Технологии модульного обучения в курсе биологии. Технология блочно-модульного обучения и ее применение в процессе преподавания биологии. Итак, что же такое модульное обучение и в чем его суть

Отдел по образованию

Администрации Курьинского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Работа в номинации: «Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса»

Из опыта работы

учителя биологии

Быхановой В.Н.

с. Краснознаменка

Курьинского района

Алтайского края, 2008 год.

1. Введение………………………………………………………………

1.1 Цель модульного обучения…………………………………………

1.2 Ведущие принципы модульного обучения………………………..

1.3 Цель, объект, задачи и методы исследования…………………….

2. Технология модульного обучения…………………………………..

2.1 Средства модульного обучения – модель…………………………

2.2 Основные характеристики модульной технологии………………

2.3 Роль учителя при модульном обучении…………………………..

3. Элементы модульной технологии обучения – модульный урок…

4. Преимущества и недостатки модульного обучения………………

5. Заключение…………………………………………………………..

6. Результативность…………………………………………………….

7. Литература……………………………………………………………

8. Приложения…………………………………………………………..

Введение

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять отношение ученика и учителя в этом учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной системой обучения. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, позволяющая обеспечить ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Традиционная система с ее объяснительно-иллюстративными методами, при которой учитель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а учащиеся работают в одном, заданном ритме однообразна и скучна. А главное - не дает возможности развивать у школьников навыки самостоятельной работы. Кроме того, приобретенные знания без интеллектуального развития учащихся лежат «мертвым грузом» в голове ученика. Трудно с этим не согласится. Развитию мышления и других психических процессов надо уделять особое внимание. Но довольно трудно планомерно и регулярно реализовать такие идеи на практике. Этому есть несколько причин. Самая серьезная из них та, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учитель должен дать ученику, достаточно велик. В результате перед учителем встает проблема: как за ограниченное время, не переутомляя ребят, не только дать им знания, но и уделить внимание формированию психических функций.

Существует много возможностей совмещать одно с другим. Более того, есть приемы, которые позволяют создать своеобразный симбиоз. В долговременной перспективе они ведут к развитию мышления и других психических функций, а на ближайшем отрезке времени способствует более быстрому усвоению материала. Знание не просто становится более осмысленным (а значит более гибким, легче переносится в практику), дети начинают учиться с большей охотой. Ведь нежелание учиться у детей часто возникает оттого, что они учат не понимая. И возникает переутомление от этого: механическая память перегружается, а остальное «спит».

Все это побудило педагога искать такие технологии, которые позволили бы не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результат своего труда.

Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене. Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъект - субъективные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определённого уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса.

Цель модульного обучения (по П.А. Юцявичене):

Комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

Ведущие принципы модульного обучения:

    Мобильность;

    Структуризацию содержания обучения;

    Динамичность;

    Действенность и оперативность знаний;

    Гибкость;

    Осознанную перспективу;

    Разносторонность методического консультирования;

    Паритетность;

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках биологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии.

Задачи исследования: охарактеризовать основные элементы модульной технологии.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьной документации, моделирование, тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ.

База: исследование проводилось на базе 7 класса 2005 – 2006 уч.г. и 2006 – 2007 уч.г .

Технология модульного обучения

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.

Ведущая характеристика технологии – гибкость – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это – и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Средство модульного обучения – модуль

Средство модульного обучения – модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

В модуль входят:

План действий с указанием конкретных целей;

Банк информации;

Методическое руководство по достижению указанных целей.

Это структурная единица целостной системы обучения.

Величина этой единицы зависит от уровня:

Уровень 1 – учебный элемент – модуль;

Уровень 2 – урок модуль;

Уровень 3 – блок уроков (тема);

Уровень 4 – предмет – модуль.

Методическая сущность модульной технологии.

Предоставление учащемуся центрального места в системе « учитель – ученик», перевод школьника из состояния объекта обучения и воспитания в состояние активной деятельности как субъекта жизни.

Основные характеристики модульной технологии.

Мотивация деятельности;

Паритетные отношения учителя и учеников;

возможность общения с товарищами;

Открытость конечных результатов деятельности и гарантированность их достижения;

- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания;

Психологический комфортный климат на уроке.

Общеучебные умения и навыки учащихся при модульной технологии.

Умение ставить цель своей деятельности и подчинять все свои действия этой цели;

Умение самостоятельно добывать знания, приобретать определенные специальные навыки;

Оценивать и анализировать свою деятельность;

Навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного, делового общения, самообучения,

Умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески.

Роль учителя при модульном обучении.

    Составление модулей – инструкцией;

    Уточнение инструкций при практической работе с ними;

    Контроль знаний и коррекция умений и навыков.

Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока (технологическая карта должна быть у каждого ученика или хотя бы на каждой парте).

Элемент модульной технологии обучения – модульный урок.

Модульный урок состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

    формулировка темы урока;

    определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

    разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

    подбор необходимого фактического материала;

    определение способов учебной деятельности учащихся;

    отбор методов и форм преподавания и контроля;

    составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

    УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

    УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

    УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

    УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждая из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

« Деление клетки. Митоз».

Деление клетки. Митоз.

Цели:

    в результате овладения содержанием модулей вы будите знать о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке, формах бесполого размножения: митотическое деление клеток;

    развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Оборудование:

    таблицы по общей биологии;

    таблица “Митоз”;

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Цели урока: в результате работы над модулем вы получите представление о деление клетки, митотическом делении, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы

Внимательно прочитайте цель урока

Подготовка к работе

1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:

    Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?

    Имеются ли принципиальные различия в строения между клетками прокариот и эукариот?

    Какие вещества обуславливают индивидуальное развитие организмов?

    Какие задачи стоят перед клеточной и генной инженерией?

    Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов?

Работайте в группе

2. Обсудите результаты выполнения заданий.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Вместе с классом.

Ваша оценка__

Цель: получить представление о деление клетки, митоз.

1. Лекция “Деление клетки. Митоз”.

План лекции

    Деление клеток у одноклеточных организмов. Деление клеток многоклеточных организмов.

    Подготовка к делению.

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

Ваша оценка__

Цель: изучить бесполое и половое размножение.

1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа).

2. Формы размножения организмов (Рассказ с одновременной зарисовкой схемы с соответствующим названием).

(Самостоятельная работа с учебником)

3. Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам:

    Число особей, участвующих в размножении;

    Образуются ли гаметы?

    У какого способа отсутствует мейоз?

    На кого похожи потомки?

    Для каких организмов характерны?

    Где быстрее происходит увеличение численности?

(Беседа по вопросам с записью ответов)

Работа самостоятельно с учебником и запись в тетрадь.

Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетради.

Самостоятельно составляют характеристику

4. Строение и функция половых клеток.

Сравниваемые признаки

Женские гаметы

Мужские гаметы

1. Форма и размеры

2. Особенности строения

3. Функции

Заполните самостоятельно таблицу

Вместе с классом.

Ваши оценки ___

Цель: определить качество знаний по изученной теме.

1. Ответьте на вопросы и выполните задания.

2. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого?

3. Каковы основные формы размножения? Объясните их.

4. Выберите правильный ответ.

Клеточным центром называется:

а) Период жизни клетки в течение интерфазы.
б) Период от профазы до телофазы.
в) Период от деления до деления.
г) Период от появления клетки до ее смерти.

Какой из процессов предшествует митозу?

а) Исчезновение ядерной оболочки.
б) Удвоение хромосом.
в) Образование веретена деления.
г) Расхождение хромосом к полюсам клетки.

Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

а) Четыре.
б) Две.
г) Восемь.

Наиболее продолжительна:

а) Метафаза.
б) Профаза.
г) Интерфаза.
д) Телофаза.

У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение ?

а) Горох.
б) Акула.
в) Майский жук.
г) Амеба.

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.

Выберите правильный ответ

5. Установите последовательность стадии митоза.

Ответ:_________________________________

Запишите в строчку “ответ”

6. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.

События

Фазы митоза

1. Синтез белков и удвоение хромосом

а) Профаза

2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления

б) Метафаза

3. Образование новых ядер

в) Анафаза

4. Расхождение хромосом к полюсам

г) Телофаза

Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

д) Интерфаза

Проверьте свою работы.

Правильные ответы:

    4 – в, б, а, а, г;

    5 – 2, 1, 4, 3;

    6 – 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.

Все четыре выполнены правильно – “5”.

Три задания выполнено правильно – “4”.

Два задания выполнено правильно – “3”.

Одно или все задания выполнены неправильно – “2”

Вместе с классом.

Самостоятельно.

Ваша оценка______

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Если по итогам урока вы получили “5”, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником:

Индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.

За помощью обращайтесь к учителю

Таким образом, при модульной технологии обучения реализуется принцип

уровневой дифференциации, что даёт возможность обучающимися усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Преимущества и недостатки модульного обучения/

Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижения результатов обучения;
  • паритетное отношение учителя и учеников;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.
  • Формулировка темы урока.
  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся.
  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

  1. Составление модуля данного урока.
  2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
  • Отбор содержания.
  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта - особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Технологическая карта

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

  • На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
  • Данная технология - стимул для повышения профессионального мастерства учителя.
  • Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.
  • Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

  • Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.
  • Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.
  • Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
  • Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

Литература

  1. Шамова Т. И. «Модульное обучение: сущность, технология». //Биология в школе, 1994, №5
  2. Тихонова А. Е., Диденко Т. И., Нащечина М. М. «Обучающие модули: способ построения». //Биология в школе, 1995, №6
  3. Берсенева Л. А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996, №1
  4. Бурцева О. Ю. «Модульная технология обучения», 1999, №5

Технология модульного обучения на уроках биологии

Г. Белгород МОУ лицей №32

Учитель биологии Полякова Диана Олеговна


Главный ориентир нашего лицея – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и.д.

Решить эти проблемы успешно помогает использование модульной технологии обучения.

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

Гарантированность достижения результатов обучения

Возможность работать учащихся в группах, в парах;

Паритетные отношения учителя и ученика;

Возможность общения с товарищами;

Возможность выбора уровня обучения;

Возможность работать в индивидуальном темпе;

Раннее предъявление конечных результатов обучения;

- "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

· УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Мной разработаны модульные уроки по темам: "Растения семейства лилейные", "Строение цветкового растения", "Предмет, задачи и методы генетики", "Биологическая концепция вида", "Клеточная теория строения организмов", цикл уроков по теме "Нервная система, органы чувств, гормональная регуляция" и др.

Урок по теме: "Строение цветкового растения"

Номер учебного элемента (УЭ) Руководство по усвоению учебного материала Учебный материал с указанием заданий
УЭ 0 2 мин. Тема и цель урока записаны на доске. Интегрирующая цель урока: в процессе учебной работы над заданиями ты должен: а) познакомиться с внешним строением цветковых растений; б) научиться работать, с предложенным учителем, учебным материалом; в) выполнять конкретные задания; г) подсчитывать баллы.
УЭ 1 Вводный контроль (10 баллов). Цель: проверить себя, как усвоил материал по теме "Признаки растений" и "Разнообразие растительного мира" Постарайтесь выполнить задания за 4 мин и набрать не менее 7 баллов. Смотри лист контроля. (УЭ 1).
УЭ 2

Цель: Изучить органы цветковых растений.

1. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, - какие органы есть у цветковых растений?

2. Запишите вывод в тетрадь.

3. Ответьте на вопросы учителя.

Названия органов растений известны каждому с детства. Это корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена . Но что же означает само слово орган? Орган (от греческого "органон" - орудие, инструмент) - это часть живого организма, приспособленная к выполнению определенной функции в его жизни. Каждому органу в растении отведена своя роль. Например, корни способны поглощать воду и растворенные в ней минеральные соли, необходимые растению для его роста и развития. Корнями растение прикрепляется к земле. Стебель является проводником питательных веществ, к нему прикрепляются листья. В листьях на свету при участии воды, притекающей по жилкам и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуется сахар и крахмал. Из листа в воздух выделяется кислород. Цветок служит для образования плодов и семян. Из семени, попавшего в землю, вырастает новое растение. При помощи корня, листьев и стебля растение питается и растет, поэтому их называют органами роста или вегетативными органами (от латинского слова "вегетативус" - растущий). При помощи семян растения размножаются. Цветки и плоды в которых образуются семена называются органами размножения или генеративными органами (от латинского слова "генерацио" - поколение).
УЭ 3 Цель: изучить особенности строения вегетативных органов. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, что такое вегетативные органы и какие особенности строения они имеют, запишите его в тетрадь. На работу по изучению учебного элемента отводится 5 мин по окончанию которых, выполните задание учителя. Выполните лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой. Побегом называется стебель с расположенными на нем листьями и почками. Основная задача побега - создание органических веществ из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Основную роль здесь играют листья. Стебель – основная часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Листья состоят черешка и листовой пластинки, если на черешке расположена одна листовая пластинка то такой лист называют простым, а если несколько - сложным. Корень обеспечивает водно-солевое питание растения. Корнями растение прикрепляется к земле. Совокупность всех корней растения называется корневой системой . Давайте рассмотрим строение корневых систем различных растений. Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главный. Корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми . От стеблевой части побега отходят придаточные корни . Они как будто дополняют основную корневую систему. Такая корневая система, где главный корень четко выражен, называют стержневой. Но если посмотреть на корневую систему овса, пшеницы, лука, то главного корня там не увидим, а увидим большое количество придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется мочковатой.
УЭ 4 Цель: изучить – устройство цветка. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, что такое цветоножка, цветоложе, венчик, чашечка, чашелистики, околоцветник, пестики, тычинки. Запишите вывод в тетрадь. На работу по изучению каждого критерия отводится 5 мин. по окончанию, которой, выполните задание учителя. Выполните задание в специальной тетради и листе контроля (УЭ - 4). Как разнообразны цветки растений и как непохожи они друг на друга. Но при всем внешнем различии все они имеют много сходства в строении. Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким стебельком - цветоножкой. Все части цветка располагаются на цветоложе. В большинстве цветков имеется венчик и чашечка. Венчик состоит из нескольких ярких лепестков. Чашечка состоит из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений, и то же время привлекает к цветку насекомых-опылителей. В цветке есть пестик и тычинки. Это главные части цветка, так как они участвуют в образовании плодов и семян. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Рыльцем называется верхняя уплощенная часть пестика, столбиком - средняя часть, завязью - нижняя, расширенная часть. Из завязи образуется плод. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике находится пыльца, обычно в виде желтого порошка. Цветки на растении могут располагаться одиночно и группами. Цветки, которые расположены по одному на стебле, например, как у мака или у тюльпана, называются одиночными цветками. Группы цветков, которые собираются на растении вместе в определенном порядке, называются соцветиями. В соцветия собраны цветки черемухи, сирени, яблони.

Лабораторная работа "Строение цветкового растения"

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.

Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела ("Modular instruction", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников.

П.А. Юцявичене под модулем понимает "целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности".

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:

  • цель усвоения модуля;
  • где найти учебный материал;
  • как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.);
  • как проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей .

Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала примерно 10 лет назад. Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В.В. Пасечника, В.М. Пакулова и др. по курсу "Человек и его здоровье" для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику "Биология. Человек" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитывала принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой). Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляла постепенно (только некоторые темы, только сильные ученики и т. д.). Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временем я пришла к выводу, что лучший результат в 8 классе дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д. (Например: на изучение темы "Кровеносная и лимфатическая системы" по программе отводится 6 часов, из них 4 часа - модульные уроки, 2 часа - традиционные; на изучение темы "Покровные органы. Терморегуляция" отводится 3 часа, из них - 1-2 часа - модульные уроки (см. ниже). Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д. Часть же тем в 8 классе изучается с применением других педагогических технологий.

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком "опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку. Получаешь удовлетворение на таких уроках.

Использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.

Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ .

КДЦ: изучить строение и функции кожи, волос, ногтей; усвоить гигиенические требования к наружным покровам с целью предупреждения кожных заболеваний и сохранения здоровья.

Модуль 1. Тема: "Строение, функции и гигиена кожи" (2 урока)

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. изучить строение и функции кожи, ногтей, волос;

2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи;

3. раскрыть механизм терморегуляции

УЭ-1 Цель:
  • Определите ваш исходный уровень о покровных органах организмов.
  • Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы урока.
  • Выполните тестовую работу по теме "Покровные органы".

Защитная функция покровов тела выражается

а) в защите от проникновения инородных веществ

б) в обмене веществ

в) в регулировании температуры тела

г) в предохранении от потерь воды

В процессе эволюции покровы тела животных

а) усложнялись

б) упрощались

в) не изменялись

г) приобретали новые образования

3) Найдите соответствие.

Классы животных:

2. Земноводные

3. Пресмыкающиеся

5.Млекопитающие

Характеристика покровов тела:

А) кожа голая, со слизистыми железами, постоянно увлажненная

Б) кожа сухая, без желез, покрытая пухом и перьями

В) кожа имеет железы, волосяной покров состоит их шерсти и подшерстка

Г) кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками

Д) кожа имеет железы, выделяющие слизь, покрытая костными чешуями

3. Ответьте на вопросы:

1) Каково происхождение перьев?

2) Какова природа волос?

4. Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1

Работайте самостоятельно в тетради.

Обсудите результаты в паре

УЭ-2 Цель: получить представление о строении, функциях и гигиене покровных органов.

1. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: "Покровные органы человека".

2. Записывайте в тетради основные положения лекции.

Делайте записи в тетради.

УЭ-3 Цель: самостоятельно изучить строение и функции кожи.
  1. Прочитайте п. 39 учебника (Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса).
  2. Изучите рисунки к этому параграфу.
  3. Заполните таблицу "Строение и функции кожи".

Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами.

УЭ-4 Цель: выяснить особенности ухода за кожей, ногтями и волосами, чтобы в будущем предотвратить заболевания и раннее старение кожи.
  1. Прочитайте параграф 40 учебника.
  2. Подготовьте (устно) ответы на вопросы к параграфу и обсудите в группе.

Ответьте на вопросы:

А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде?

Б) Как отражается на состоянии кожи девушки курение?

Работайте самостоятельно.

Обсудите в группе.

Фронтальная беседа.

УЭ-4 Цель: раскрыть механизм терморегуляции, уяснить значение ц.н.с. в выполнении этой функции.
  1. Прочитайте параграф 41 учебника.
  2. Ответьте на вопросы, страница 212.
  3. Используя текст учебника заполните таблицу

Обсудите ответы в паре.

Правильный ответ оценивается 1 баллом

Обсудите выполненное задание.

УЭ-5 Цель: проверить полученные знания по теме.

Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы.

Вариант 1.

1. Наружный слой кожи

б) гиподерма

в) эпидермис

2. Центр терморегуляции находится

а) в коре больших полушарий

б) в промежуточном мозге

в) в мозжечке

г) в продолговатом мозге

3. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже

а) уменьшается

б) не изменяется

в) увеличивается

4. Какой процесс происходит в потовых железах?

а) очистка тканевой жидкости

б) очистка крови

в) очистка лимфы

5. Секрет сальных желез

а) способствует теплоотдаче

б) смягчает эпидермис и волосы

в) защищает от ультрафиолетовых лучей

г) улучшает восприятие прикосновения

6. Гиподерма

а) препятствует охлаждению тела

б) осуществляет выделительную функцию

в) выполняет функцию амортизатора

г) содержит энергетический резерв

7. Особенности кожи, обеспечивающие терморегуляцию

а) наличие подкожной жировой клетчатки

б) способность изменять цвет под действием солнца

в) возможность образовывать пот

г) способность изменять просвет кровеносных сосудов

8. При понижении температуры окружающей среды

в) кровеносные сосуды кожи расширяются

г) потоотделение уменьшается

9. Причины кожных заболеваний

а) неправильное питание

б) прогулки не свежем воздухе

в) недостаток витаминов

г) гормональные нарушения

10. Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения.

Слои кожи: Структура слоев кожи:

А) эпидермис 1. сальные железы

Б) дерма 2. слой ороговевших клеток

В) гиподерма 3. потовые железы

4. рецепторы

5. пигментный слой клеток

6. жировая ткань

7. волосяные луковицы

8. кровеносные сосуды

Вариант 2.

1. Гиподерма состоит из

а) мертвого ороговевшего слоя

б) подкожной жировой клетчатки

в) живых делящихся клеток

2. Средний слой кожи

а) гиподерма

б) эпидермис

3. Функция пигментного слоя

а) обеспечивает чувствительность

б) удаляет продукты обмена

в) защищает от избытка ультрафиолетовых лучей

4. Под влиянием высокой температуры потоотделение

а) уменьшается

б) увеличивается

в) не изменяется

5. В слое дермы расположены

а) рецепторы

в) потовые железы

б) ороговевший слой клеток

г) сальные железы

6. Выделительная и дыхательная функции кожи

а) не пропускает воду из внешней среды

б) выделяет пот

в) поглощает кислород и выделяет углекислый газ

г) образует пигмент меланин

7. При повышении температуры окружающей среды

а) теплообразование усиливается

б) интенсивность обмена веществ повышается

в) потоотделение увеличивается

г) наблюдается расширение сосудов кожи

8. Форма потовой железы

а) шарообразная

б) трубочка

в) звездчатая

9. Для предотвращения появления угрей необходимо

а) следить за чистотой кожи

б) избегать жирной пищи

в) употреблять острые приправы

10.. Установите соответствие между функциями кожи и правилами гигиены.

Функции кожи:

А) теплорегуляция

Б) потоотделение

В) дыхательная

Г) выделение кожного сала

Правила гигиены:

1. умываться водой комнатной температуры;

2. регулярно мыть потеющие места;

3. обувь должна быть сухой и чистой, зимой теплой;

4. нельзя переохлаждаться, т.к. происходит сужение кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения;

5. нельзя использовать одежду из синтетических тканей

Проверьте правильность ваших ответов, используя приложение (или - УЭ-5 проверяет учитель).

Критерии оценки.

Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: "Гигиена кожи" (по страницам научно-популярной литературы)

Выполняйте работу самостоятельно.

Приложение

УЭ-1 1) а, в, г 2) а, г 3) 1. д, 2. а, 3 г, 4. б, 5. в

УЭ-4 Потоотделение уменьшается, сосуды кожи расширяются, тепло выделяется

Вариант-1

1. в 2. г 3. в 4. б 5. б 6. а, в, г 7. а, в, г 8. а, б. г 9. а, в, г 10. А) 2, 4, 5 Б) 1, 3, 4, 7, 8 В) 6

Вариант-2

1.б 2. в 3. в 4. б 5. а, в, г 6. а, б, в 7. в, г 8. б 9. а, б 10. А) 5 Б) 2, 3 В) 4, 5 Г) 1

Литература

  1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.
  2. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.

Урок 6.Химический состав

клетки. Вода и органические соединения.

Номер

Учебного

Элемент

Руководство по усвоению

Учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические функции воды.

Внимательно прочитайте

цель урока.

УЭ-1

Цель: выявите, какие химические элементы входят в состав клеток живых организмов, и определите их биологическое значение.

Выполните задание.

1.Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, какие к микроэлементам. Почему их так называют?

Н, К, В, Вр, О, Со, Си, Р, С,

Микроэлементы

макроэлементы

2.Элементарный состав в клетках организма человека и в окружающей среде (в % по массе)

а)Выпишите химические элементы, которые в сумме составляют 98% всего содержимого клетки.

б)Выпишите химические элементы, содержание которых в клетке исчисляется десятыми и сотыми долями процента. В сумме они составляют 1,9%.

в)Выпишите в качестве примеров названия нескольких элементов, которые содержатся в клетках в исключительно малых

количествах(меньше 0,01%).

г)Используя таблицу на с.27,ответьте на вопрос: каково значение для клетки: С,Н,О, .

3.О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой материи?

Прочитайте текст учебника А.А.Каменского. § 6.с.26.

Работайте индивидуально.

Заполните таблицу в тетради.

Правильный ответ оценивается

18 баллами.

Работайте с рисунками по заданию. Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского §6,с.26.Работайте в группе, вывод запишите в тетради. Правильный ответ-1балл.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-1-23 балла.

УЭ-2

Цель: изучите особенности строения воды, укажите ее биологические функции.

1.Выполните задание.

1.Известно, что большинство клеток более чем на 60-80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?

2.Перечислите биологические функции воды:

а)

б)

в)

3.Вставьте в текст пропущенные определения: «По отношению к воде вещества делятся на _________, и____________».

4.Выпишите гидрофильные и гидрофобные вещества в таблицу.

Гидрофильные

Гидрофобные

1.неорганические

2.органические

2.Обсудите результаты работы.

См. учебник 1,с.8.А.А.Каменского с. 29.Работайте в группе. Правильный ответ-1балл.

См.учебник Д.К.Беляева 1,с.10,А.А.Каменского с.29.Работайте в группе, ответ запишите в тетрадях. Правильный ответ-4 балла.

См. учебник Д.К. Беляева, 1,с.10.

А.А.Каменского с.29.Работайте индивидуально. Правильный ответ-1 балл.

См. учебник А.А.Каменского с. 30-31.Ю.М.Полянского 37,с.147.Работайте индивидуально. Правильный ответ-9 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по

УЭ-2-

15 баллов.

УЭ-3

1.Подведение итогов урока.

2.Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

32-39-оценку 4;»5-31-оценку-3; менее24-оценку 2.

2.Домашнее задание.

Если вы на уроке получили оценку-5,то вам дается творческое задание, приготовить сообщение «Вода-колыбель жизни». Если вы испытывали затруднения,допускали много ошибок, прочитайте еще раз §6,7 учебника А.А.Каменского.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка.

Сдайте тетради на проверку учителю.

Урок 7.Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями

строения и биологическими функциями углеводов и

липидов.

Внимательно

прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомьтесь с особенностями строения и

функциями углеводов.

1.Выполните задание.

Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их

свойства (растворимость, вкус).

Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза,

дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахари

Ды

Свойства:

Свойства:

Свойства:

2.Углеводы- важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

а)

б)

в)

г)

3.Демонстрация опыта при характеристике полисахаридов.

К раствору крахмала добавляют каплю спиртового раствора йода. Появляется синяя окраска. При нагревании окраска исчезает, после остывания вновь появляется.

Вывод: изменение окраски связано с изменением положения цепей в полимере.

4.Выполните тестовое задание.

1.В каких клетках содержится больше углеводов?

а) в растительных

б) в животных

в) одинаковое количество в тех и других клетках.

2.Какими свойствами обладают полисахариды?

а) хорошо растворимы в воде, сладкие на вкус.

б) плохо растворимы в воде, сладкие на вкус.

в) теряют сладкий вкус и способность растворяться в воде.

3.Животным крахмалом называют:

а) рибозу

б) лактозу

в) гликоген

4.Мономером крахмала является:

а) аминокислота

б) дезоксирибоза

в) глюкоза

5.Если вам дано 2 вещества и сказано, что одно из них глюкоза, а другое крахмал, каким из способов вы абсолютно точно сможете установить, где у вас глюкоза, а где крахмал?

а) по запаху

б) по растворимости в воде

в) по цвету.

Правильные ответы тестового задания:1-а;2-в;3-в;4-в;5-б.

5.Обсудите результаты работы.

См.учебник

А.А.Каменского,с.34-35.

Работайте

Индивидуально.

Правильный ответ-15 баллов.

См. учебник А.А. Каменского с.35-36.

А.О. Рувинского 5,с.35-36.

Правильный ответ-4 балла.

Крахмал, раствор йода.

лабораторное оборудование.

См.учебник А.А.Каменского с.34.

с.35.учебника

С.35 учебника А.А.Каменского.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-1-24 балла

УЭ_2

Цель: познакомьтесь с органическими соединениями-липидами; выявите их биологические функции.

1.Выполните задание. Из перечисленных органических соединений выпишите липиды и их производные: лактоза, гликолипиды, аминокислоты, сахароза, половые гормоны, витамин А, рибоза, витамин Д, дезоксирибоза, холестерин.

2.Перечислите основные биологические функции липидов:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

2.Обсудите результаты работы.

См.учебник А.А.Каменского§10,с.37-38.Работайте индивидуально. Правильный ответ-5 баллов

См.учебник А.А.Каменского§10,с.39.

Правильный ответ-7 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ--12 баллов

УЭ-3

1.Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.

3.Домашнее задание.

Если за работу вы получили оценку «5»,то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз §9,10 в учебнике А.А.Каменского

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку.

Урок 8.Строение и функции белков.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы с учебником вы должны познакомиться со строением белковой молекулы,выявить биологические функции белков.

УЭ-1

Цель: познакомьтесь с особенностями строения белковой молекулы.

1.Выполните задание.

Выясните, какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка- природного полимера:

а) глюкоза

б) аминокислота

в) фруктоза

2.Запишите в общем виде формулу аминокислоты. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала.

3.В состав белков входит всего 20 аминокислот, однако многообразие белков бесконечно. Чем это объясняется?

4.Укажите в предложенном ниже дипептиде пептидную связь.

2.Обсудите результаты работы.

Прочитайте текст учебника

А.А.Каменского,§11,

с.40.Работайте индивидуально.

Правильный ответ-1 балл.

См. учебник Д.К.Беляева §3,с.15,рис.5.

Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-4 балла.

см.учебник А.А.Каменского §11,с.40.Ю.И.Полянского,

§38,с.150

Работайте в группе

в тетради.

Правильный ответ-3 балла.

УЭ-2

Цель: познакомьтесь со структурной организацией белковой молекулы и ее свойствами.

1.Выполните задание.

Молекулы белка имеют большую молекулярную массу. В клетке содержится огромное количество самых разнообразных белков. Как в микроскопической клетке может уместиться множество таких крупных молекул?

2.На рисунке схематично изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура и запишите их названия.

3.Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

2.Обсудите результаты работы.

Работайте индивидуально в тетради. См.учебник Ю.И.Полянского,§38,с.150. Правильный ответ-1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §11,с.43 или Д.К.Беляева,с.19.Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского§11,с.43 или Ю.И.Полянского §39,с.153.Правильный ответ-2 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-2-7 баллов.

УЭ-3

Цель: познакомьтесь с функциями белков.

1.Выполните задание.

1.Белки в клетке выполняют много жизненно важных функций. Перечислите их:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

2.В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Какова их химическая природа? Какую роль в клетке они выполняют?

3.Используя рисунок16 учебника А.А.Каменского, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата.

4.Одно из важнейших свойств ферментов -специфичность действия. Это означает, что один фермент катализирует одну реакцию или группу сходных реакций. Чем это объясняется?

5.Ферменты активны лишь при определенных условиях: температуре, РН среды, концентрации солей. Почему при изменении РН среды ферменты теряют активность? Какая реакция среды в желудке человека обеспечивает активность ферментов?

2.Обсудите результаты работы.

См.учебник А.А.Каменского§11, с.43-46

Работайте в тетради индивидуально. Правильный ответ-7 баллов.

См.учебник А.А.Каменского с.44.Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-2 балла.

Работайте в группе в тетради. Правильный ответ-3 балла.

См.учебник Ю.И.Полянского,§39,с.154-155.Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-5 баллов.

См.учебник А.А.Каменского,с.44,47,

Ю.И.Полянского,с.153.и А.С.Батуева «Человек»,

С.104.Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-4 балла

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-3-21 баллов.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

4.Домашнее задание: Если вы получили оценку «5»,то вы освобождаетесь от задания; Испытывали затруднения, допускали много ошибок- прочитайте учебник А.А.Каменского§11ответьте на вопросы с.43 -46.

Индивидуально.

Ваша оценка.

Урок 9.Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

Учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями нуклеиновых кислот (НК) и особенностями строения молекулы ДНК.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: познакомиться с особенностями строения и свойствами молекулы ДНК.

1.Выполните тестовое задание:

1.Кто из биологов впервые описал нуклеиновые кислоты:

Б)Уилкинс

2.Известно,что НК- природные полимеры. Что является мономером НК?

А)Аминокислота

Б)Глюкоза

В)Нуклеотид

3.Какие ученые впервые предложили модель молекулы ДНК(двойная спираль)?

А)Тимофеев-Ресовский

Б)Уотсон и Крик

В)Чаргафф

4.Как называется каждая из цепей ДНК?

А)Полипептид

Б)Полинуклеотид

В)Полисахарид

5.Наследственная информация закодирована в молекуле ДНК в виде последовательности:

А)Аминокислот

Б)Простых углеводов

В)Нуклеотидов

2.Выполните следующие задания:

1.Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида ДНК.

2.Укажите 4 типа азотистых оснований, характерных для молекулы ДНК.

3.В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь

А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А

4.Определите,какой процесс изображен на схеме.

А- -Т А- -Т

Т- -А + Т- -А

Правильные ответы тестового задания.

1-В;2-В;3-Б;4-Б;5-В.

Правильный ответ на каждый вопрос тестового задания оценивается в 1 балл.

Работайте индивидуально в тетради.

Внимательно прочитайте соответствующий текст учебника А.А.Каменского «Общая биология»

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.48 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.53 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.50 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.50 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

Работайте индивидуально.

См. учебникиА.А.Каменского§12 с.48 рис.17 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

106-107 рис.3.6.

Правильный ответ-3 балла.

См.учебникиА.А.Каменского§12 с.49 рис.18 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

106-107 рис.3.7.

Правильный ответ-4 балла.

См. учебник А.А.Каменского§12 с.50

Правильный ответ-4 балла.

См. учебник А.А.Каменского§12

Правильный ответ-4 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов за работу УЭ-1-20 баллов

УЭ-2

Цель: познакомиться с особенностями строения и видами РНК. Сравнить молекулы ДНК и РНК.

1.Выполните задания.

1.Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида РНК.

2.Укажите 4 типа азотистых соединений, характерных для молекулы РНК.

3.Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК. Данные внесите в таблицу.

Сходства молекул ДНК и РНК

Различия

4.Заполните таблицу:

Основные виды РНК

См.учебник А.А.Каменского §12 с.51.Работайте индивидуально. Правильный ответ-1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §12 с.51.Работайте индивидуально.

Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского §12.Работайте в группе. Правильный ответ-7 баллов.

См.учебник А.А.Каменского §12,с.51-52.Работайте в группе. Правильный ответ-4 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов

За работу по УЭ-2-16 баллов.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Если вы набрали итоговое количество баллов от:32-36 баллов, то ваша оценка -«5»,если 28-31,то оценка «4»,17-27,то ваша оценка «3»,менее 16 баллов- оценка «2».

4.Домашнее задание: Если вы получили оценку «5»,то вы освобождаетесь от задания; Испытывали затруднения, допускали много ошибок- прочитайте учебник А.А.Каменского§12ответьте на вопросы с.52-53.

Индивидуально.

Ваша оценка.

Урок 10.АТФ и другие органические вещества.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: определить исходный уровень знаний (входной контроль)

Запишите в тетради дату и название изучаемой темы.

Выполните задание.

1.Задача.

Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:

Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

а) Укажите строение противоположной цепи.

б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

2.Задача:

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т

1.Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК

2.Объясните,каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

3.Какова длина (нм) этого фрагмента ДНК?(Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК)

4.Сколько (в %)содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

3.Задача.В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) Сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) Какова длина ДНК.

Реши задачи самостоятельно в тетради.

Правильный ответ-3 балла.

Максимальный балл-9 баллов

УЭ-1

Цель: познакомиться с особенностями строения АТФ и ее функциями.

Выполните следующие задания.

1.Укажите названия составных частей молекулы АТФ.

2.Что можно сказать о химической структуре АТФ?

3.В чем отличие АТФ от обычных нуклеотидов?

а)

б)

4.Какую функцию выполняет АТФ в клетке? Где место ее образования?

2.Обсудите результаты работы.

Внимательно прочитайте цель урока.

См.учебник Ю.И.Полянского§42,с.163,или А.А.Каменского§13,с.54.

Работайте в тетради индивидуально. Правильный

Ответ-3 балла.

См.учебник А.А.Каменского§13,или Ю.И.Полянского§42,с.163.

Работайте в группе.

Правильный ответ -1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §13,с.53,или А.О. Рувинского §7,с.45.Работайте в группе.

Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского§13,с.53.

Работайте индивидуально. Правильный ответ-2 балла.

Вместе с классом.

Максимальное количество

баллов за работу по УЭ-1-9 баллов.

УЭ-2

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

28-26баллов,то ваша оценка «5»,от25-23баллов - «4»,22-20баллов - «3», менее19 баллов, то «2».

4.Домашнее задание: если вы получили оценку «5»-освобождаетесь от домашнего задания; испытывали затруднения повторите 13 А.А.Каменского.

Под влиянием ферментов молекула АТФ подвергается гидролизу, при этом освобождается энергия(40 кДЖ).

1-й этап:АТФ+Н2О=АДФ=Н3Ро4

Проводится индивидуально.

Ваша оценка.

Сдайте тетради на проверку учителю в индивидуальном порядке.

МБОУ «Усть-Мутинская средняя общеобразовательная школа»

Модульный урок по биологии

«Химический состав клетки. Вода и органические соединения.»

Составила учитель биологии

МБОУ «Усть-Мутинская СОШ»

Санкова Марина Николаевна

С.Усть-Мута,2011 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: