Возмещение расходов по обязательному социальному страхованию. Расходы на страхование в бухгалтерском учете. Учет расходов и возмещения при ликвидации автомобиля после ДТП

При ведении бизнеса неизбежно возникают разнообразные риски. Для того, чтобы снизить негативный эффект от них, используется, в частности, механизм страхования. Рассмотрим, по каким правилам отражаются расходы на страхование в бухгалтерском учете.

Расходы на страхование и его основные виды

Данные расходы выражаются в виде оплаты страховой премии, т.е. вознаграждения страховщику за его услуги (ст. 954 ГК РФ). В зависимости от условий договора она может выплачиваться единовременно или в рассрочку.

Предприятие в своей деятельности может применять разные виды страхования:

  • Личное (жизни и здоровья своих работников).
  • Имущественное – в части рисков гибели или повреждения имущества компании.
  • Ответственности, к которому, в частности, относится всем известное ОСАГО.
  • Иных рисков (финансовые, правовые, технические и др.).

Страхование в бухгалтерском учете (БУ)

Для учета расчетов по обязательному и добровольному страхованию используется сч. 76 , к которому открываются отдельные субсчета.

Когда производится оплата страховой премии, бухгалтерские проводки будут такими:

ДТ 76 – КТ 51 (50) - оплачена сумма премии

Данные услуги не облагаются НДС , поэтому и проводок по налогу здесь не будет (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С точки зрения БУ страховая премия относится к «обычным» расходам (п. 5, 6 ПБУ 10/99). Договор может иметь срок действия, охватывающий несколько отчетных периодов. Действующие нормативные документы не содержат конкретных указаний о том, как в этом случае следует учитывать затраты – сразу, или распределяя по периодам. Организация может сама определить методику, отразив выбранный вариант в учетной политике.

Для первого варианта, когда сразу списывается вся страховая премия, проводки будут следующими:

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 76 – сумма отнесена на затраты полностью.

Счет учета затрат выбирают, исходя из того, к какой категории активов относится застрахованный объект.

Если принято решение распределять затраты на несколько периодов, то следует использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» . Та часть премии, которая относится к первому месяцу действия договора, списывается таким образом, как показано выше. Оставшаяся часть премии распределяется по месяцам до истечения срока полиса:

ДТ 97 – КТ 76.1 – оставшаяся часть отнесена на РБП,

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 97 – ежемесячное отнесение на затраты.

При возникновении страхового случая предприятие получает страховое возмещение. Проводки в бухгалтерском учете будут такими:

ДТ 76 – КТ 91.1 – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76 – получены денежные средства от страховщика.

Таким образом, возмещение по страховому полису с точки зрения БУ является прочими доходами.

Учет затрат в данном случае не зависит от вида договора или объекта. Это могут быть бухгалтерские проводки по страхованию автотранспорта, грузов, личному и т.п.

Исключением являются обязательные страхвзносы во внебюджетные фонды . Они учитываются в особом порядке (по сути их можно считать платежами, аналогичными налогам) и в данной статье не рассматриваются.

Пример

Предприятие приобрело полис ОСАГО для принадлежащего ему легкового автомобиля. Срок действия полиса – 1 год, стоимость – 2400 руб. В учетной политике указано, что затраты, связанные с ОСАГО, отражаются с использованием сч. 97 «РБП». Автомобиль попал в аварию, ущерб в сумме 10 тыс. руб. был возмещен страховой компанией виновника ДТП. По договору ОСАГО проводки в бухгалтерском учете следующие:

ДТ 76.1 – КТ 51 (2 400 руб.) – оплачен полис ОСАГО сроком на 1 год;

ДТ 26 – КТ 76.1 (200 руб.) – списаны расходы за первый месяц действия полиса (2400 / 12 мес.);

ДТ 97 - КТ 76.1 (2 200 руб.) – остаток премии отнесен на РБП;

ДТ 26 – КТ 97 (200 руб.) – ежемесячное списание;

ДТ 26 – КТ 60 (10 000 руб.) – расходы на ремонт после ДТП;

ДТ 76.1 – КТ 91.1 (10 000 руб.) – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76.1 (10 000 руб.) – получено возмещение от страховщика.

Особенности налогового учета страхования (НУ)

Правила НУ здесь существенно отличаются от правил БУ:

  1. Учет расходов можно начинать только после оплаты премии страховщику.
  2. Сразу списать затраты можно только, если срок действия договора находится «внутри» отчетного периода по налогу на прибыль , т.е. квартала. Если же договор является долгосрочным, то затраты нужно распределять равномерно в течение срока его действия (п. 6 ст. 272 НК РФ)
  3. Налоговый учет содержит ограничения по затратам, которые можно признать по обязательным видам страхования, например, по ОСАГО, только в пределах установленных норм – страховых тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). По добровольным видам расходы учитывают в фактическом размере (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Чтобы свести к минимуму отклонения между двумя видами учета, целесообразно для БУ по долгосрочным договорам использовать счет 97. В этом случае, при соблюдении лимитов затрат, налоговые разницы не возникают.

Вывод

Расходы на страхование в бухгалтерском учете можно отражать единовременно, или распределяя их на весь период. Чтобы свести к минимуму налоговые разницы, лучше использовать второй вариант.

Расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обеспечиваются из средств, формируемых за счёт уплаты соответствующих страховых взносов. Правоотношения по данному обязательному социальному страхованию регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С 01 января 2010 года правила назначения и выплаты пособий значительно изменились.
Участниками правоотношений по обязательному социальному страхованию являются:
- Страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Страхователь — организации, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам;
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Порядок учёта и расходования средств обязательного социального страхования, утверждённый Постановлением ФСС РФ от 09 марта 2004 г. № 22, действовал до августа 2010 года. Постановлением ФСС РФ от 05 августа 2010 г. № 157 «О признании утратившим силу Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 22» он был отменён.
Наряду с указанным документом с 01 января 2010 года, чтобы получить от территориальных органов ФСС средства на выплату страхового обеспечения, страхователи обязаны представить в фонд необходимые документы. Их перечень утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04 декабря 2009 № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения».

А что в перечне?

Итак, для получения возмещения расходов на обязательное социальное страхование страхователь обязан представить в территориальное отделение ФСС следующие документы:
1. Письменное заявление страхователя. Оно имеет свободную форму, и там обязательно должны быть указаны следующие данные:
- Наименование и адрес предприятия, Ф. И. О., паспортные данные, адрес постоянного места жительства физического лица;
- Регистрационный номер страхователя в территориальном фонде социального страхования;
- Требуемая сумма;

Например:

2. Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на
обязательное социальное страхование. Форма 4-ФСС РФ (утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.11.2009 г. № 871н). Расчёт предоставляется за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения;
3. Копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (листки нетрудоспособности, справки, приказы, заявления). Все документы должны быть соответствующим образом заверены страхователем.

Представил документы - получил возмещение?

Казалось бы, страхователь исполнил все требования страховщика и обратился за возмещением средств, потраченных на выплату пособий работникам, предоставив Фонду все подтверждающие расходы документы. В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ Фонд выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Однако пункт 4 статьи 4.6. Федерального закона № 255-ФЗ содержит оговорку о возможности проведения проверки, в том числе и выездной, при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Итак, для того, чтобы убедиться в правильности произведённых страхователем выплат в пользу застрахованных лиц Фонд имеет право провести проверку, в том числе и выездную, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. Если специалистами фонда в ходе проверки будут выявлены нарушения законодательства о социальном страховании, то выносится решение о непринятии таких расходов к зачёту в счёт уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Оно должно быть мотивированным и может быть обжаловано страхователем в вышестоящий орган страховщика или в суд.
Как показывает практика, обращение к вышестоящему органу страховщика не приносит результатов. Поэтому можно воспользоваться нормами пункта 2 статьи 54 Закона № 212-ФЗ, которые позволяют обратиться в оба органа одновременно. Не возбраняется и последовательная подача жалоб. В таком случае жалоба сначала подаётся в вышестоящий орган, и только после её рассмотрения следует обращаться в суд.
Среди прочих, закон предусматривает обязанность страхователя предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (пп. 6 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ).
Итог таков: страхователю нужно строго соблюдать порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию, представлять по требованию специалистов ФСС все необходимые документы, и только тогда страхователь сможет реализовать своё право на возмещение из бюджета Фонда затраченных средств.

Зачем такие сложности?

В конце октября текущего года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2010 г. № 257-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год», которым утверждён отчёт об исполнении бюджета ФСС РФ за 2009 год. Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 440,0 млрд рублей, или 97,4% от прогнозируемых утверждённых показателей, и по расходам в сумме 448,5 млрд рублей, или 99% от указанных показателей.
По данным отчёта, в 2009 году значительно возросли расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию. Рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по сравнению с 2008 годом составил 12,8%, их сумма — 149 058,3 млн рублей; пособия по материнству и детству выросли на 30,7% и составили 137 084,9 млн рублей. Расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в целом составили 52 905,7 млн рублей.
В целом, превышение расходов бюджета Фонда над доходами (дефицит) составило 8 млрд рублей.
Поскольку именно страхователь осуществляет выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, то он вынужден принимать строгие меры контроля в отношении этих выплат.

Немного посчитаем

Для того, чтобы стало ясно, как возник дефицит средств на выплату социального обеспечения, приведём пример.
ООО «Гратис» применяет общую систему налогообложения.
Рассмотрим пример для одного отдельно взятого работника. За 9 месяцев 2010 г. база для исчисления страховых взносов составила 135 000 рублей. Исчислено взносов: 135 000 * 2,9% = 3915,00 рублей.
Предположим, что работник за 9 месяцев был болен 1 раз в течение 15 календарных дней. Его средний дневной заработок, исчисленный для назначения пособия, составил 547,95 руб. Этот показатель ниже максимального среднего дневного заработка, который составляет:
415 000 руб. : 365 дн. = 1136,99 руб.
Если стаж работника превышает 8 лет, тогда пособие назначается ему в размере 100%.
Сумма пособия за весь период нетрудоспособности равна:
547,95 руб. x 15 дн. = 8 219,25 руб.
В соответствии с законом первые 2 дня болезни сотрудника страхователь оплачивает за счёт собственных средств, остальные — за счёт средств Фонда социального страхования.
Доля пособия, возмещаемая за счёт ФСС России, равна:
547,95 руб. x 13 дн. = 7123,35 руб.
Исходя из рассчитанных данных, можно сделать вывод о том, что для полного покрытия страховой выплаты страховыми взносами работник должен перед наступлением страхового случая отработать не менее 16 месяцев.
Однако законодатель не связывает наступление страхового случая с периодом работы застрахованного лица. Трудовой стаж влияет только на размер выплаты, а не на получение страхового обеспечения.
И это ещё одна причина пристального внимания специалистов фонда социального страхования к расходам на выплату пособий страхователями.

Вернуть или зачесть

Несмотря на сложности законодательства и отсутствие в нём статичности налогоплательщик обязан приспосабливаться к его изменениям. Например, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04 декабря 2009 г. № 951н, в котором сказано, какими документами страхователям-работодателям следует оправдывать расходы на обязательное социальное страхование, и обращено внимание на то, что специалисты ФСС имеют право затребовать и другие документы, подтверждающие законность и целесообразность понесённых расходов.
Если сумма начисленных пособий на обязательное социальное страхование превышает взносы в ФСС России, у страхователя есть два способа избавиться от возникшей переплаты:
- зачесть превышение в счёт предстоящих платежей по страховым взносам, поступаемым в ФСС России;
- обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты пособия. Такие правила предусмотрены частью 1 статьи 26 Закона от 24 декабря 2009 г. №212-ФЗ, частью 2 статьи 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ.

Зачёт суммы взносов осуществляется на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению органа контроля за их уплатой. Этот вывод следует из пунктов 6,7 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ. Форма заявления о зачёте сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 декабря 2009 г. № 979н. Для зачёта страхователю придётся написать заявление по форме 22-ФСС РФ. В течение 10 дней с момента подачи заявления страховщик примет решение о зачёте сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов по форме 25-ФСС РФ.
Причём возможность вернуть или зачесть сумму превышения расходов на социальное страхование над взносами, подлежащими к уплате, можно за определённый месяц, не дожидаясь окончания квартала. Такие разъяснения содержатся в Письме ФСС от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917. Если расходы на выплату пособий (больничных, декретных, детских) в определённом месяце превысили сумму взносов в ФСС, начисленных за этот период, страхователь имеет право обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за необходимыми средствами в порядке, установленном статьёй 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Организация — страхователь также может зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счёт предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования.

Материалы предоставлены редакцией журнала

Добрый день! ООО (подрядчик) заключило договор подряда с заказчиком на строительство объекта. По условиям договора общество осуществляет страхование рисков, гражданской ответственности перед третьими лицами и имущества заказчика. Согласно договору со страховой компанией подрядчик производит оплату страховой премии, которая освобождена от НДС. Подрядчик относит страховую премию ежемесячно на затраты Дт. 20 счета. Подрядчик (OOO) составляет КС-2 и КС-3 на компенсацию затрат с НДС. По моему мнению, сумму которую подрядчику возместят, подрядчик должен включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС. Заказчик отказывается оплачивать сумму НДС мотивируя тем, что подрядчик оплачивал страховку без НДС. Вправе ли подрядчик начислять НДС на компенсацию затрат по страхованию? Если нет, то как отразить эти операции в налоговом и в бухгалтерском учете? Что является обоснованием, что эта компенсация не является доходом? Спустя некоторое время (другой налоговый период март 2015 г.) заказчик предлагает исключить из сметы (стоимость договора) страхование и составить доп.соглашение где укажет, что компенсирует страх. вознаграждение без НДС. Как правильно отразить подрядчику в бухгалтерском и в налоговом учете, чтобы не занизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС?

Ответ

В соответствии со ст. 709 ГК РФ, цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение. К издержкам подрядчика относятся все его расходы, которые так или иначе связаны с исполнением договора подряда. К таким расходам относятся и расходы без НДС, например, расходы на страхование. Да мало ли иных расходов, которые подрядчик может нести без НДС: субподрядчики на упрощенке, расходы на охрану объекта и т.п. Все эти расходы – это издержки подрядчика, которые покрываются ценой договора. Любые иные компенсации, предусмотренные сверх цены, экономически также являются ни чем иным, как частью цены договора. В соответствии с п.1 ст. 168 НК РФ, сумма НДС предъявляется дополнительно к цене договора. По отдельным составляющим цены договора налог не исчисляется. Таким образом, подрядчик должен выставить заказчику цену договора, увеличенную на сумму НДС, не зависимо от того, нес он расходы облагаемые налогом или необлагаемые. Такое же мнение выразил Минфин РФ в письме от 30 декабря 2008 г. N 03-07-11/390.

Организация выставляет заказчику документы на возмещение расходов по страхованию. У страховой компании услуги были приобретены без НДС. Особенности налогообложения НДС данных расходов.

Вопрос: Выставляем заказчику документы на возмещение расходов по страхованию (мы приобретаем у страховой компании без НДС). В каком виде мы должны выставить заказчику с НДС или без? И как оформить данное возмещение в бухгалтерском и налоговом учете.

Ответ: Согласно позиции Минфина компенсацию дополнительных затрат, возникших при исполнении договора, которую заказчик выплачивает подрядчику, надо включать в налоговую базу по НДС.

В бухгалтерском учете отразите так:

Дебет 62 (76) Кредит 90-1 - отражены расходы, возмещаемые заказчиком;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС со стоимости возмещения;

Дебет 51 Кредит 62 (76) - поступила от заказчика компенсация расходов.

В налоговом учете отразите в расходах затраты на страхование и в доходах компенсацию, полученную от заказчика.

Есть аргументы, позволяющие не платить НДС с компенсаций дополнительных расходов, которые возмещаются заказчиком сверх цены договора. Они заключаются в следующем.

Если дополнительные расходы не включены в стоимость основных работ по договору и возмещаются заказчиком отдельно в сумме фактических затрат, то сумму компенсации нельзя квалифицировать как выручку от реализации. Дело в том, что при возмещении дополнительных расходов к заказчику не переходят права собственности на какие-либо товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные подрядчиком (исполнителем) в качестве компенсации дополнительных расходов, выручкой не признаются и объектом обложения НДС не являются (п. 1 ст. 146 НК РФ). Такой вывод подтверждает арбитражная практика.

Однако, учитывая позицию финансового ведомства, правомерность исключения из налоговой базы по НДС суммы дополнительных расходов, возмещаемых заказчиком, организации придется доказывать в суде.

Обоснование

Должен ли подрядчик платить НДС с компенсации дополнительных расходов, которую заказчик выплатил сверх цены основного договора

Должен, только если объект основного договора облагается НДС.

НДС облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база увеличивается на все суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В связи с этим компенсацию дополнительных затрат (например, командировочных или транспортных расходов), возникших при исполнении договора, которую заказчик выплачивает подрядчику, включите в налоговую базу по НДС. Причем независимо от того, были ли эти расходы сразу предусмотрены в договоре (первоначальной смете), или счет на их оплату выставлялся отдельно. На сумму компенсации составьте отдельный счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрируйте его в книге продаж.

Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 апреля 2015 г. № 03-07-11/22989 , от 22 октября 2013 г. № 03-07-09/44156 , от 15 августа 2012 г. № 03-07-11/300 и 14 октября 2009 г. № 03-07-11/253 .

Исключением являются компенсации, которыми заказчик возмещает подрядчику (исполнителю) стоимость утраченного или поврежденного имущества. В Минфине России признают, что такие суммы не связаны с оплатой реализованных работ (услуг). Поэтому включать их в налоговую базу по НДС не нужно (письмо Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-07-11/30128).

Товары или услуги, которые подрядчик реализует по основному договору, могут не подпадать под НДС. Например, если место реализации не Россия или когда основная операция освобождена от налогообложения . В таких ситуациях с компенсации дополнительных расходов тоже не нужно платить НДС. Это следует из положений статьи 162 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении компенсации дополнительных расходов, понесенных исполнителем (подрядчиком)

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с ООО «Производственная фирма "Мастер"» (исполнитель) договор на выполнение пусконаладочных работ газового оборудования. Цена договора - 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). Кроме того, стороны заключили соглашение о том, что заказчик возмещает исполнителю командировочные расходы сверх цены основного договора. Сумма командировочных расходов сотрудников «Мастера», привлеченных к исполнению договора, составила 30 000 руб. (в т. ч. НДС - 4000 руб. (часть расходов НДС не облагается)).

После подписания акта приемки-передачи выполненных работ «Альфа» перечислила «Мастеру» оплату в размере 118 000 руб. и возместила командировочные расходы в сумме 30 000 руб.

При начислении НДС с компенсации командировочных расходов бухгалтер «Мастера» руководствовался позицией Минфина России.

В бухучете организации сделаны следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
- 30 000 руб. - выданы сотруднику деньги под отчет;

Дебет 20 Кредит 71
- 26 000 руб. (30 000 руб. - 4000 руб.) - учтены командировочные расходы;

Дебет 19 Кредит 71
- 4000 руб. - учтен НДС по командировочным расходам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 4000 руб. - принят к вычету НДС по командировочным расходам;

Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации выполненных работ;


- 18 000 руб. - начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 62 Кредит 90-1
- 30 000 руб. - отражена стоимость командировок, возмещаемая заказчиком;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 4576 руб. (30 000 руб. х 18/118) - начислен НДС со стоимости возмещения;

Дебет 51 Кредит 62
- 148 000 руб. - поступила от заказчика оплата выполненных работ с учетом компенсации командировочных расходов.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Мастера» включил в состав доходов выручку от реализации выполненных работ (с учетом компенсации командировочных расходов) за вычетом НДС - 125 424 руб. (148 000 руб. - 18 000 руб. - 4576 руб.).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие подрядчикам (исполнителям) не платить НДС с компенсаций дополнительных расходов, которые возмещаются заказчиком сверх цены договора. Они заключаются в следующем.

Если дополнительные расходы (например, командировочные расходы исполнителя, расходы покупателя на устранение недостатков поставленных товаров и т. п.) не включены в стоимость основных работ по договору (первоначальную смету) и возмещаются заказчиком отдельно в сумме фактических затрат, то сумму компенсации нельзя квалифицировать как выручку от реализации. Дело в том, что при возмещении дополнительных расходов к заказчику не переходят права собственности на какие-либо товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные подрядчиком (исполнителем) в качестве компенсации дополнительных расходов, выручкой не признаются и объектом обложения НДС не являются (п. 1 ст. 146 НК РФ). Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, определения ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. № ВАС-12036/09 , от 14 июня 2007 г. № 6950/07 , постановления ФАС

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: