Жан батист валлен деламот биография. Валлен-деламот жан батист мишель. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот

Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламо́т (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe ; , Ангулем , Франция - 7 мая , там же) - французский архитектор , первый в России профессор архитектуры.

Учился у своего кузена архитектора Ж. Ф. Блонделя .

По возвращении во Францию в начале 1753 года Валлен-Деламот обосновался в Париже и до 1756 года, когда дядя его скончался, работал под началом последнего (Франсуа Блондель много строил в Париже, Руане и Женеве). Среди редких следов деятельности Валлена-Деламота во Франции - описание проекта площади Людовика XV , опубликованное в 1754 году в журнале «Mercure de France » .

Профессор Российской Академии художеств

Возвращение во Францию

В 1775 году Валлен-Деламот покидает Россию и возвращается во Францию . Живёт в Лионе , где проектирует и строит собственный дом. Но в связи с тяжёлой болезнью и обнищанием он в начале 1782 года вынужден был переехать в родной город Ангулем , где и прожил свои последние годы до кончины 7 мая 1800 года .

Проекты

Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Сохранившийся во Франции архив его работ даёт возможность оценить творчество зодчего . Возведённые по проектам Валлен-Деламота здания - характерные образцы раннего русского классицизма , в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс. В творческом почерке мастера угадывается стремление к палладианству .

  • Большой Гостиный двор ( -)
  • Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте ( -)
  • Дворец графа К. Г. Разумовского ( -)
  • Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762-1768) (см. Мариинский дворец)
  • Здание Академии художеств ( - совместно с А. Ф. Кокориновым)
  • Проект фасадов Новой Голландии и её арки ( - , совместно с С. И. Чевакинским)
  • Малый Эрмитаж ( - совместно с Ю. М. Фельтеном)
  • Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади ( -)
  • Юсуповский дворец на Мойке 1770-е
  • гетманский дворец (не сохранился) в городе Почепе Брянской области (1760-е)
  • Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва (1760-е)

Напишите отзыв о статье "Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель"

Примечания

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель

Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году, в городе Ангулем во Франции. Он происходил из рода Ламот, известного с XIII века. По материнской линии его родственниками был род Блонделей, среди которых было много французских архитекторов. По протекции дяди Жака Франсуа Блонделя Жан Батист поступил во французскую академию в Риме, которую окончил в 1753 году. Это было время раскопок Помпеи, когда зодчие вдохновлялись архитектурой античной Эллады и Рима. Молодой Валлен-Деламот участвовал в одном из престижных конкурсов на оформление центральной площади Парижа - площади Людовика XV (ныне площадь Согласия).

В 1758 году Жаку Франсуа Блонделю было поручено составление проекта для здания только что основанной в Санкт-Петербурге Академии художеств. К этой работе он привлёк Жана Батиста Валлен-Деламота. Выполненный проект в Россию повёз именно он. Причиной отъезда из Франции стало также событие личного характера. Возлюбленная молодого зодчего Сюзанна Мария Скаль вышла замуж за близкого друга Валлен-Деламота Луи Платтена. Отъезд из Франции помог архитектору пережить неудачу.

Договор с русским послом во Франции М. П. Бестужевым-Рюминым Ж. Б. Валлен-Деламот подписал 18 июня 1759 года. Согласно этому документу он направлялся в Россию для занятия должности архитектора в Московском университете и Академии Художеств. Контракт заключался сроком на три года. Кроме работы непосредственно по специальности, в его обязанности включалось обучение архитектуре российских студентов.

К моменту переезда в Россию француз уже был членом Флорентийской и Болонской академий. Но богатого строительного опыта у зодчего не было.

Живя в Санкт-Петербурге, Валлен-Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, был членом канцелярии дворцов и садов Екатерины II. Был первым преподавателем архитектуры в Академии Художеств. С 1765 года стал членом совета Академии, в 1769 - её адьюнкт-ректором по архитектуре. Валлен-Деламот стал первым архитектором, работавшим в Санкт-Петербурге в стиле классицизма, стал основателем русского классицизма.

Валлен-Деламот приехал в Петербург, когда здесь велось активное строительство общественных зданий. Архитектор сразу же включился в эту работу. Первой заботой Валлен-Деламота стал Большой Гостиный Двор (1761-1785), который уже начал проектировать архитектор Ф. Б. Растрелли . Но тот создал проект фасада в вышедшем из моды стиле барокко. Валлен-Деламот сохранил общий план и композицию предшественника, но упростил фасады.


Деятельность Валлен-Деламота прекращалась в 1762 году, когда император Пётр III отстранил его он работы. Архитектор был обвинён в присвоении чужого замысла при работе над Гостиным Двором. Но весьма скоро Екатериной II француз был реабелитирован. После этого Валлен-Деламот предложил новый проект Гостиного Двора, принятый в итоге императрицей.

Валлен-Деламот работал и на частных заказчиков. В 1762-1766 годах он заканчивал начатое Кокориновым строительство дворца графа Разумовского . В 1762-1768 годах Валлен-Деламотом был построен дворец для графа И. Г. Чернышёва, на месте, где с 1840-х годов располагается Мариинский дворец . Валлен-Деламот перестраивал дом И. И. Шувалова (Юсуповский дворец). Предполагают, что француз является также автором проекта усадьбы Александрино (пр. Стачек, 162).

В 1763-1783 годах зодчий занимался строительством католического костёла Святой Екатерины . Здесь архитектор продолжал работу, начатую Антонио Ринальди . В конце 1763 года Валлен-Деламот совместно с Кокориновым начал строительство здания Академии Художеств . С 1764 года по проекту архитектора возводилось здание Малого Эрмитажа . А до этого для Екатерины II он оформлял интерьеры соседнего Зимнего дворца .

С 1765 года Валлен-Деламот вместе с архитектором С. И. Чевакинским участвовал в строительстве зданий Новой Голландии , он стал автором её знаменитой арки.

Ж. Б. Валлен-Деламот активно занимался преподавательской деятельностью. В его учениках числились В. И. Баженов , И. Е. Старов .

Сюзан Мари Скаль овдовела в 1771 году. Несмотря на то, что Жану Батисту было уже 42 года, он отправился во Францию, где женился на своей возлюбленной. В Санкт-Петербург он прибыл вместе с ней и её взрослой дочерью Луизой Платтен-Деламот.

В начале 1774 года умер отец архитектора. Валлен-Деламот успел проститься с ним, прибыв за несколько дней до его кончины в Париж. Большую часть 1774 года архитектор пробыл во Франции, где родственники и друзья уговаривали его вернуться с семьёй на Родину. В Петербурге зодчий подал прошение в Академию художеств на увольнение с назначением ему пенсии. Просьба была удовлетворена. Валлен-Деламота уволили, назначили ему пенсию в половину от прежнего жалования - 4 000 рублей в год.

Летом 1775 года Ж. Б. Валлен-Деламот покинул Санкт-Петербург. Вскоре его разбил паралич, от которого архитектор с трудом оправился. Но он стал терять зрение, ослеп на один глаз. После этого Валлен-Деламот вернулся в родной Ангулем. Там зодчий курировал студентов, отправленных во Францию для учёбы на казённые деньги. После казни Людовика XVI Россия прекратился всяческие отношения с революционной Францией, архитектору перестали присылать пенсию. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде .

Вален-Деламот Жан Батист (1729- 1800) французский архитектор, первый в России профессор архитектуры. Учился у своего кузена архитектора Ж. Ф. Блонделя. В 1759- 1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге. C 1759 года профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 года - придворный архитектор. С 1768 года - членкорреспондент Парижской Академии архитектуры. В 1775 году уехал во Францию.

Проекты Большой Гостиный двор (1761- 1785) Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте (1763- 1783) Дворец графа К. Г. Разумовского (1762- 1766) Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762- 1768) (см. Мариинский дворец) Здание Академии художеств (1764- 1788 совместно с А. Ф. Кокориновым) Проект фасадов Новой Голландии и её арки (1765- 1780, совместно с С. И. Чевакинским) Малый Эрмитаж (1766- 1769 совместно с Ю. М. Фельтеном) Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади (1768- 1775) Юсуповский дворец на Мойке 1770 -е гетманский дворец (не сохранился) в городе Почепе Брянской области (1760 -е) Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва (1760 -е)

Гостиный двор История его создания начинается с указа Елизаветы (1748 год) В 1750 -х годах был отклонён проект Ринальди. В 1757 году был утвержден проект Растрелли. Финансирование строительства должны были осуществлять купцы. По проекту Растрелли здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Работы начались в 1757 году, но вопросы финансирования затягивались и проект в конце-концов был пересмотрен.

В конечном итоге автором Гостиного двора стал Валлен-Деламот. Он сохранил общую планировку Растрелли и выстроил здание в стиле раннего классицизма. Строительство продолжалось более двадцати лет - с 1761 по 1785 год. В 1840 -х годах Гостиный двор стал одним из первых зданий, где было проведено газовое освещение. Гравюра Б. Патерсена. 1802 г.

Дворец Разумовского В 1739 году на этом участке по проекту Ф. Б. Растрелли был построен деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано. В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот. На территории усадьбы до сего дня сохранился участок сада. Со стороны Казанской улицы его ограждает решётка Казанского собора.

"Синий зал"

дворец графа И. Г. Чернышева Он стоял на том самом месте, где в середине XIX века был выстроен Мариинский дворец -теперешнее здание Государственного совета. Дворец Чернышева, несмотря на свою раннюю дату, уже довольно «классичен» по разбивке, и две его лоджии на боковых выступах декорированы совсем таким же палладианским приемом, какой позже, в эпоху Директории и при Наполеоне, был в ходу в Париже. Только детали выдают мастера времени барокко.

Здание Академии художеств Академия "трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры и архитектуры) была основана по инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова, по указу императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо новое отдельное здание. Для этого и был выделен участок на Васильевском острове.

Проект собственного здания Академии художеств составил архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. В начале 1764 года Екатериной II проект был утверждён, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырёх лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор "для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились".

Малый Эрмитаж - памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764- 1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен. Деламотом и Ю. М. Фельтеном. .

Северный павильон Малого Эрмитажа. Фасад, запроектированный архитектором Валлен. Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур - статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик с скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850 -х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин» .

интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж» , создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802 -1865 А. И. Штакеншнейдер (1802 -1865) работал в стиле историзма и Павильонный зал явился ярким примером этого направления. В его интерьере великолепно переплелись элементы готики, барокко, Ренессанса, классицизма и мавританского стиля.

часы, созданные английским мастером Д. Коксом, Г. А. Потемкин купил в подарок Екатерине II. Его с первого взгляда привлек оригинальный внешний вид часов, представляющих собой металлическую скульптурную группу, состоящую из павлина, петуха, совы и белки, сидящих на ветках дерева. Дерево окружают металлические растения с большими листьями и шляпки грибов, а циферблат часов вставлен в его ствол. По замыслу автора, это скульптурное изображение должно символизировать разные стороны человеческой жизни, противоречащие другу и в то же время всегда находящиеся рядом. Так, петух является символом утра и одновременно всего светлого и счастливого, а сова, естественно, обозначает ночь и все темное и страшное. Белке, которая ассоциируется с практичностью и приземленностью, противопоставляется павлин, символизирующий чистую возвышенную красоту. И при этом все они находятся на одном дереве, наполовину сухом, а наполовину покрытом листьями. Часовой механизм этого произведения искусства действует до сих пор. Раз в неделю сотрудники Эрмитажа заводят "Павлина", и посетителям предоставляется возможность услышать, как петух кукарекает, и увидеть, как вертит головой сова и распускает хвост павлин.

Южный павильон Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработка фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840- 1843 годах В. П. Стасов надстроил четвёртый этаж.

Парадная лестница в Юсуповском дворце

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году во Франции в городе Ангулеме. По материнской линии он принадлежал к известному во Франции роду Блонделей. О детстве будущего архитектора сведений нет. Известно только, что двадцатилетним юношей он поступил во Французскую академию в Риме, которую успешно закончил. Известно, что он много путешествовал по Италии, где изучал архитектурное наследие античности. Вернувшись в Париж, юноша начал работать помощником у своего дяди архитектора Франсуа Блонделя. Молодой архитектор принял участие в конкурсе на проект оформления одной из центральных площадей Парижа - площади Людовика XV, ныне площадь Согласия. И хотя его проект не был утвержден, этот факт сыграл важную роль в совершенствовании профессионального мастерства зодчего.

18 июня 1759 году через полномочного и чрезвычайного русского посла при французском дворе графа М. П. Бестужева-Рюмина с тридцатилетним архитектором был подписан контракт на работы в России в качестве архитектора сроком на три года. В задачу архитектора также входило обучение архитектуре российских талантов. Впоследствии контракт был продлен еще на три года. К этому времени Валлен-Деламот уже считался маститым архитектором, проявившим себя как мастер своего дела. Он был членом Флорентийской и Болонской академий, однако опыта практического строительства у него почти не было.
В Петербурге второй половины XVIII века все больше внимания уделялось постройкам общественного назначения. Наряду с дворцовыми и культовыми сооружениями активно возводились здания учебных заведений, административные, коммерческие. Руководила всем этим обширным строительством Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она же занималась и вопросами планировки. Валлен-Деламот, сочетавший преподавательскую деятельность со строительной практикой, также включился в проектирование и возведение этих сооружений. Одной из первых работ архитектора в Петербурге стал проект каменного Гостиного двора. Проект разрабатывался по распоряжению президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. Строительство началось в 1761 году, но двигалось крайне медленно. На первом этапе к строительству был также привлечен А. Кокоринов.

В 1762 году император Петр III отстранил Валлен-Деламота от строительных работ, поставив ему в вину присвоение чужого замысла. Валлен-Деламот действительно сохранил общий прием композиционного решения Гостиного двора, разработанный , но значительно упростил и удешевил проект предшественника, отказавшись от пышности и декоративности барочных архитектурных форм. Однако с воцарением Екатерины II положение французского зодчего снова упрочилось. Архитектор предложил новый вариант фасада, и императрица его утвердила. К 1767 году было закончено строительство корпуса, выходящего главным фасадом на Невский проспект, но темпы строительства снова вызвали недовольство столичных властей. Многие сомневались, что архитектор вообще сможет довести дело до конца. И это оказалось правдой. В 1768 году Валлен-Деламот окончательно отошел от строительства, а в 1775-м вообще покинул Россию, не увидев свой замысел воплощенным.

Однако за шестнадцать лет, прожитых архитектором в России, он осуществил много замечательных проектов. В 1762 году по проекту зодчего началось строительство главного католического храма Петербурга - костела святого Екатерины на Невском проспекте. Руководил строительством . Сложность проекта заключалось в том, что здание костела было необходимо уместить между двух существующих домов уже застроенной главной магистрали города. Валлен-Деламот блестяще справился с этой задачей. В костеле были погребены последний король Польши Станислав Август Понятовский, в 1938 году его прах был возвращен Польше, и французский генерал Ж. В. Моро. В 1855 году в этом храме отпевали архитектора Огюста Монферрана.

В конце 1763 году вместе с А. Ф. Кокориновым архитектор приступил к работе над проектом здания Академии художеств. В этой крупнейшей их совместной работе впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование колоннады в качестве основы организации фасадов. Замысел зодчих сформировался к 1764 году, и в этом же году начались строительные работы. Но даже после этого Кокоринов и Деламот продолжали совершенствовать проект, уточняя его детали. Строительство предполагалось закончить к 1778 году, но из-за недостатка финансирования оно двигалось очень медленно, а порой вообще приостанавливалось. Строительные работы завершились только к 1789 году, когда архитектора уже не было в России, а отделка здания продолжалась вплоть до 1810 года. Здание Академии художеств было еще одним произведением архитектора, которое он также не смог увидеть.

Еще одной работой Валлен-Деламота явилось строительство здания Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенного к Зимнему дворцу в 1764- 1775 годах. До этого Валлен-Деламот выполнил большое количество проектов интерьеров для Зимнего дворца. По замыслу Екатерины II в Малом Эрмитаже должна была разместиться коллекция картин и других Предметов Искусства, которые императрица приобретала на европейских аукционах. Там же Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, органично вписав свое творение в комплекс зданий, расположенных в непосредственной близости от Зимнего дворца и образующих с ним единое целое. В 1765 году по приказу Екатерины II зодчего привлекли к работам, проводимым Адмиралтейств-коллегией в «Новой Голландии», которыми до этого занимался С. И. Чевакинский. Валлен-Деламот исполнил проект фасадов, а также эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова. Величественный портал «Новой Голландии» с аркой над каналом является одним из шедевров петербургской архитектуры и символом нашего города.

Выполнял зодчий и частные заказы. Вместе с А. Ф. Кокориновым им был построен дворец графа К. Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Дворец является прекрасным образцом архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. На набережной Мойки Валлен-Деламот перестроил двухэтажный дом И. П. Шувалова, превратив его в дворец, известный нам как Юсуповский (набережной Мойки, 94). Архитектор также предположительно является автором проекта усадьбы «Александрино» на Петергофской дороге (проспект Стачек, 162) для президента Адмиралтейств-коллегий графа И. Г. Чернышева. Много времени у зодчего занимала преподавательская деятельность. Среди молодых людей, которым он передал свое мастерство, нужно назвать выдающихся русских архитекторов-классицистов Ивана Старова и Василия Баженова. Старов трудился в Петербурге, Баженов в основном в Москве. Но Россия не стала второй родиной архитектора. В 1775 году он покинул Россию. Возможно, на его отъезд повлияла смерть его друга и коллеги А. Ф. Кокоринова. Валлен-Деламот умер в своем родном городе Ангулеме 17 апреля 1800 году. Французский зодчий оказался одним из основоположников русского классицизма.

Жан-Батист-Мишель ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (1729-1800)

Француз Вален-Деламот был приглашен в Россию в 1759 году по протекции своего дяди-знаменитого французского зодчего Блонделя, у которого работал помощником. За два года до того Елизавета Петровна по образцу французской Королевской Академии основала в России Академию художеств, но для обучения годных архитекторов нужны были иностранные мастера-специалисты, ведь своих не было. Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, стал ее вице-ректором, и по его проекту (1764-1788, совместно с Кокориновым) было построено удивительное по своей задумке здание Академии с круглым двором в центре. Учениками Валлен-Деламота были такие зодчие, как Баженов, Старов и Волков.


Академия Художеств



Академия Художеств

Именно Валлен-Деламот заложил в архитектуре города традиции классицизма, безраздельно господствовавшего вплоть до середины 19 века. Но в его постройках классическая планировка и общая структура здания, которым свойственна симметрия, уравновешенность композиции, величавая торжественность, сочетаются с пышной пластичной отделкой фасадов, обогащенных декором и скульптурами.

«Классицизм вошел в наш город через арку Нового Голландии»- писали в 20 веке. Арку эту спроектировал именно Валлен-Деламот в 1765 году. Ему же принадлежит окончательный проект Гостиного двора на Невском проспекте (1761-1785), работу над которым начинал еще Растрелли. На том же Невском проспекте по его проекту был возведен католический костел святой Екатерины (1763-1783,совместно с Антонио Ринальди).


Арка Новой Голландии


Гостиный двор

Как к архитектору к Валлен-Деламоту обращались многие вельможи, для графа Чернышова он строит первую в России палладианскую виллу с центральным подкупольным залом (1760е)- ныне это усадьба «Александрино» на Петергофской дороге, для того же Чернышова он строит дворец на Мойке (1762-68, не сохранился). Вообще на Мойке авторству Валлена- Деламота принадлежали несколько дворцов: дворец гетмана Украины Разумовского (1762-66), где ныне размещается педагогический университет, дворец Андрея Шувалова (1770е), позднее перестроенный для Юсуповых, дворец городского полицмейстера Чичерина на углу с Невским проспектом (1768-81), позже также перестроенный для Елисеевых. Для императрицы он строит Малый Эрмитаж (1766-69,совеместно с Фельтеном), а также завершает отделку покоев Зимнего дворца.


Усадьба Александрино


Дворец Кирилла Разумовского


Дворец Шувалова (позже-Юсуповский)


Дворец Чичерина (позже- Елисеевых)

Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Джакомо Казанова писал о Валлен-Деламоте: «он изрядно подивил Петербург, соорудив дом в четыре этажа, где была та, по его разумению, великая достопримечательность, что нельзя было ни увидеть, ни догадаться, где лестницы».


Малый Эрмитаж

Увы, активная деятельность зодчего продолжалась в России недолго- в 1775 году по семейным причинам он вынужден был вернуться во Францию. Вскоре его разбил паралич, от которого архитектор с трудом оправился. Но он стал терять зрение, ослеп на один глаз. После этого Валлен-Деламот вернулся в родной Ангулем. Там зодчий курировал студентов, отправленных во Францию для учёбы на казённые деньги. После казни Людовика XVI Россия прекратился всяческие отношения с революционной Францией, архитектору перестали присылать пенсию. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: