покорным нравом и энергичностью. Если нужна лошадь, способная тянуть крупные грузы, то этот тип лошадок - то, что надо. Их устойчивость к холоду и неприхотливость поражает. Существует три разновидности таких выносливых лошадей:

  • Новоалександровский тип (отличается меньшими габаритами и массивным крупом);
  • Уральский тип (на фото видно, что ноги у такого тяжеловоза заметно длиннее, чем у собратьев, и обильно покрыты волосами);
  • Массивный тип (самый крупный).

Как жеребцы, так и кобылы успешно используются в сельском хозяйстве. Однако самки еще дают ценное жирное молоко, из которого потом делается вкусный кумыс. Это весьма распространённая порода, представителей которой можно найти на Украине, Кавказе, в Удмуртии, Белоруссии, Кирове и Перми. Мускулистая лошадка также вольготно себя чувствует на западе Сибири.

Происхождение

Появилась порода путем сложного скрещивания местных и заграничных упряжных лошадей с Арденами. В селекции поучаствовали учёные Петровской академии (сегодня это РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Результат был настолько удачным, что несколько лошадок даже были выставлены на Парижской выставке в 1900 году. Но, на судьбу этих лошадей повлияла Первая Мировая Война.

В 1924 году количество особей Русского тяжеловоза приравнивалось к 92. Во время Второй Мировой Войны породистых жеребцов и кобыл практически полностью вырезали. Но в 1937 году небольшое количество чистокровных лошадей удалось спрятать и сохранить. Благодаря этому, в 1952 году Русский тяжеловоз был официально зарегистрирован как отдельная порода. Сегодня, судя по внешнему виду жеребца и кобылы, в этих животных преобладают характеристики лошади Арденского тяглового типа.


Внешний вид

Это порода небольшая и быстрая. Тело у коней мускулистое, грива густая и также присутствуют густые щетки на ногах разной густоты. Голова животного имеет средний размер, а профиль отличается прямотой. Шея короткая, широкая и мясистая. Спина длинная и мягкая. Современный тяжеловозный конь может похвастаться невысоким ростом (150 см в холке) и крепким телосложением.

Масса жеребцов - 600-700 кг, а кобылы в среднем весят 550-600 кг. Лошадки очень быстро созревают (за 3 года) и имеют большую продолжительность жизни (до 25 лет). Новорожденные жеребята могут весить 250 кг. Через 18 месяцев после рождения малыша, его высота составляет 95% роста взрослой особи. Эта порода настолько быстро развивается, что вес жеребёнка, возраст которого 1,5 года, будет равен 75% от тяжести зрелой лошади.

Фотогалерея

Фото 1. Гордый русский скакун


Фото 2. Представитель тяжеловозной породы

Фото 3. Тяжеловозный конь на снегу

Видео «Русский конь-тяжеловоз скачет галопом»

В видео-ролике можно увидеть красивого коня с всадником во время бега галопом.

Все выводимые человеком породы лошадей по характеру их использования разделяют на две большие группы: верховые и упряжные породы.

Верховые породы подразделяют на специализированные, то есть предназначенные сугубо для верховой езды и конного спорта, и верхово-упряжные. Примеры специализированных пород лошадей: ахалтекинская,арабская, чистокровная верховая, терская. Верхово-упряжные породы (подразумевающие комбинированное использование) представлены в Россиибудённовской, донской, кустанайской и другими породами.

Упряжные породы имеют своим предназначением разностороннее использование в упряжи. Эта группа пород включает в себя: легкоупряжные, характеризующиеся способностью бежать резвой рысью в упряжи (орловская ирусская рысистая породы и другие), и тяжёлоупряжные, используемые на тяжёлых работах в упряжи на медленных аллюрах (советский, русский,владимирский тяжеловоз и другие).

Орловский рысак был выведен в Хреновском заводе графа Алексея Григорьевича Орлова в Воронежской области методом сложного воспроизводительного скрещивания в основном всего трёх пород: арабской верховой, датской верхово-упряжной и голландской упряжной породы.

Выведению этой породы способствовал спрос на крупную, выносливую и в то же время быструю лошадь, требовавшейся для почтовой и пассажирской связи между городами.

Родоначальником этой породы был один лишь конь - Барс I, являвшийся помесью голландской упряжной, арабской и датской верхово-упряжных пород. Барс отличался силой и резвостью, хорошими экстерьерными формами. В литературе описывается, что Барса спаривали с кобылами исходных пород. Причём для закрепления полученного типа использовались даже родственные спаривания. Для улучшения же породы проводилось смешивание с кровью других пород. Секрет вывода породы был в систематическом отборе потомства, а также целеустремлённых тренировках молодняка и превосходных условиях содержания и кормления.

Орловские рысаки характеризуются большой силой и выносливостью. Средняя высота в холке взрослой особи составляет 158-161 см, обхват пясти: 20-21 см, а средняя масса орловского рысака достигает пятиста килограмм.

Орловский рысак характеризуется крупной головой, длинной, сухой, иногда - лебединой шеей, средней высоты холкой, глубокой, длинной и достаточно широкой грудью, мускулистой спиной, длинным и широким, спущенным крупом, длинными конечностями.

Масть орловского рысака обычно серая, реже - вороная, рыжая или гнедая.

Орловского рысака часто сравнивают с американским или французским рысаком по резвости. Однако орловский рысак превосходит их по крупности и грузоподъёмности. Лучший результат у этой породы на скачках на дистанцию:

1.6 км - 2 мин. 2 сек.;

2.4 км - 3 мин. 9 сек.

В России орловский рысак достаточно распространён. Он хорошо используется для улучшения местных пород лошадей, а также закупается зарубежными конными заводами.

Чистокровная верховая порода (она же в именуется иногда английской скаковой) была выведена в Великобритании путём скрещивания местных и завозных восточных кобыл с жеребцами восточного происхождения, в том числе с арабскими, варварийскими и турецкими.

Чистокровная лошадь достаточно высока: рост в холке достигает 157-162 см. Кони чистокровной породы отличаются исключительной резвостью. У них очень живой темперамент. Правда, некоторые специалисты находят его даже черезчур нервным.

Конституция чистокровной лошади нежная, плотная. Такое животное очень требовательно к питанию и условиям содержания.

Голова (чистокровной верховой лошади) характеризуется малой массой, она сухая, с прямым профилем и большими выпуклыми глазами. Шея лошади длинная и тонкая. Грудь глубокая, с отодвинутыми назад рёбрами, но не широкая. Спина короткая, круп длинный и даже немного наклонный. Живот подтянутый, конечности длинные, сухие, с чётко отчерченными суставми, сухожилиями и длинной бабкой.

Чистокровной верховой породе свойственна рыжая, гнедая, серая, реже - вороная масть.

Рекорд на скачках чистокровной верховой породы составляет:

на 1 км - 58 сек.;

на 2.4 км - 2 мин. 23 сек.

В истории чистокровную породу использовали и используют до сих пор для создания многих иных верховых пород лошадей. Также, например, с участием этой породы были созданы: стрелецкая, будённовская, кустанайская и некоторые другие отечественные породы.

Русская рысистая порода

Выведена порода путем длительного разведения "в себе" помесей, полученных от простого воспроизводительного скрещивания орловского рысака с американским.

Особое внимание при создании породы уделялось полноценном кормлению и способам содержания, воспитанию и тренинга молодняк; способствующие совершенствованию и закреплению ценных резвостных породных свойств рысаков.

высота в холке - 159,3-160,3 см.

длина туловища - 161,1-161,5 см.

обхват груди - 182,3-182,7 см.

Обхват пясти - 19,8-20,2 см.

Русская тяжеловозная лошадь была выведена на Урале. Выведение породы было непростым, заключалось в скрещивании местных лошадей, водившихся на территории уральских гор, со средних размеров тяжеловозами из Франции и Бельгии (например, с арденской лошадью). В ходе разведения были выведены массивы улучшенных лошадей. Племенная работа заключалась в закреплении у потомства свойств сухой, некрупной, нетребовательной к питанию и обслуживанию рабочей лошадки, обладающей достаточной резвостью на медленных аллюрах, то есть хорошо шагающей и даже способной к рыси.

Русские тяжеловозные лошади некрупные, высотой в холке составляют порядка 146-148 см, обхват пясти примерно 20-21 см. Туловище лошади глубокое, удлинённое. Ноги коротковаты, но крепкие и сухие. Голова русского тяжеловоза небольшая, но широкая; шея - мускулистая и короткая. Спина длинная, иногда мягковатая. Поясница и круп - широкие, круп встречается слегка раздвоенный.

Масть русского тяжеловоза обычно бывает рыжая или рыже-чалая. Реже встречается гнедая, гнедо-чалая, вороная, серая масть.

Русская тяжеловозная лошадь характерируются большой работоспособностью, долголетием, высокой плодовитостью, и, что немаловажно, нетребовательностью к условиям содержания. Русский тяжеловоз хорошо аклиматизируется как в холодном, так и в жарком климате.

Сегодня представителей русского тяжеловоза используют как в народном хозяйстве, так и на конных заводах уже в качестве улучшателя иных пород. А из-за высоких молочных удоев у кобыл русской тяжеловозной породы её применяют в молочном хозяйстве. Молочность кобыл русской тяжеловозной лошади поистине рекордна и может достигать 3 000 кг за один лактационный сезон! Хотя, впрочем, большими удоями славятся все тяжеловозные породы.

Владимировский тяжеловоз создавался в районах Владимирского ополья, где преобладают плодородные, но тяжёлые почвы. Для их обработки требовалась поистине могучая лошадь. Кроме того, дело было в 20-40-х годах XX века, когда быстрорастущие советские города испытывали нужду в гужевом транспорте. Это и явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.

Выведение владимирской породы тяжеловозов заключалось в смешивании местных лошадей с рысистыми и тяжеловозными жеребцами. Тяжеловозы брались также и из-за границы, с горных районов Бельгии и Франци

Лошади владимировской породы крупные, высотой в холке достигают порядка 1.6 м. Обхват пясти составляет около 25 см. Голова у лошадей этой породы большая, сухая, с выраженным горбом на носу. Шея - мускулистая, холка - хорошо отчерчена. Спина у владимировских лошадей широкая и удлинённая. Лопатки - длинные, косо поставленные. Лошади также характеризуются глубокой и широкой грудью, длинным и немного приспущенным крупом. Ноги тоже длинные, поставлены корректно. Владимирские тяжеловозы характеризуются существенной оброслостью конечностей. В районе путовых суставов обычно образуются щётки, а у более сырых лошадей волосы могут доростать до полпясти.

Темперамент у владимирских тяжеловозов энергичный. Движения на шагу и рыси на удивление лёгкие, свободные, даже размашистые. Лошади владимирской породы очень выносливы в работе, хорошо могут передвигаться не только шагом, но и рысью.

Советский тяжеловоз. Завершением выведения породы советского тяжеловоза можно считать XX век, примерно 20-е года. На ряду с поглотительным скрещиванием местных лошадей с породой брабансон применяли разведение лучших поместных животных «в себе». При отборе и подборе создатели породы обращали внимание на крупность тела, выносливость организма, качество движения лошадей шагом и рысью, а также на сухость конституции лошади.

В наше время советский тяжеловоз в России наиболее широко распространён среди всех иных представленных тяжеловозных пород.

Лошади советской тяжеловозной породы, несомненно, крупные. Высотой в холке они достигают 156-160 см. Обхват груди может достигать 2 м, а иногда даже более - 2.06-2.1 м! Обхват пястья составляет 23-25 см. Голова у советского тяжеловоза средней величины, шея - мускулистая, у некоторой части лошадей голова короткая. Спина нередко встречается мягкой, поясница - выпуклая, круп - широкий, раздвоенный и часто свислый. Грудь - широкая, средней глубины. Ноги, однако, тонкие, со слабой оброслостью. Из-за подобной характеристики некоторые коневоды считают именно ноги советского тяжеловоза их «слабым местом».

Мастью советский тяжеловоз обычно бывает рыжей, гнедой, серой, реже - чалой.

Рекорд грузоподъёмности советских тяжеловозов на контрольных испытаниях составил 22.9 тонны! Без всякого сомнения, это превосходный результат!

Сегодня советский тяжеловоз служит не только на хозяйственных работах. Он также неплохо используется и для улучшения местных российских упряжных лошадей. Этим занимаются на конных заводах в центральной части России.

53. Виды кормов. Химический состав кормов как первичный показатель их питательности. Привести схему зоотехнического анализа. I. Корма растительного происхождения. ГРУБЫЕ КОРМА. К грубым кормам относятся сухие растительные корма с высоким содержанием клетчатки (25-45%). Такие корма являются обязательным компонентом рационов травоядных животных.

Сено. Его получают из многолетних и однолетних бобовых и злаковых трав, а также из травостоя. Наиболее полноценно сено из разнотравья.

Солома. Влажность соломы должна быть 18-20%.

Сенаж. Это консервированные грубые корма, которые заготавливаются из трав, провяленных до влажности 40-60%. Веточный корм. Грубый корм из тонких побегов древесных пород: березы, осины, клена, липы, ясеня, ивы, вяза, тополя, лещины, хвойных и др. Он частично заменяет в рационе сено и солому. Хвою используют в основном для производства хвойной муки и витаминной пасты.

Сочные корма - корма растительного происхождения, содержащие в своём составе значительное количество воды - порядка 70-92%.

Силосовать можно почти все сеяные и дикорастущие (кроме ядовитых) травы, зеленую кукурузу, подсолнечник, ботву корнеплодов и картофеля, а также клубни, жом и др.

Комбинированный силос. Он состоит из нескольких видов кормов, взаимодополняющих друг друга. Главная характеристика – уровень грубоволокнистой труднопереваримой клетчатки..

Корнеклубнеплоды. Сахарная свекла – высокопитательный корм, который содержит в своем составе до 25% сухого вещества, в том числе 19,5% сахара. В 1 кг свеклы – 12-15 г перевариваемого протеина. Ее питательность – 0,23-0,26 корм.ед.

Картофель идет на кормовые цели в сыром, запаренном, силосованном и сушеном виде. В сухом веществе – 80% крахмала.

Хороший компонент в комбисилосах – тыква. В ней – до 10% сухого вещества.

Морковь – ценный корм, особенно для молодняка. В ней – 13-14% сухого вещества (80% углеводов), высокое содержание каротина. Морковь в кормлении животных позволяет устранить витаминный недостаток в зимне-весенний период.

ЗЕЛЕНЫЕ КОРМА. К зеленым кормам относятся: отава естественных и улучшенных лугов и пастбищ, сеяные злаковые и бобовые культуры, ботва корнеклубнеплодов и бахчевых, различные водоросли, гидропонный корм и др. Особенность зеленых кормов – высокое содержание влаги (70-85%). В сухом веществе таких кормов – много питательных веществ.

КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ КОРМА. Зерно злаковых культур – кукурузы, ячменя, овса, пшеницы, ржи, проса, сорго – основной источник высокоэнергетических кормов растительного происхождения. Протеин злаковых имеет низкую биологическую ценность.

Зерно бобовых культур (гороха, сои, вики, чечевицы, люпина). По сравнению со злаковыми в зерне бобовых сырого протеина больше в 2-3 раза и лизина в 3-5 раз – первой лимитирующей аминокислоты в кормлении свиней.

Горох – хороший компонент комбикормов для свиней. В 1 кг – почти 220 г сырого протеина и около 15 г лизина. По биологической ценности протеин гороха приближается к протеину соевого шрота или мясной муки.

Соя – самая ценная бобовая культура. В ее бобах – 33% сырого протеина, наиболее полноценного из всех растительных протеинов. Однако в сырых бобах сои содержатся антипитательные вещества. Поэтому использовать зерно сои в комбикормах можно только после его тепловой обработки (прожаривания, автоклавирования, экструзии др.)

Люпин – отличный протеиновый компонент в концентратах для свиней, которых откармливают на рационах с картофелем.

II. КОРМА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Животные корма отличаются высоким содержанием полноценного протеина, богаты витаминами и минеральными веществами. Такие корма используются в кормлении молодняка всех видов сельскохозяйственных животных, а также взрослых свиней, птицы и пушных зверей.

Мясная мука. Ее скармливают как белковую добавку к углеводистым кормам и добавляют к другим кормам до 5-8% рациона по питательности или 10-130 г на голову в сутки.

Мясо-костная мука. Скармливают её с углеводистыми и бедными золой кормами.

Кровяная мука. Имеет коричневый цвет и мелкозернистую структуру, содержит 74-84% белка.

Рыбная мука. Её добавляют в корм свиньям – 100-120 г на голову в сутки.

Цельное и обезжиренное молоко – универсальный источник полноценного протеина, витаминов группы В и др. Молочная сыворотка – также источник полноценного белка, молочного сахара и минеральных веществ.

III. ОТХОДЫ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Жмыхи и шроты – продукты, получаемые при переработке семян масличных растений – сои, подсолнечника, льна, хлопка, арахиса и др. В них содержится 31-45% сырого протеина.

Сухой свекловичный жом – ценное кормовое средство для жвачных. В комбикорма для откорма молодняка крупного рогатого скота и коров его можно вводить до 10% по массе, заменяя им соответствующее количество зерна.

Меласса – углеводистый корм, в котором – около 50% сахара и около 10% азотистых веществ в основном небелкового происхождения. Благодаря высокому содержанию сахара она легко усваивается животными.

Барда и дробина – побочные продукты спиртового и пивоваренного производств. Сухую барду и сушеную дробину – ценное сырье для комбикормов – можно успешно использовать в комбикормах для свиней в качестве компонентов, позволяющих экономить зерно.

Химический состав является первичным показателем питательности кормов. В животном организме преобладают белки, жиры, а в растительных кормах - углеводы (крахмал, клетчатка, сахар). Содержание минеральных веществ в растительных и животных организмах различно. В организме животных в наибольшем количестве находятся кальций и фосфор, в то время как калий и кремний составляют основу золы растений. Витамины присутствуют в растениях и у животных в минимальных количествах и многие из них являются компонентами ферментных систем. Существенное различие между растениями и животными в отношении витаминов заключается в том, что растения сами синтезируют все необходимые витамины, а возможности животного синтезировать их весьма ограничены. Вода входит в состав всех кормов, ее содержание колеблется от 5 до 95%- Вода кормов служит средой, в которой находятся в растворенном состоянии питательные вещества, ценные для животного, в том числе ферменты, благоприятно действующие на физиологические функции организма. Вода входит в состав тела животных, являясь составной частью тела и средой, в которой протекают все физико-химические реакции, связанные с жизнедеятельностью организма. Она активный участник многих реакции обмена веществ и необходима для стабилизации температуры тела. Без воды животные погибают гораздо быстрее, чем без кормов. Белки имеют исключительно важное значение в питании животных. Они являются «носителями жизни», входят в состав всех клеток ц тканей, ферментов, гормонов, пигментов и других специфических веществ, играют важную роль в пищеварении, обменных процессах и защитных реакциях организма. Амиды - это отдельные аминокислоты. Питательная ценность белка неодинакова и зависит от содержания в нем аминокислот. Белки, в которые входят все аминокислоты, необходимые для образования тканевого белка, называют полноценными. Жир входит в состав протоплазмы и принимает участие в клеточном обмене веществ. Количество его в организме животных увеличивается с возрастом. При интенсивном питании животных жир откладывается в организме в подкожной клетчатке, в межмускульной соединительной ткани и в брюшной полости. Жир является растворителем ряда витаминов (A, D, Е), при отсутствии его в рационе усвоение жирорастворимых витаминов ухудшается. Жиры оказывают влияние на качество продукции. Углеводы составляют основную часть растительных кормов. Животные больше половины потребности в энергии получают за счет углеводов. Углеводы служат материалом для образования жировых запасов при интенсивном кормлении животных. По сравнению с другими питательными веществами корма углеводы самые дешевые источники энергии для животных. Минеральные вещества образуют костяк, входят в состав клеток, тканей, органов, участвуют во многих процессах обмена, активизируют ряд ферментативных систем. При достижении количества минеральных веществ в рационе в соответствии с потребностью животных эффективность использования кормов значительно повышается. Минеральные вещества необходимы для роста животных и поддержания их здоровья. Недостаток их в кормах ведет к тяжелым заболеваниям, снижению продуктивности, задержке роста и развития. Важное значение в питании животных имеют микроэлементы, которые содержатся в кормах в очень малых количествах. Важнейшие из них - железо, медь, кобальт, йод, марганец, цинк, селен. Витамины - это вещества с очень высокой биологической активностью, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Недостаток или отсутствие их в кормах вызывает заболевания - гипо - и авитаминозы. При этом ухудшается здоровье животных, замедляется рост и развитие, понижается резистентность организма, могут возникать и инфекционные заболевания. Особо важное значение при кормлении придают витаминам Л, D, С,а для свиней и птицы, кроме того, и витаминам группы В.

Питательность - это наличие в корме веществ, необходимых для удовлетворения пищевой потребности конкретных животным. Чем больше в корме используется компонентов, тем выше его питательность. Понятие о переваримости кормов. Корм, поступивший в желудочно-кишечный трат под влиянием пищеварительного сока и микроорганизмов, распадается на аминокислоты, моносахариды, жирные кислоты и растворимые соли. Оно всасываются в желудочно-кишечном тракте. При этом часть веществ корма выводится из организма в виде кала и часть поступает в кровь в лимфу (переваримте вещества). О степени переваримости корма судят по разнице между питательными веществами, поступившими с кормом, и количеством питательных веществ, выделенных с калом. Переваримость корма не дает полного представления о суммарном действии корма на организм животных, и ее, как правило, дополняют общей оценкой питательности кормов по их продуктивному действию. Общая питательность корма отражает его энергетическую сторону и оценивается в единицах обменной энергии. В качестве единицы оценки предложена энергетическая кормовая единица взамен овсяной кормовой единицы, равная 2500 ккал или 10450 кДж обменной энергии.

Протеиновая, витаминная и минеральная питательность кормов. Полноценность протеина определяется содержанием в нем незаменимых аминокислот, и в первую очередь критических (лизина, метионина, цистина, триптофана). Именно этих аминокислот чаще всего недостает в рационе животных. Усвоение аминокислот и организме зависит от наличия в рационе витаминов группы В, витамин D оказывает влияние на усвоение минеральных веществ, в частности кальция и фосфора, а витамин А (провитамин - каротин) - на усвоение почти всех питательных веществ. Использование энергии корма во многом зависит от содержания в рационе минеральных веществ (кальция, фосфора, натрия и т. д.). Недостаток же или избыток протеина ухудшает усвоение органического вещества - рациона в целом. Нарушение соотношения кальция и фосфора в рационе приводит к нарушению минерального баланса в организме. Недостаток энергии способствует нерациональному расходованию белка на ее возмещение. Отсутствие или недостаток в корме какого-либо элемента питания приводит к расстройству функций организма, сопровождающемуся задержкой роста, нарушением воспроизводительных способностей, снижением продуктивности, ухудшением здоровья животных.

Трудно представить крестьянскую жизнь без верного рабочего коня: то землю вспахать, то воды на поля привезти, то в лес за дровами отправиться. И хотя многие могут сказать, мол, всю эту работу можно сделать и на машинах, поверьте, без лошадиной силы в селе никак. Не удивительно, что и в 21-м веке русский тяжеловоз все также популярен на просторах от Сибири и до Кавказа. И хотя он немного уступает в размерах и мощи зарубежным «тяжам», для нашего крестьянина это идеальный помощник – выносливый, неприхотливый и покладистый в любой работе.

Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

История происхождения

Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

Экстерьер

Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

Характер

По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней. Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы. Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

Особенности разведения

Крепость конституции, отменная работоспособность, гармоничность телосложения и прекрасный характер – эти все замечательные качества русских тяжеловозов являются результатом долгой и упорной селекционной работы. Очень важную роль в этом сыграл Всесоюзный научно-исследовательскому институту коневодства. Начиная с 50-х годов прошлого века здесь проходили очень сложные работы по усовершенствованию и улучшению рабочих качеств лошадей. Здесь же была разработана и внедрена в практику система тренинга и испытания тяжеловозов. А регулярные испытания – это одна из главных задач племенной работы.

Основная племенная работа с русскими тяжеловозами основывается на разведение коней «в чистоте» по основным линиям. Основу генеалогического древа породы сложили два жеребца: Караул и Ларчик. Сегодня продолжается развитие их линий, но также делается упор на выведение новых. В частности, делается акцент на укрупненный тип ростом выше 155 см в холке.

Использование

Если правильно оценить возможность русского тяжеловоза, то по работоспособности он не уступает небольшому трактору. Но вот по экономичности значительно его превосходит. Так русская тяжеловозная порода успешно может использоваться на таких работах, как вспашка земли, транспортные грузовые роботы, обслуживание ферм. При этом отменную работоспособность при хорошем уходе эти работяги сохраняют до 25 лет.

Обладая хорошими экстерьерными качествами, эти богатыри также успешно используются в племенной работе – для улучшения многих местных упряжных пород. Не стоит забывать и такую отрасль, как продуктивное коневодство, где русские конематки преуспевают в молочном производстве. На кумысных фермах кобылицы за период лактации, а это около 236 дней, дают свыше 2700 литров молока. Рекорд породы принадлежит кобыле Лукошке, которая за 305 дней лактации дала более 4800 литров молока. О пользе такого продукта узнайте из видео (Мнение России).

Очень важно отметить, что русский тяжеловоз унаследовал от своих бельгийских прародителей арденов неприхотливость к условиям содержания. Этих лошадей можно успешно выращивать и использовать в любых климатических условиях. Они прекрасно работают как на равнинах, так и в горах, и могут длительное время довольствоваться подножным кормом. Свою массу в отличие от большинства тяжелоупряжных пород они хорошо набирают даже при отсутствии концентрированных кормов.

Благодаря всем этим качествам сегодня осваивается еще одна область использования русских тяжеловозов – конный туризм. На такого доброго и безотказного работягу можно посадить верхом даже неопытного всадника или ребенка.

Русский тяжеловоз издавна славится, как выносливая порода лошадей, применяемых в сельском хозяйстве. Однако выносливость не единственный отличительный признак. Как отличить коней такой породы? Какие еще качества позволили столь разносторонне использовать животное? На эти и другие волнующие вопросы будут даны ответы в предлагаемой статье.

Русский тяжеловоз — отличная рабочая лошадь

Если лошадь нужна в качестве тяговой силы, то рассматриваемая порода – отличный выбор. Ведь, такие качества, как спокойный нрав, выносливость и покорность являются визитной карточкой скакуна.

В современном мире, известно несколько разновидностей таких копытных:

  • уральский тип (отличается удлиненными ногами с обильным волосяным покровом);
  • массивный (крупные размеры);
  • Новоалексеевкий (напоминает массивный, но чуть меньше по размеру).

Происхождение породы

Целью, поставленной перед селекторами, считалась необходимость выведения сильной породы лошадей, которая способна восполнить пробел сельского хозяйства. В то, недалекое время, жители деревень нуждались в выносливой рабочей лошадке, которая еще и будет неприхотлива в еде. У ученых это получилось. Они создали животное, подходящее под запросы того общества.

Он был выведен из арденов (мелких тяжеловозных лошадей), которых завозили в Россию из Бельгии примерно столетие назад.

Путем сложных манипуляций (скрещивания разных коней), ученым Петровской академии удалось вывести столь эффектную породу. Во время войн (Первая мировая, Вторая), численность чистокровных особей резко сократилась. После победы над фашистами удалось восстановить популяцию. Соответственно, в 1952 году данная порода получила свое название – Русский тяжеловоз.

История русского тяжеловоза насчитывает около 100 лет

Отличительные особенности породы

Почему такие лошади подходят для сельского хозяйства? Все это стало возможным из-за особенностей породы:

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.

Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью.

В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

Отличительные особенности представителей:

  • широкий лоб;
  • легкая голова среднего размера;
  • мускулистая, короткая шея;
  • широкая холка;
  • длинная спина;
  • ровная поясница:
  • крепкие недлинные ноги;
  • наличие длинных волос на конечностях;
  • сухое телосложение;
  • шикарная и густая грива.

Русский тяжеловоз обладает эффектной внешностью

Благодаря конституции их тела и основным качествам, в сельском хозяйстве используются не только взрослые особи, но и те, кто еще не достиг половозрелости. Показатель скороспелости выделяет тяжеловозов в группу лошадей, способных достигать размеров взрослых особей в кротчайшие сроки, что позволяет использовать такое создание по максимуму в ранние периоды жизни.

Так известно, что уже в полуторагодовалом возрасте высота жеребца варьируется в пяти процентах от аналогичного показателя взрослого самца, а к трем годам скакун достигает необходимых параметров и прекращает рост.

По данным ученых, среднестатистическая особь мужского пола весит примерно 600-700 килограмм, а вот кобыла – чуть больше 500 килограмм. Учитывая особенности телосложения лошадей, можно смело заявить, что работать в упряжке такая порода будет и это не составит для нее особого труда.

По своей натуре Русский тяжеловоз энергичен, подвижен, вынослив. Такое сочетание качеств дает возможность использовать их в сельском хозяйстве. Благодаря спокойному характеру, лошади быстро привыкают к своему владельцу и быстро начинают работать в созданных условиях. Однако, иногда, даже самая спокойная кобыла может показать свой характер и взбрыкнуть.

Русский тяжеловоз отлично приспособлен для проживания в холодных регионах

Даже погодные условия не остановят такого скакуна. На ум приходит фраза, из песни, написанной Михаилом Таничем: «…что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…». Хотя эта песня написана про дружбу, но именно этим отрывком, как никаким другим, характеризуется порода.

Представители рассматриваемой породы активно применялись в сельском хозяйстве для распашки земли, перевоза тяжелого груза и даже участвовали в своеобразных соревнованиях. Соответственно, в то время (столетие назад), порода пользовалась огромным спросом. В современном мире, в век высоких технологий, на смену лошадям пришла автоматизированная тяговая машина. Однако, даже это нововведение не заставило человечество утратить интерес к таким копытным. Эти скакуны до сих пор пользуются спросом, ведь их красота завораживает. Коней тяжеловозов можно встретить на различных соревнованиях и выставках. Там порода выглядит изысканно.

Соответственно, красивыми лошадьми не обязательно должны быть изящные скакуны. Эффектно смотрится порода Русский тяжеловоз. Их мощь и сила скрыты от человеческого взора.

Ареал распространения породы русский тяжеловоз широк: Урал, северные районы России. Нередко порода встречается на территории Украины, Белоруссии, Сибири и даже Кавказа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: